Занимаясь обвинениями других, приписыванием фальши, упрекая, объясняя свое состояние чьими-то плохими поступками, люди оставляют мало ресурсов для формирования собственной жизни. Тот, кто объявляет себя невинной жертвой обстоятельств, возлежит распластавшись на жертвенном камне и никак не может с него слезть. И пока нависший над ним топор не начнет опускаться, он так и останется лежать ропща и дрожа, жалуясь на несправедливость мира под висящим над ним топором. Но как же он сможет увидеть мир, полный возможностей смысла, не вступив в него?
Жалость к себе - это качество, которое не должно разрастаться, иначе оно, как лиана, задушит свою жертву.
Да, так и есть: если сам прозябаешь в пустой жизни, тебе необходимо быть очень великодушным человеком, чтобы «позволить» членам семьи и своему окружению жить жизнью, до краев наполненной смыслом!
Словно ребенок, она вымаливает к себе крошки внимания, чтобы быть услышанной в своем горе, освободиться из своего кокона, в который сама себя упрятала и которым отпугивает всю свою семью. Очевидно, что каждый рад хоть что-то о ней услышать и хоть иногда ее увидеть, но никто не знает, как ей помочь, и всех коробят ее притязания на обладание счастьем, которое обошло ее стороной.
Когда Виктор Франкл описывал в своих научных работах ноогенные неврозы и ноогенные депрессии, он вспоминал одну группу пациентов, которая не вписывалась в рамки обычных картин заболеваний. У людей не обнаруживалось ярко выраженных симптомов, и они не страдали от объективно бедственного положения. Нередко в материальном отношении у них было больше чем нужно, а иногда даже наблюдался избыток. Часто они имели отличную физическую форму и прекрасное образование и могли бы этому радоваться, если бы были в состоянии радоваться хоть чему-нибудь. Но радость обходила этих людей стороной. Потому что ничто для них не шло в счет, ничто не имело значения, ничто не имело смысла. И поскольку про все они говорили, что им «все равно», они переносили это безразличие на отношения с людьми: другие им были безразличны, а они были безразличны другим. Их окутывал «экзистенциальный вакуум» (Франкл).
Некоторые из таких пациентов начинают интенсивно этому противиться и погружаются в невротическую суету. Они неуверенно переходят из одних отношений в другие и получают одно разочарование за другим. Иные же отчаиваются и вязнут в хроническом пессимизме, из-за которого, чтобы избежать возможной неудачи, покидают или отвергают отношения и таким образом все время терпят поражение. Можно было бы им посочувствовать, если бы они не были пропитаны такой жалостью к себе, что иногда хочется оставить их наедине с их проблемами, а свое сочувствие направить на тех, кому приходится страдать по объективным причинам.
Все, что я делаю, что из меня исходит, что я излучаю в мир, формирует мою личность и записывает мою историю в реальности.
Так мало значения имеет то, что исходит в ее адрес от других, потому что этим они формируют только себя.
Я предлагаю ей подумать над словами Виктора Франкла. Согласно ему, мы находим правильные пути, если ориентируемся в своих действиях на смысл. Что конкретно означает «действовать со смыслом»? Если бы мы задали людям такой вопрос, многие спонтанно ответили бы: «Для меня имеет смысл то, что приносит пользу». Это нельзя считать неверным, но я объясняю пациентке, что такого ответа недостаточно. Какой-нибудь правитель может прийти к мысли, что нефтяные месторождения и рудники в соседней стране принесли бы ему пользу, поэтому имеет смысл напасть на эту страну. Имело ли бы это смысл на самом деле? Г-жа Г. быстро смекает, что не может иметь смысла та ситуация, в которой кто-то страдает от наносимого ущерба. Таким образом, мы приходим к выводу: смысл - это всегда лучшее из возможного для всех участников.
В каждой ли ситуации есть ☝️ «лучшее из возможного»👍, которое мы можем выбрать? Ну, конечно! При условии, что мы вообще можем выбирать🦸♀️, а не находимся в младенчестве, во сне, коме, невменяемом состоянии и т. д., перед нами всегда разворачивается набор возможностей, и среди них непременно есть те, которые для всех участников при данных обстоятельствах располагаются между показателями «оптимальные» и «вполне сносные» - в зависимости от того, как обстоит дело. Смысл необязательно требует от нас геройского поступка.
Пока мы находимся в сознании, всегда существует «лучшее из возможного», и если мы делаем этот выбор, будь он простой или сложный, мы можем быть собой довольны. 😊
Человек может намного больше, чем думает. Чтобы суметь гордиться собой, нужно сделать нечто хоть сколько-нибудь существенное.
Люди с душевным недугом часто страдают от обратного: суженного поля зрения. Конечно, речь здесь не о физической способности видеть, а о «внутреннем взоре». Они часто видят лишь несколько или даже только одну из возможностей того, как именно вести себя под давлением сильных эмоций. Альтернативы им как будто неизвестны. В таких случаях центральной задачей терапевта является донесение до сознания пациентов широкого спектра возможностей, которые открыты для них даже при их катастрофическом эмоциональном настрое.
Комбинация «пустая жизнь - жалость к себе и причитания» одна из часто посещаемых «улиц». По моему опыту, требуется довольно много усилий, чтобы пробудить в таких пациентах интерес к тому, что существует тот самый перекресток, ведь они привыкли сваливать вину за свои поражения на других (и здесь обнаруживается определенная параллель с преступниками).
1. То, что, нам, людям, дано по-разному реагировать на возникающие обстоятельства, является нашей способностью к ❗️ самодистанцированию ❗️ (Франкл). Мы можем немного отстраниться от самих себя духовно и взглянуть на себя с образовавшейся дистанции. 🫣 Тогда все бурлящие в нас эмоции можно рассмотреть будто со стороны, 👀 и только в таком состоянии стороннего зрителя с ними можно совладать. Иногда диалог с самим собой может способствовать прояснению ситуации. 🙏
К супер-советам, которые легко и с удовольствием даешь другим, можно вполне прислушаться и самому. 👩🏫 О моем учителе, Викторе Франкле, говорят, что во время Второй мировой войны, в аду концентрационного лагеря он представлял себе, что стоит за кафедрой в теплой, хорошо освещенной аудитории и рассказывает о преодолении последствий травм. Так он мог дистанцироваться от реальных мучений и применить к себе искусные приемы преодоления травм, которые излагал своей воображаемой аудитории.
2. В работе с г-жой Г. мы учились находить лучшую из возможностей (для всех участников ситуации). Так происходит «чистый поиск смысла». Критический вопрос, возникающий при этом: а что на самом деле является лучшим?
Подходящее мерило, которое мы можем здесь применить, - это прогноз развития актуальной ситуации. ☹️
❓ Куда пойдет развитие при выборе той или иной возможности - в лучшую или худшую сторону?
Снижающаяся предсказуемость усложняет поиск смысла - и не только в жизни отдельной личности. Будущим поколениям придется усердно работать над дополнительной чувствительностью своего «органа восприятия смысла» - совести (Франкл), чтобы совладать с требованиями своего времени.
То, что делают другие, составляет их характеристику.
Существует ли для г-жи Г. такое действие, за которое она могла бы сама себя одобрительно похлопать по плечу и, возможно, даже гордиться этим действием впоследствии?
Нет такой катастрофы, в которой не было бы «возможности смысла». Тот, кто заметит ее, справится со всем.
Г-же Г. очень повезло в жизни, но она этого совсем не замечает. Она не только обеспечена всем, что ей нужно, ей не приходится бедствовать, мерзнуть, чахнуть от болезни и т. д., она может периодически чем-нибудь баловать себя. Каждое утро она готовит себе вкусный завтрак и наслаждается ароматом кофе на своей кухне. Она может читать, слушать, бегать, одеваться, нагибаться и многое другое, чего по каким-либо причинам не может множество других людей. Еще двести лет назад в своем нынешнем возрасте сорока восьми лет она стояла бы на пороге старости, а сегодня она относится к группе дам среднего возраста, которые нередко ставят перед собой новые задачи, приступают к новому обучению, отваживаются на новые отношения или, путешествуя исследуют чужие края. Следовательно, у нее есть вдоволь того, о чем многие могут только мечтать, но ей не хватает осознанности, чтобы это ценить.
Не стоит презрительно относиться к идее личного хобби. Конечно, на него может и не хватать места в жизни, если она переполнена обязательствами, а листы ежедневника исписаны на многие дни вперед. Но если образуются открытые временные окошки, хобби может стать спасением. Родителям советуют давать детям возможность, помимо занятий в школе, развивать их таланты в разных областях. В будущем из этого можно будет извлечь пользу. Радость от любимого занятия - это прекрасная возможность уравновесить рабочие обязанности, которые обычно монотонны или неприятны. Увлечения добавляют красок в жизнь и могут даже послужить пристанищем, в котором можно укрыться, если человека гложут бесконечные заботы и беспокойства. Они могут спасти от «погружения» в безутешность и от застрявших в голове тяжелых мыслей и чувств.
Увлечения - это гораздо больше, чем заполнение зияющих пустот. Они требуют духовной гибкости, чтобы человек мог погружаться в их сферу, концентрироваться на ней и затем снова ее покидать, чтобы посвящать себя обычным занятиям. Кроме того, они стимулируют интеллектуальное развитие, потому что обычно ареал хобби расширяется, а с ним и приобретаемые человеком навыки. В общем и целом они воспитывают самоотдачу и защищают от стагнации.
Улыбаясь, я беру листок бумаги и рисую на нем (по модели Элизабет Лукас) два полукруга рядом друг с другом.
Один полукруг символизирует, что вокруг нас много бед. Наша земля буквально стонет и во всех своих уголках нуждается в руках, которые возьмутся за дело, и в сердцах, которые уменьшат страдания. Это могут быть простые, но полезные людям дела, например, обычное доброе приветствие, утешающее слово, или же более активная деятельность, например, в рамках общины.
Другой нарисованный полукруг - это «сосуд» с индивидуальными способностями отдельных людей, у нас - это место для способностей г-жи Г. В этом сосуде находится все, что она хорошо умеет делать, все ее способности, которые она получила и развивала с детства. Это область ее личного капитала умений. Этот второй полукруг мы рассматриваем с ней подробнее. В чем г-жа Г. сильна?
Каждый полукруг стремится соединиться с другим в одно целое - в идеальный сияющий шар. Какие у меня таланты? Что у меня хорошо получается? Что я делаю с удовольствием? А с другой стороны: Где нужен такой человек, который хорошо и охотно делает именно это?
Когда оба полукруга смогут максимально приблизиться друг к другу, всем будет лучше.
Опыт работы с пациентами-невротиками показывает, что они в общем и целом имеют склонность к преувеличению своих социальных навыков. Они даже часто мечтают о том, чтобы «помогать другим», но в то же время другие их раздражают. Невротики не сильны в сфере сотрудничества с другими людьми.
Это, в частности, относится и к г-же Г. Она не только расстроила отношения со всеми членами семьи, ее собственные отношения тоже развалились. Кроме того, она «обесценила» старания всех терапевтов, которые пытались ей помочь. Точно так же она отвергает все доброжелательные советы знакомых чем-то заняться. Она не завела дружественных отношений на работе, а если кто-то хочет доверить ей свою проблему, ей неприятно это выслушивать.