- Взгляни-ка на дорогу! Кого ты там видишь?- Никого, - сказала Алиса.
- Мне бы такое зрение! - заметил король с завистью. - Увидеть никого! Да еще и на таком расстоянии
- Льюис Кэрролл
Что видим мы на этой картинке? Ничего. Пустынная долина с колючками, окруженная невысокими черными горами.
Здесь никого нет и нечего смотреть. И тем не менее я постоянно возвращаюсь мыслями к этой странной местности, представляющую собой достопримечательность, которую невозможно увидеть, потрогать, понюхать и вообще хоть как-то материализовать во впечатлениях.
Под пыльной дорогой на большой глубине течет подземная река. У нее есть название, как ни странно. Эту реку называют Амаргоза, что в переводе с испанского означает “горькая вода”. Река длинная, почти триста километров. Всего в двух местах Амаргоза выходит на поверхность в виде узких заросших осокой канав. Я сейчас себя ругаю - я был совсем рядом буквально в километре от одного такого места, но я не знал ничего про него, да и темно уже было. Река, прямо скажем, не быстрая. Капле воды, упавшей в горах Калифорнии, требуется восемь тысяч лет, чтобы добраться до этой пыльной грунтовки, и то если эта капля не испарится по пути. Заканчивается Амаргоза в огромной водяной линзе, находящейся под самым горячим местом в обеих Америках, которое называется долиной Смерти. Это отсюда налево километров через 20 за другой невысокой грядой таких же черных гор. Я думаю, с них были списаны камни Гингемы из “Волшебника Изумрудного города”. Русло Амаргозы кое-где есть и на поверхности земли, только оно совершенно сухое и наполняется во время редких наводнений далеко не каждый год.
Грунтовки, разбегающиеся по пустыне, не ведут никуда. Или ведут куда-то неизвестно куда. Никто никогда по ним не ездит. Они поддерживаются в идеальном состоянии, но на это не нужно затрачивать никаких усилий. И только на месте, запечатленном на снимке, явно сделана разворотная площадка, а, если приглядеться, вдали виднеется будка. Это информационный щит.
От разворотной площадки короткая тропинка ведет к подножию черного холма. Этот снимок сделан уже от холма. Если напрячь зрение, видна моя прокатная маленькая машина, сливающаяся с колючками. Дорога там.
Участок у подножия холма огорожен двойной сеткой пятиметровой высоты. Всё в антеннах и камерах наблюдения. Нет, это не военный объект. Нет, отсюда далеко до ракетных шахт (наверно).
Под антенной в земле небольшая дырка, заполненная чистой горячей соленой водой. Никто не знает глубину этой дырки. Сто метров есть точно, а дальше измерить не удалось, потому что дырка распадается на множество мелких каналов, ведущих неизвестно куда. Очевидно, что дырка связана с подземной водяной линзой под Долиной Смерти, но это не всё, чем она примечательна. В этой дырке бывают цунами. Не шутка! Когда в Японии или Индонезии случаются сильные землетрясения (не говоря уже о Калифорнии или штате Вашингтон), в дырке возникает волна высотой до двух метров. На этом снимке видна еще одна тропинка вдоль забора. Она поднимается наверх метров на двадцать, высоко. Там находится вторая дырка, узким воздушным коридором связанная с первой. Во время цунами из второй дырки выплескивается вода, которая за тысячелетия функционирования этой адской машины протоптала себе сухое русло вниз по склону. Считается, что подземные ходы, связывающие эту дырку со всем миром, сформировались полмиллиона лет назад, но кто это сейчас может проверить.
Вторая дырка на склоне холма. Видно начало русла, которое проделала вода, выливающаяся из преисподней. Поскольку дождей здесь практически не бывает, рельеф не меняется столетиями. Мелкий размыв, обнаживший круглый камень, был проделан неизвестно когда после очередного подземного цунами, и он изменится после следующего далекого землетрясения. Чтобы люди не могли случайно ничего испортить, дырка заделана крепкой решеткой.
А это первая, основная дырка, заполненная водой. Она совсем небольшая, и проход к ней загорожен еще более мощной высокой решеткой с толстыми прутьями. Волны, возникающие во время далеких землетрясений, поднимаются до видимых отметок на камнях. Размер водной поверхности Дьявольской Дыры (это официальное название) где-то полметра на два. Вода довольно соленая, и ее температура зимой и летом одна и та же - около 35 градусов. И там живут рыбы. Точнее, рыбки, не больше гуппи. Естественно, эти рыбки больше не живут нигде в мире. Здесь их родина. Кушать рыбкам особенно нечего. Дыра почти все время в тени, насекомые в пустыне не водятся, рачки в соленой горячей воде дохнут. Рыбки едят мох, который нарастает на камнях. Глупые люди назвали рыбок pupfish за то, что они все время как бы играют в воде. На самом деле, эти рыбки не играют, а дерутся за скудные ресурсы и постоянно делят территорию дыры. Не так ли и мы смотримся для каких-нибудь зеленых человечков, когда весело бросаем друг в друга бомбочки, которые так классно взрываются.
Число рыбок ограничено естественным образом. Они практически вымершие, и это не по вине человека. В хорошие годы, когда по каким-то причинам еды становится больше, колония рыбок вырастает до 400 штук, но в самый плохой год этих рыбок было всего 37. Их пересчитывают каким-то образом дважды в год. Обычная популяция от 50 до 100 особей. И это всё, во всем мире больше таких рыбок нет. А все попытки развести их в неволе не увенчались успехом. Рыбки дохнут, предпочитая свободу и родину обильной кормежке в аквариуме точно таких же размеров. Это очень загадочные рыбки.
Через решетку, да еще на таком расстоянии рыбок не видно. Но можно посмотреть их ближайших родственников в соленом болоте неподалеку, там они плавают в больших количествах. Дело в том, что когда-то на месте долины Амаргозы было озеро, и там водились эти рыбки. Они тогда еще не знали, как их зовут. Потом случилось сильное землетрясение. Это было где-то так 180 тысяч лет назад. Озеро распалось на разделенные водоемы, некоторые из них быстро пересохли, и из одной породы рыбок стало десять. Некоторые вымерли, а остальные приспособились жить в соленой горячей воде. Теперь они уже и генетически разные, и рыбок из соленого болота по соседству невозможно скрестить с рыбками из Дьявольской Дыры. У рыбок есть и более дальние родственники, живущие в аналогичных условиях в разных местах Америки. Например, один тип таких рыбок живет в Мексике в вулканическом источнике с температурой воды +45 градусов. Это очень теплолюбивые рыбки.
Почему-то американская часть человечества испытывает странный комплекс вины перед рыбками, живущими в Дьявольской Дыре. Ну, то есть, это можно понять, конечно. В самом деле, мы такие обеспеченные, ездим куда хотим, едим что хотим, а у этих несчастных рыбок одно развлечение - цунами раз в десять лет. Грустно, девицы. В 1976 году Верховный Суд США провел специальное заседание, посвященное правам рыбок из Дьявольской Дыры. По итогам этого заседания было принято постановление, которое запретило людям делать что-либо ухудшающее и без того плачевные условия существования рыбок. Главным итогом стал запрет на разработку водных ресурсов подземной линзы. Если, не дай бог, уровень воды в этом колодце понизится, в нем перестанет расти мох, и рыбки вымрут навсегда. А этого нельзя допустить (господи, какой бред - ремарка моя). Поэтому Дьявольская Дыра обнесена решеткой и находится под постоянным дистанционным наблюдением, чтобы никто тут не нахулиганил. А еще в радиусе десятков километров запрещено строить жилье и заниматься сельским хозяйством. Ведь на человеческую деятельность нужна вода, и взять ее можно только из-под земли, но в этом случае рыбок ждет быстрая смерть. По состоянию на 1976 год недалеко от Дьявольской Дыры уже находился один отель-казино. Он так и стоит, и функционирует, и я там и останавливался на две ночи. Вокруг него пустыня, песок, камни. Такая вот фантасмагория.
На информационном щите показаны внешний вид и места обитания рыбок класса pupfish на территории Невады. Наши - самые маленькие справа. За тысячи лет они измельчали, потому что так можно обойтись меньшим количеством корма. Сейчас их размер не превышает 3.5 сантиметров. Их коллеги из более сытных мест просто гиганты на их фоне. Они могут вымахивать до пяти сантиметров. А вот еще мне понравилось название рыбки наверху, которая живет в Соленом ручье: salinas salinas. То есть они все salinas, но эти salinas два раза. Я проезжал мимо этого ручья и мог бы туда заглянуть, но совершенно не было времени. В этих путешествиях ведь постоянная гонка. Какие-то места приходится пропускать, потом об этом жалеешь. Ну что делать, все равно всего не увидеть.
Возле Дьявольской Дыры делать больше нечего. Я сфотогравировал всё, что было возможно. Но, чтобы не заканчивать на этой печальной ноте, я дам еще пару фотографий, уже не связанных напрямую с Дьявольской Дырой.
Оазис в долине Смерти в поселке Furnace Creek. За пальмами очень дорогой отель. В этом месте подземная водяная линза расположена совсем близко к поверхности. Поэтому зелени много. Furnace Creek - географическая середина долины Смерти. Именно здесь зафиксирована самая высокая температура воздуха - +53 градуса - и самая высокая температура почвы - +94 градуса. Но я рассекаю в конце декабря. Температура плюсовая, но дует ураганный северный ветер, и очень холодно.
Еще одна чумовая точка, напоминающая по смыслу предыдущую - самое низкое место в обеих Америках, 86 метров ниже уровня моря. Белое - это соль. Лужа не пересыхает даже в пятидесятиградусную жару, потому что она подпитывается слабосильным ручейком из того же подземного резервуара. Эта лужа называется Badwater - плохая вода. Когда-то много лет назад заблудший странник, увидев воду в пустыне, очень удивился и решил напоить своего осла. Осел пить отказался, из чего пилигрим сделал вывод, что вода отравлена и назвал лужу соответственно. Но там нет никакой отравы. Просто это Мертвое море, только очень-очень маленькое. Раньше оно было больше, вода доходила до того места, где я стою. Пересыхает не лужа, это, несмотря на все усилия по сохранению воды в подземном резервуаре, ее количество все-таки медленно уменьшается. Но уровень воды в луже зависит еще и от времени года, и от осадков, которые хоть иногда, но здесь случаются.
Так вот, в этой луже живут эндемичные улитки, и едят они не менее эндемичные водоросли. Естественно, к луже подойти нельзя, потому что каждая улитка пересчитана, и не дай бог ее раздавить ненароком. Как пересохло дно долины Смерти 180 тысяч лет назад, так с тех пор и живут эти улитки в соленой горячей луже. И вот я думаю, что, если бы теория о переселении душ была верна и если бы после смерти я бы переродился в такую улитку, что бы я тогда сказал мирозданию?