Венесуэльские хроники: Национальный парламент коммун как "ход конем" чавизма.

Dec 18, 2015 13:01



Венесуэльская конституция - небольшая книжица, выпускаемая самым массовым тиражом в Венесуэле.

Продолжаю следить за развитием ситуации в Венесуэле в форме экспресс-анализов ключевых событий. На прошедшей неделе самым важным и одновременно спорным событием стало создание Национального парламента коммун - структуры, которая призвана смягчить последствия поражения чавистов на парламентских выборах. Присмотримся к ней поближе:

Как ни абсурдно и ни парадоксально, в наше супердемократическое время словосочетание «народная власть» для многих звучит как анахронизм. Если спросить на улице у прохожего, то первые ассоциации будут «большевики», «советская власть» и прочая и прочая. Но нет, это не анахронизм. По крайней мере, в Венесуэле. В Основном законе слово «народ» и «народная власть» чуть ли не самые популярные (в переводе с латинского, кстати, этот термин и значит «народные»). Вот, например, что гласит пятая статья венесуэльской Конституции:

«Суверенитет неотчуждаемо принадлежит народу, который осуществляет власть двумя путями: прямо - в форме, предусмотренной в этой Конституции и в законе, и косвенно - посредством голосования и формирования органов, которые осуществляют государственную власть. Органы государства исходят от народного суверенитета и подчинены ему».

Именно основываясь на Конституции, нынешний глава Национальной ассамблеи (парламента) Дьосдадо Кабельо 15 декабря 2015 года огласил решение о создании Национального парламента коммун. Тем самым коммуны, до сих пор выступавшие как местные структуры, сводятся в общенациональную систему.

С политологической точки зрения это означает выстраивание институтов прямой демократии в дополнение к представительной. И это очень важный процесс. Процесс развития подлинной, а не мнимой демократии. До 6 декабря прямая демократия в Венесуэле больше декларировалась, чем осуществлялась, и лишь теперь начинает становиться реальностью. Такой вот очистительный эффект поражения, стимулировавшего новые тенденции внутри боливарианского процесса.

Вспоминается государственный переворот апреля 2002 года. Тогда Чавес был отстранен от власти на 48 часов. Кто его спас (как политически, так и физически - доказано, что мятежники готовились к его ликвидации)? Не милость тех, кто его беззаконно похитил и увез на уединенный остров. Но воля народа. Именно народ, узнав о мятеже, спустился с холмов (там, по периметру Каракаса, расположены бедняцкие районы, называемые в Венесуэле «барриос»). Людские потоки сконцентрировались вокруг президентского дворца, народ требовал возвращения президента. Под давлением масс, наряду с международной солидарностью, мятежники не решились расправиться с законным президентом, а затем были вынуждены его освободить и смириться с его восстановлением у власти.

Сейчас схожая ситуация. Только на сей раз народ не спустился, но наоборот, поднялся. Поднял голову. Новый парламент вырос из коммун, стал результатом, равнодействующей этого уникального народного образования.

Сейчас в блогосфере Венесуэлы ведутся жесточайшие споры о роли нового органа власти. Одни считают, что такая параллельная законодательная структура противоречит Конституции, другие поддерживают ее создание, отрицая ее параллельный характер по отношению к контролируемой оппозицией Национальной ассамблее. Сторонники законности нового парламента опираются как раз на пятую статью Конституции.

Но факт остается фактом, Национальный парламент коммун вырос из самоорганизации народа. После поражения чавистов на выборах 6 декабря народ сразу же стал собираться вокруг президентского дворца Мирафлорес. На улицах столицы и других городов перманентно проводились народные ассамблеи, на них приходили и разговаривали с народом представители власти, включая президента Мадуро. Фотографии для иллюстрации:

Народ собирается у Мирафлорес после выборов:


Стихийные народные ассамблеи:


Каракас. 10 декабря. Чавес.


Сейчас новая форма народной самоорганизации оформлена юридически в новый представительный орган.

Все-таки у Боливарианской Республики Венесуэла огромный иммунитет к кризисам и поражениям. И заложен он именно в Конституции, принятой в 1999 году. Недавно мне на глаза попалась статья под красивым названием «Чавес физически умер, но продолжает побеждать олигархию». Именно так. Потенциал венесуэльской конституции огромен, и он очень гибко и мудро используется сейчас, в период кризиса, после поражения. Юридически трудно придраться к новому законодательному органу.

Первые заседания парламента коммун пока проходят в здании Ассамблеи. Можете ли Вы представить такое зрелдише в нашей Думе? Пустят ли Вас туда? А в Венесуэле народ сидит в креслах депутатов.


Пока неизвестен ни его устав, ни регламент, неизвестно, где он будет собираться, как будет соотноситься с оппозиционной Ассамблеей. Можно лишь предположить следующее. Если бы имелось в виду, что Национальная ассамблея будет решать федеральные вопросы, а коммуны - заниматься местными делами, то достаточно было бы расширить их полномочия, а не создавать общенациональный Парламент коммун. Очевидно, имеется в виду развитие базового принципа чавистской конституции: даже имея конституционное большинство в парламенте, нельзя умалять права человека и гражданина, «ломать через колено» другие государственные институты. Наряду с исполнительной, судебной, контрольной, электоральной ветвями власти, парламент коммун призван стать еще одним «балансиром», нейтрализующим антинародные решения оппозиционеров, заполнивших Национальную ассамблею.

Мадуро открыто общается с народом. Тоже стихийная форма работы нового парламента коммун.


Заседание нового Парламента?


После избирательного поражения многие обсуждали необходимость создания механизма общественных консультаций по поводу принимаемых Национальной ассамблеей законов. Надо полагать, такую роль и будет выполнять Национальный парламент коммун. Это позволит выиграть время. Оппозиции не удастся принимать антинародные законы с ходу, как сейчас декретирует неолиберальную шоковую «терапию» аргентинский президент Макри. В Венесуэле не удастся избежать процедуры согласования не только с другими ветвями власти, но и с народным парламентом.

Оппозиция уже изрядно огорчена. Есть и немалые риски того, что противоречия между двумя представительными органами выльются в уличные столкновения. Тогда противостояние перейдет в горячую фазу. Но и к такой возможности власть готовится. См. предыдущий экспресс-анализ.

Будем дальше следить за развитием событий.

Чавес, Венесуэла, Латинская Америка

Previous post Next post
Up