Флоренция 4. Коридор Вазари /2

Feb 15, 2011 22:51


Предыдущая серия

В этом репортаже мне придется использовать чужие снимки чаще, чем обычно. Под каждым заимствованным кадром я буду давать ссылку на источник. Постараюсь никого этим не запутать.




Река Арно - кажется, что жалкая речушка, канавка какая-то. А вот в 1966 году было катастрофическое наводнение на этой речке. Вода поднялась на 3.5 метра и в некоторых местах дошла до второго этажа. Был затоплен весть город. Флоренции был нанесен катастрофический ущерб. Пропало или сильно пострадало от трех до четырех миллионов книг и порядка 14 тысяч картин. Народа, правда, погибло относительно немного, всего 119 человек. Это был выходной, и люди по поводу праздника уехали из города. Вернулись - а города-то и нет, одно грязное болото. 5000 семей и 6000 бизнесов остались без крыши над головами. Понте Веккио чуть не смыло, и ювелирные лавки тогда серьезно пострадали. Но такое несчастье редко случается, где-то два-три раза в тысячу лет. Царствование Козимо Первого прошло без природных катаклизмов. Он видел точно такую спокойную воду с высоты своей галереи.




Герцог ходил над этой колоннадой, построенной специально, чтобы поддерживать коридор для прогулок Его Высочества. Кстати, постройку всего коридора длиной почти в километр Вазари закончил за полгода. Довольно быстро, надо сказать.

Как я уже писал в предыдущей серии, по коридору Вазари мне самому пройти не удалось. Пришлось воспользоваться интернетом, чтобы ликвидировать собственные культурные пробелы. Две следующие картинки взяты с Web Gallery of Art (www.wga.hu).




Коридор начинается, как я понял, с этого зала. "Холл Пятисот" был построен (перестроен внутри Синьории, чтобы быть точнее) по указанию Савонаролы. В соответствии с воззрениями первого в мире социалиста во власти, это был очень простой и очень просторный барак, вмещавший 500 жителей свободной Флоренции, олицетворявших народную власть. Когда колесо истории откатилось обратно к абсолютной монархии, герцог Козимо попросил Вазари сделать из палаты народных представителей зал для балов и торжественных приемов. Вазари поднял крышу зала, убрал верхний этаж и расписал стены и потолок. Все панно зала посвящены личным подвигам великого герцога Козимо. На каждом монументальном полотне сей доблестный муж крошит врагов в мелкую капусту.

Ей-богу, чем больше я закапываюсь в историю, тем больше поражаюсь двум вещам: как не меняется homo sapiens с веками и до какой степени он глупо выглядит в глазах потомков, что бы он ни делал. Что тот полоумный монах Савонарола, который запрещал женщинам красить губы и видел в том высшую добродетель, что этот вроде бы в здравом уме монарх Козимо, спокойно воспринимающий лесть в свой адрес длиной 54 погонных метра и недрогнувший рукой оплативший эту лесть из городской казны - на мой взгляд, оба они одинаковые по масштабу кретины. "Се человек".




В Синьории масса помещений связана с Козимо, его супругой Элеонорой Толедской и его многочисленными отпрысками. До того как переехать во дворец Питти, супруги Медичи очень любовно отделывали гнездышко и разорять после переезда его не стали. К тому же, наличие коридора между дворцами практически делало их одним помещением. Как сейчас бывает, когда на одной лестничной клетке в хрущевке живет два поколения одной семьи дверь в дверь - вот так же жил и досточтимый герцог со своим семейством. На этом кадре запечатлен уникальный кабинет для занятий алхимией. Герцог увлекался алхимией настолько, что в последние десять лет своей жизни полностью отошел от дел, передал власть сыну, а сам с головой погрузился в увлекательные опыты по добыванию золота. Увлечение передалось сыну, и тот заказал Вазари этот кабинетик - частично офис, частично мастерская, частично кунсткамера.. Каждое круглое панно на стене - это дверца шкафчика с реактивами. Тигли и всякие разные химические приспособы, по видимому, располагались в тупичке. Под потолком портрет герцогини Элеоноры.




Большой полезный сайт Paradox Places (www.paradoxplace.com) приводит картинку коридора Вазари изнутри. Там находится поразительная галерея автопортретов. Исходно автопортреты коллекционировал один врач, живший недалеко от Флоренции. Герцог Козимо знал об этой коллекции и тревожился о ее судьбе. Врач был одинок, мало ли что могло случиться. Поэтому герцог послал лучших художников перерисовать эти портреты, пока они были в пределах досягаемости. Действительно, после смерти врача значительная часть исходников разбежалась по разным хозяевам. Но копии автопортретов, сделанные по заказу герцога, составили костяк коллекции. Позднее многие великие художники стали сами присылать свои портреты в эту необычную галерею. Так что здесь есть буквально все от Кранаха до Шагала.

Из коридора над мостом открывается вид на реку.



Это тоже не мой кадр с видом на Арно из окошка над Понте Веккио - естественно, я же по коридору-то сам, скряга и болван, не ходил. Снимок найден у кого-то на Пикасе. Я подозреваю, что фотографировать внутри коридора запрещено, поэтому хороших кадров просто не найти. Добро бы эти итальяшки не разрешали фотографировать посетителям, так хоть выкладывали бы качественные фотографии сами. Нет, ничего подобного не происходит. Позиция более чем странная, но, увы, очень распространенная.

Бюст на мосту - памятник великому скульптору Челлини. Вот он ниже, крупным планом:




Здесь уже авторские права целиком мои.




Понте Веккио (Старый мост) изнутри. Снимок сделан практически от памятника Челлини. Окно коридора Вазари, через которое фотографировалась река Арно кадром выше, прямо над нами. Над вывеской FRATELLI PICCINI можно заметить круглую дырку в стене, забранную решеткой. Это оно и есть.

На мосту всегда очень многолюдно, народу - как на вокзале, притом, что это низкий сезон, самый конец октября. Что вы хотите, здесь центр притяжения Флоренции.







Памятник Челлини в средней арке моста, его можно заметить, если приглядеться.

На правом берегу, как я уже писал, коридор "ныряет" в жилой дом и затем, по такому же виадуку идет до дворца Питти. По дороге ему встречается частная башня, наподобие тех, что стоят в Болонье. Владелец башни оказался отчаянно упрям и сносить свое творение либо пускать через него коридор отказался категорически. Все ожидали катастрофы, но герцог Козимо оказался на высоте. Он только пожал плечами: человек волен делать со своей собственностью все, что сочтет нужным. Его право не дано нарушить даже монарху.




Поэтому вокруг башни коридор идет пристройкой. Этот кадр, как и два следующих, взят с www.paradoxplace.com




Второй интересный момент: между двумя жилыми домами коридор пролегает вплотную к старой церкви. В самих домах жильцов на пути следования коридора выселили, а в стене церкви для герцога прорубили окно. Он мог незаметно присутствовать на любой мессе, оставаясь полностью невидимым. Заговор Пацци крепко запал в душу пугливых флорентийских правителей.




Такой вид открывается из коридора в церковь. Семейство Медичи имело возможность принимать участие в любом обряде. Священник их видел, а прихожане - нет.




И вот наконец коридор добегает до дворца Питти. На этом кадре - так называемый грот Венеры, он расположен в углу сада дворца Питти. Здесь герцог уже не боялся выйти из своего каменного убежища. Сад обнесен высоким забором и тщательно охранялся. Видите дверку слева от грота? Это вход в коридор. А можно дойти по коридору и дальше вдоль стены сада до самого дворца Питти.




Грот тоже начал строить Вазари, но закончить его не успел. За него этот грот доделали другие мастера. По слухам, там три комнаты одна другой краше, но нам проверить это не удалось: грот был закрыт. Я сфотографировал только первую комнату сквозь решетку.

Скульптуры, которые как бы выдираются из глины на волю, называются "Рабы" (мне больше по вкусу "Узники", такой вариант я встречал в англоязычных источниках). Это работа Микеланджело. Сейчас скульптуры заменены на копии. Идея оформления грота в том, что искусственные сталактиты затягивают людей, а те отчаянно борются, чтобы не потонуть в наступающем хаосе. Посреди грота бьет фонтан, но это летом. Раньше когда-то вода капала и с потолка, если я правильно понял объяснения путеводителя. Особым освещением, которого мы сейчас все равно не видим, создавался эффект радужных переливов, отчего этот грот выглядел как настоящая сказочная пещера.

Грот выполнял сугубо утилитарную функцию. Семейство Медичи спасалось в нем летом от жары, да и гости герцога с удовольствием проводили время внутри за приятными беседами под шум воды.

Большая территория, окружающая дворец Питти, называется Сады Боболи. Это мировая жемчужина садостроения. Там масса всяких разных чудесных штучек, скульптур, каскадов, фонтанов и цветников. Но мы изучили их очень бегло - времени было мало. Я дам буквально несколько фотографий, чтобы чуть-чуть стало ясно, о чем идет речь.







Это знаменитый фонтан Бахуса. Он находится рядом с гротом Венеры. Кстати, скульптура изображает совершенно конкретного человека. Это карлик-шут при дворе герцога Козимо. Не знаю как кому, а мне этот Бахус не нравится. По-моему, он находится уже на той стадии, когда каждый следующий глоток водки дается с изрядным трудом. Судя по выражению лица Бахуса, ему плохо, а вытянутая вперед правая рука явно говорит, что итальянская душа меру знает. Но мы не можем не оценить деликатность скульптора: струйка воды почему-то стекает изо рта черепахи, что не слишком натурально сообразуется с жизненными реалиями и состоянием Бахуса. Наверно, из-за этой деликатности фонтан пользуется особым спросом у гуляющей публики.

Шуту не позавидуешь. Он вел очень нездоровый образ жизни, бедняга.




Рядом с несчастным шутом стоят значительно более солидные люди. Их национальность покажется сейчас странной: это румыны, точнее, их предтеча - народность даков. Даки населяли современную Трансильванию, от них ведут родословную румыны и молдоване. В 106 году император Траян победил даков (по поводу этой победы была воздвигнута колонна Траяна в Риме с изображением основных вех кампании) и захватил столицу дакийского королевства после длительной осады. Война была весьма кровопролитной, и большинство даков погибло. Но официальная идеология предпочла изображать даков в виде очень достойных и полных благородства людей. Тем круче казался подвиг Траяна, сумевших победить таких замечательных врагов. Изображение дакийского воина было очень популярно в Риме второго-третьего веков. Герцог Козимо перевез пару статуй из Рима, чтобы украсить ими дорожки своего сада.




Площадка общим планом. Коридор Вазари идет поверх стены. Какой-то он в этом месте сильно обшарпанный. Зеленый фонарь бросает отсвет на пристройку дворца Питти. Бахус прислонился к стеночке, возле него стоит группка туристов. Одна из двух скульптур дакийских героев стоит у начала дорожки в сад. Грот Венеры отсюда не виден, он справа за зеленой стеной деревьев.




А вот и сам дворец Питти изнутри со стороны сада. Перед дворцом стоит большой египетский обелиск наподобие Луксорского в Париже.

Сейчас во дворце расположена картинная галерея масштаба Уффици. Она менее популярна, и билеты в нее дешевле, но коллекция почти такая же представительная. Кроме картин, во дворце и в павильонах в саду можно посетить музей парадной одежды, которую носили правители Тосканы в последние 300 лет, музей серебра и замечательных изделий прикладного искусства - сокровищницу Медичи, музей относительно современного искусства, начиная с художников XIX века, музей королевской мебели. Очень много всего. А можно просто погулять по прекрасному саду и полюбоваться на бесчисленные и порой весьма затейливые скульптуры и постройки.










Премиленький фонтанчик в верхнем парке.




Еще один и последний.




А это кадр для контраста. Уродец с непонятной штуковиной в руках стоит перед дворцом Питти. Дело в том, что площадь перед дворцом и сады Боболи облюбовали модернисты, и там можно встретить всякое разное. Экспозиции меняются со временем, чтобы не было скучно. Я сфотографировал вот это чудо. Наверно, таким образом неведомый мне великий художник представляет полет к звездам. Ну или ещё что-нибудь возвышенное...

Следующая серия

Флоренция, Италия, Европа

Previous post Next post
Up