Yellowstone. Занимательная гейзерология - часть 7

Mar 23, 2012 13:48


Введение - Фонтанные Гейзеры - Конусные Гейзеры - Старый Верный - Эксельсиор - Фумароли и Палитры - Травертиновые Террасы - Водный мир - Заключение




На этом снимке - панорама травертиновых террас. Редкое явление, между прочим. Во всем мире таких мест считанное количество. Говорят, самые внушительные террасы в турецком Памуккале, и Йеллоустоунские террасы им уступают по красоте и необычности. Там я еще не был, проверить не могу. Однако, и то, что я наблюдал, очень и очень впечатляет.


Мертвый гейзер на первом плане я уже показывал пару репортажей назад. Теперь займемся изучением того, что находится за ним. Эта огромная гора сделана из травертина - вполне себе домостроительного материала, который изредка используется людьми для изготовления кирпичей. Травертин - это карбонат кальция. Материал этот выносится на поверхность в течение многих тысяч лет, и травертиновая гора достраивает сама себя со временем. На первом плане, весь в рыжих потеках от бактерий-термофилов, находится склон, который называется Мамонтовые Горячие Источники. Он состоит весь из террас, которые выглядят как небольшие плоские площадки, расположенные одна под другой. Названия красивые. Здесь есть террасы Юпитера и террасы Минервы. Все такое страшно древнеримское, и не случайно.




Самое интересное в этой местности, на мой взгляд, - это мертвые деревья, стоящие на склонах десятки и сотни лет. Травертин - ноздреватый легкий камень, и он быстро забивается почвой. А много земли деревьям не надо, потому что весь склон - одно сплошное минеральное удобрение. Деревья и кустарники на этих склонах растут очень быстро. Однако горячие ручьи, приносящие всю эту минеральную благодать, все время меняют направление. Там, где течет вода, цвет камня оранжевый от бактерий, там, где ее нет, бактерии погибают, и камень приобретает свой естественный белый цвет. Понятно, что деревья не растут в кипятке. Поэтому жизненный срок дерева на травертиновой террасе недолог: только оно успевает подняться, как сразу погибает после очередного землетрясения, меняющего путь горячих потоков.




Круговорот жизни показан на этой картинке очень наглядно. Сварившиеся заживо деревья как будто окаменевают. Древесину не едят никакие паразиты (по-видимому), и эти голые палки могут торчать веками.




Уступы кажутся сделанными вручную. Прям-таки что фонтан Треви, честное слово. Ошеломительное впечатление.

Я думаю, человек, который давал имена всем этим чудесам, бывал в Риме и разбирался в древнеримской мифологии. Какая-то есть загадочная аналогия между этими конструкциями и римской античностью. Это сравнение не только мне приходит в голову. Поэтому, скорее всего, и названия отдельных кусочков этого места так или иначе связаны с античными мифами.




Формирование террас - хитрый процесс. Дело в том, что карбонат кальция осаждается из воды при определенной температуре и концентрации. При этом вначале эта субстанция вязкая как желе, а потом застывает. Если на пути потока воды встречается препятствие, кальций начинает кристаллизоваться вокруг него, образуя плотинку. В этом месте поток выравнивается, получается мелкий пруд. Постепенно дно пруда становится плоским, а уступ вертикальным. На более крутых участках структура, как видите, напоминает чешуйки, только это очень большие чешуйки, с меня размером. На пологих участках получаются почти идеальные горизонтальные ступени.







Этот источник в глубокой нише как-то называется, я уже забыл как. Кажется невероятным, что такие краски и структуры создает природа. Какое там все мраморное белое и бледно-розовое. А елочке-то явно не повезло. Она растет буквально в двух шагах от смерти. Судьба ее не определена абсолютно. Если источник высохнет или, как минимум, не прибавит мощности, у елочки будет жизнь в шоколаде, но я бы на такой благоприятный для нее исход ставку бы не делал.

Поднимемся выше.







Другие террасы уже начали разрушаться. В отсутствие подземной воды процесс приобретает обратный характер. Ветер и дожди обтачивают уступы, и постепенно ступени превращаются в пыльный гладкий холм.




На снимке панорама террас Юпитера с дальней точки. Сами террасы - это правые холмы.




Это, возможно, пара мертвых конусных гейзеров-великанов. Мы приехали в парк очень рано утром, и гуляли по местности в полном одиночестве. Печальная картина. Тишина, даже безмолвие, и какие-то мысли о вечности и тлене всего сущего лезут в голову.

За гейзерами начинается и вовсе марсианский пейзаж - огромное травертиновое плато, расположенное на довольно приличной высоте. Кое-где в зависимости от подземных обстоятельств оно достраивается, но на основной площади там все уже высохло. Сейчас я покажу несколько кадров, сделанных по периметру этого смурного места.






















Всю эту местность можно обойти или объехать, поднимаясь по спирали все выше и выше.




На последней фотографии, сделанной с самой верхней точки, далеко внизу видны домики. Это то место, откуда мы начали восхождение. От домиков был сделан первый панорамный кадр этого репортажа. Сами домики - форт Йеллоустоун, первое поселение в парке, из которого началось его освоение. Когда-то это были армейские казармы. Сейчас это офисные здания, помещения для рейнджеров, сувенирные лавки. В нескольких километрах от форта дальше по ущелью расположены северные ворота в заповедник и выезд в деревню Гардинер, в которой можно вполне нормально переночевать.

Следующая серия

Йеллоустоун, США

Previous post Next post
Up