Не будет большим преувеличением утверждать, что после первого похода в Эрмитаж сто лет назад картина под названием "Отцелюбие римлянки" Питера Рубенса заинтриговала меня больше всех остальных. Был я тогда, кажется, в пятом классе. Что это они там делают такое непонятное? Что такое “отцелюбие”, да еще и в таком контексте? И ведь не спросишь ни у кого - неудобно как-то.
Периодически я возвращался мыслями к этой теме, особенно по мере взросления, но интернета тогда не было, и прояснить ситуацию было невозможно. Сейчас жизнь стала гораздо проще, раз - и готово, с первого же клика:
Отсюда:
Легенда, изложенная древнеримским историком Валериусом Максимусом,...гласит, что Кимон был осужден на голодную смерть. Его дочери Перо разрешили приходить в тюрьму каждый день ухаживать за ним: умывать, давать пить, менять солому… День за днем отец становился все слабее и слабее. Не в силах видеть пытку умирания, она решила поддержать его - и дала ему грудь (дочь незадолго до этого родила и кормила грудью своего младенца). Сколько времени это продолжалось? Никто не знает. Никто не знает потому, что все, написанное об этой истории Валериусом Максимусом, уложилось в три строчки. Можно предположить, что довольно долго. Известно, что человек может прожить без пищи месяц. Кимон голодал не день-два. Может быть, что и 2, и 3 недели. Власти ждали его смерти, а Кимон все не умирал. Никто не мог понять причины такой живучести, пока тюремщики не проследили за Перо.
Власти оказались в тупике: с одной стороны - Перо преступница. С другой стороны - с какой благородной целью это делалось: продлить жизнь отца, насколько это возможно. При всей жестокости нравов древнего Рима судьи приняли решение освободить Кимона и не наказывать Перо.
За что осудили Кимона, Валериус Максимус не упоминает. Одно можно сказать определенно, что Кимон был не раб и не простолюдин. Это был патриций. Поэтому его не отправили на съедение зверям, не повесили, не отрубили ему голову. Хотя иногда и патрициев казнили всеми перечисленными способами. Но, видимо, преступление было таким, за которое полагалась лишь голодная смерть. А может быть, его заслуги перед Римом были настолько значительны и признаны, что его решили казнить «тихой смертью»? В древнем Риме морили голодом граждан верхних слоев общества, в частности, женщин из семей патрициев. Это могла быть и супружеская неверность, и соучастие в убийстве. Пишут, что весталки, которые потеряли девственность, тоже приговаривались к голодной смерти. За какое преступление осудили Кимона - не имеет значения. В памяти людей его имя осталось благодаря самоотверженной дочери.
© Shkolazhizni.ru
Вот как все просто оказывается. Но полез я разбираться со своими пубертатными комплексами только после того, как я увидел этот же сюжет в камне:
Город Гент, Бельгия, фриз называется “Маммелоккер”, переводится с гентского диалекта нидерландского языка как “сосунок”. Напишу еще по-английски, так будет точнее: “Breast sucker”. Размещен этот фриз над входом в ратушу Гента. Почему?
Сначала была только башня. Потом сделали пристройку - здесь заседала гильдия суконщиков, которые представляли градообразующую индустрию Гента. Сейчас в этом здании турбюро с компьютеризированной панорамой города. А в подвале пристройки, там, где окошки вровень с землей, размещался городской суд и КПЗ - временная тюрьма. В 1741 году здание еще раз увеличили на небольшое караульное помещение, в котором сидели стражники. Отцы города не придумали ничего более остроумного, чем разместить кусочек римской истории над дверью тюремной стражи. Им показалось это очень остроумным ходом. Самое интересное, что теперь иногда античный сюжет представляется как реальный случай, происходивший во Фландрии в средние века, при этом в бельгийской легенде девушка была девственницей, и молоко у нее появилось вследствие горячей молитвы. Вот что крест животворящий делает. Но мы не будем разделять эти антинаучные средневековые воззрения.
На заднем плане желтым подсвечена другая важная башня Гента, собор святого Баво, иногда этого святого еще называют Бавоном.
Бавон тот еще фрукт был. Рыцарь, воин, насильник и мот. Он был весьма богат и происходил из солидного рода. Удачно женился, получил хорошее приданое, которое проматывал в кутежах. А потом встретил некоего проповедника, тоже святого, разумеется, раскаялся и по уже сложившейся к тому времени практике роздал имущество бедным вследствие чего сделался нищим и святым. В первый раз читаешь о таких перерожденцах с некоторым любопытством, затем делается скучно. Но зато собор. Смотрите, какие окна внутри.
А знаменит собор не одной лишь башней с витражами. Внутри находится примечательный алтарь имени божьего барана, то есть агнца. Если честно, я сфотографировал копию. За просмотр оригинала брали деньги, и туда стояла очерель, и я подумал, что обойдусь. Говорят, копия очень точная.
Центральная часть алтаря изображает знаменитого божественного барана, agnes dei. Я вообще с интересом изучаю всегда религиозную символику. Жаль только, сразу забываю узнанное. Но смысл агнца божьего оказался настолько затуманен, что при всем моем старании понять, в чем здесь суть и почему баран эквивалентен, оказывается, самому Иисусу, я не смог. Каждому знаком вкус баранины, а в прежние времена каждый второй умел ее добыть несложным движением ножа, почему столько хипежа вокруг такого простого акта изготовления еды? Непонятно. Поэтому смысла пересказывать Евангелие от Иоанна, в котором впервые появилась эта аналогия, на мой взгляд, нет. Любопытным лишь мне показалось, что знаменитый Трулльский собор от 691 года (без тысячи, это не описка), на основании решений которого кого-то недавно осудили в России за кощунство (я ничего не путаю?), постановил в числе прочего запретить изображение Иисуса в виде барана.
82-е правило (ого!) запрещало изображать Иисуса Христа в образе агнца, а вместо этого предписало представлять Его на иконах «по человеческому естеству». © Wikipedia
Именно поэтому изображений agnus dei не так много. Практически все слышали это словосочетание, но, в отличие от других библейских сюжетов, в художественной картотеке человечества божественный баран практически не засветился.
Как водится, все элементы на этой панели символизирует нечто разное важное. Информацию обо всех этих символах легко найти. Например, сверху святой дух.
Сотворили этот шедевр братья Ван Эйки, Хуберт и Ян. Это реально жившие в Генте люди. Сохранились их контракты с Гентским магистратом, налоговые ведомости, протоколы комиссий, обследовавших ход работ по контрактам. В семье Ван Эйков было трое братьев и сестра, все художники. Теперь смотрите на даты: Хуберт Ван Эйк умер в 1426 году, алтарь закончен в 1432. На раме алтаря вроде бы была надпись, в переводе на современный язык провозглашавшая Хуберта первейшим художником среди равных. Эта надпись была уничтожена во время беспорядков в 1566 году. Ян Ван Эйк всегда подчеркивал, что он "Secundus", то есть второй после брата, который вроде бы был его учителем. Вроде бы Хуберт был похоронен в соборе Св. Баво под своим алтарем, о чем говорила медная табличка. Куда девалась эта табличка спустя века, никто не знает. Вроде бы Хуберт Ван Эйк работал в Гааге в 1422 году. Но никаких материальных следов его пребывания в Гааге не сохранилось.
В отличие от старшего брата, Ян Ван Эйк (1390-1441, этот памятник стоит в Брюгге) более чем знаменит. При этом картин он оставил немного, всего около двух десятков. Кроме этого алтаря, мне повезло видеть его работы в Национальных галереях Вашингтона и Лондона и в Лувре, причем в последних двух я, по очень удачному стечению обстоятельств, бывал много раз и мог рассматривать их продолжительное время с разных точек и в разном настроении. Особенно меня вдохновляет небольшая картина на верхнем этаже Лувра. В Лондоне Ван Эйк выставлен на очень людном и видном месте, и к ней не зарастает народная тропа. А в Лувре возле Ван Эйка относительно тихо, и в эту картину можно вглядываться сколько угодно, разбирая ее мельчайшие детали. А там есть на что посмотреть. Далее я дам три скриншота с замечательного интерактивного сайта
http://closertovaneyck.kikirpa.be Картина имеет размер 62х66 сантиметров, немного. Видите теперь две крошечных фигурки, как два червячка в центре? Приблизим.
Человек в тюрбане, по общему мнению искусствоведов, автопортрет. То есть это сам художник и есть. Лицо вполне узнаваемо. В левом нижнем углу сайт любезно проставляет масштаб увеличения. Белая черточка имеет размер один миллиметр. То есть длина носа на автопортрете порядка четыреста микрон. Каким образом, какими инструментами в 1435 году художник мог написать портрет размером в пару миллиметров? До изобретения лупы оставалось еще более 300 лет. Увеличительные стекла уже были известны, но лучшие образцы достигали пятикратного увеличения, при этом такое стекло надо было держать в руке. А ведь это не одна такая деталь. Каждые сто микрон картины имеют значение. Вот деталь фриза над головой сидящего человека (это канцлер Ролин, если кому-то интересно; фиг бы мы что-то о нем помнили и знали, если бы не эта работа).
Особое изумление в наш материальный век вызывает то, что эти люди как-то жили, причем по тем временам они не бедствовали. Но на подобный рисунок уходили месяцы, а то и годы тяжелого труда. Недаром алтарь в церкви Св. Баво сдавали больше шести лет. Кто-то им оплачивал все эти художества. Как, интересно, это было устроено?
Считается, что братья Ван Эйки заложили основы голландской / фламандской живописи. В истории бельгийской культуры они эквивалентны Пушкину или Данте, и к ним такое же отношение. Только сфера другая.
Потому позади церкви Св. Баво стоит очень мощный монумент, посвященный братьям Ван Эйкам.
Старший брат Хуберт смотрит в Библию, младший Ян сидит с палитрой. Процессия людей всех возрастов с обеих сторон от трона, на котором сидят братья, несет им гирлянды цветов. Смысл в том, что художественная сила их творений вне времени, возрастов и воззрений эпох.
Мне понравилось.
P.S. А почему прямо от памятника Ван Эйкам трамвай идет в Москву, все знают? Лет десять назад этот вопрос был очень популярен.