Кое-что о контрафакте 2

Nov 30, 2018 14:42

Мощи св. Иоанна Милостивого в Венеции - далеко не единственный образец сомнительной подлинности останков. Когда я рассказывал, у каких христианских святынь побывал в последний раз в Венеции, одна раба Божия высказала сожаление, что я не был у мощей святой Елены. Пришлось её разочаровать. ( Ведь что имелось в виду. )

holy relics, святые

Leave a comment

Comments 10

sibeaster November 30 2018, 12:32:15 UTC
Да-да-да! Видал я и тот саркофаг (он сейчас в Ватиканских музеях), и тот мавзолей (в развалинах, около катакомб Санти-Марчеллино-э-Пьетро).
(Шепотмо) Неужели еще есть люди, верящие в подлинность таких мощей? У меня в голове четкий маркер: если какие-то мощи теряли/обретали/разделяли/переносили, то ни о какой подлинности тут и речи быть не может.

Reply

anchoret November 30 2018, 14:15:31 UTC
Я немного иначе выстраиваю иерархию реликвий в этих историях. Если бы где-то объявились мощи апостола Марка, я бы конечно сказал, что подлинные находятся в Венеции. При этом я полностью отдаю себе отчёт, что подлинных останков апостолов не сохранилось вообще нигде никаких. )

Reply

sibeaster November 30 2018, 14:19:10 UTC
Ну почему же столько категорично? Апостолов Петра и Павла вроде бы никуда не таскали, так что вероятность нахождения в заявленных местах именно их костей достаточно велика.

А вот Варфоломея, который сам приплыл в мраморном саркофаге с Востока на остров Липари, или Иакова, который таким же макаром прибыл в Галисию, я в расчет принимать отказываюсь)))

Reply

osta_n November 30 2018, 19:09:14 UTC
А реликвии, связанные с Иисусом Христом или св. Иоанном Крестителем, могли сохраниться?

Reply


osta_n November 30 2018, 12:44:33 UTC
В Википедии есть еще небольшие уточнения:

"Из церкви святых Маркеллина и Петра в IX веке мощи Елены были вывезены в аббатство в местечке Отвильер в Шампани в окрестностях Реймса (Франция)[43]. В нём они находились до 1871 года, а в период Парижской коммуны были перенесены в Париж, где хранятся в крипте церкви Сен-Лё-Сен-Жиль[44][45].

Оставшиеся в мавзолее мощи Елены в период папства Иннокентия II (1130-1143 годы) были перенесены из церкви Маркеллина и Петра в церковь Санта-Мария-ин-Арачели на Капитолийском холме[43]. Саркофаг Елены был использован для погребения папы Анастасия IV (1153-1154 годы), для чего его переместили из мавзолея в Латеранскую базилику[46].

...

Православная традиция считает, что через два года после захоронения в Риме прах Елены был перенесён в Константинополь, где Константином в храме Апостолов была устроена императорская усыпальница[22]."Reply

anchoret November 30 2018, 14:12:11 UTC
Это не уточнение, это дополнение. Думаю, если бы я хотел написать более развёрнутую историю, то воспользовался бы в первую очередь католической и православной энциклопедиями. Про то, что там считает православная традиция и с какого глузду она стала так считать - отдельная история. ))

Reply


forzettti December 1 2018, 21:21:37 UTC
Интересно, что по антиминсам и под престолами...

Reply

anchoret December 2 2018, 09:02:30 UTC
Да это, как раз, не очень важно. Традиция класть туда мощи осталась едва ли не только в русской традиции. В основном все давно обходятся без них.

Reply


Leave a comment