Ролевая игра как торт

Jun 21, 2013 22:41

За более чем 20 лет своего существования, ролевое движение (РД) давно уже сделало неактуальными вопросы о самодостаточности своего существования, социальной составляющей и прочие гражданские темы, которые пытались этому движению вменить как сами его участники, так и люди, далёкие от него.
Теперь кажутся нелепыми телепередачи в духе "Ролевые игры - бегство от реальности?" - движение однозначно состоялось, однако не это вызывает моё беспокойство.

Давайте поговорим вот о чём.
РД за долгие годы успело обзавестись своими традициями, расширилось по всей стране, вобрав в свои ряды многие тысячи участников. Сообщество людей одарённых, нестандартных, а зачастую и непростых по характеру, со своими амбициями и претензиями, оно изначально не имело ни какого-то общего центра, ни идейного вектора развития - мы все делали то, что нам нравится. Поскольку нравились нам вещи самые разные, то в РД с неизбежностью возникли разнонаправленные течения. Выделились бальники (те, кто любят преимущественно танцевать), турнирщики (те, кто предпочитают пофехтовать), страйкболисты (те, кто преимущественно стреляют). Теперь уже не дай Бог сказать какому-либо реконструктору, что и его направление - сродни ролевым играм. Могут и в жбан дать.
Дальше - больше.
Вольная река творчества вынесла на свои берега и тематические блоки - выделились ЗВ-шники (играют по вселенной "Звёздных войн", при этом культивируют особый вид фехтования - саберфайтинг), выделились поттеротолчки (играют по вселенной Гарри Поттера), практически самостоятельным видом деятельности стали фестивали анимешников (которые, как и реконструкторов, уже не дай Бог кто-нибудь назовёт частью РД).
Дискуссию вызывает теперь также и вопрос принадлежности настольных ролевых игр к РД - мол, раз там нет живого взаимодействия, то и говорить не о чем.

Всё это разнообразие бурно процветало - клубы, фестивали, игры и прочие турниры с балами появлялись, как грибы после дождя, и в какой-то момент с очевидностью возник вопрос наложения - не только дат, но и полигонов проведения. До поры до времени этот вопрос разрешался существованием конвентов - таких специальных объединяющих мероприятий, на которых можно было презентовать свои проекты и приглядеться к чужим. Повторюсь - до поры до времени, потому что только до какого-то момента на конвентах можно было увидеть и пресловутых реконструкторов, и анимешников, и поттеротолчков - всем им хватало места, и зачастую все они вместе рубились в какие-нибудь настольные ролевые игры.

Затем случилось то, что случилось - Ролевая игра перестала быть Событием.
Игр и сопутствующих им мероприятий стало слишком много, и объективно мастерские группы перестало волновать сначала то, что делается в смежных секторах, а затем и в соседних регионах. Да и зачем? Прослойка энтузиастов, которые продолжали инспирировать общую ноосферу, была и остаётся достаточно скромной, и вот уже совершенно естественными являются обороты вроде "стиль игр центрального региона" и "уральская ролевая школа". О школе дальневосточной наверняка тоже кто-то догадывается, но мало кто знает.
РД накрыл кризис перепроизводства, который, в отличие от кризиса существования РД (коим нас пугали ещё несколько лет назад), угрожает не прекращением движения, а его чрезмерным сегментированием.

Игроку, который решается выбрать себе мероприятие по вкусу, приходится решать уже сегодня две разнонаправленные задачи - выбрать игру (или ряд игр) из очень длинного списка заявленных проектов, и минимизировать свои затраты на данную игру. Так, решив, что ему интересно поиграть, скажем, в "Ведьмака", любой среднестатистический игрок имеет уже сегодня шикарную возможность выбора - ехать на такую игру в Подмосковье, под Питер или на Урал. Если же путевые затраты его не смущают, то есть возможность выбрать наиболее благоприятные условия - где роль круче дадут.
Кроме того, среднестатистический игрок РД сегодня - это уже не молодой парень или девушка, которым было достаточно ещё лет десять назад пресловутого плаща из подклада или меча из лыжной палки. Современный игрок вырос, повзрослел, обрюзг в мещанстве и хочет на полигон генератор, свежий кофе по утрам и резервный wi-fi. Голозадая романтика по кустам осталась в прошлом.

Всё описанное, на мой взгляд, в перспективе ближайших нескольких лет приведёт к тому, что РД в привычном нам понимании перестанет существовать. То есть оно в принципе сохранится и даже будет процветать - но в каком-то другом виде. Кризис перепроизводства, наложенный на возрастной фактор основной аудитории, заставит движение "схлопнуться". Крупные и средние проекты, рассчитанные на несколько сот человек, пострадают в первую очередь, поскольку именно они не застрахованы от опасностей массового недозаезда (практика заявок на игру до сих пор не носит обязательственного характера). Сверхкрупные игры (тысячники), которые и готовятся как тысячники, выживут, но их и так сравнительно немного. Мелкие игры (человек на 50) тоже выживут, поскольку они делаются, в основном, своими и для своих.

История, тем не менее, с моралью в конце.
Таким образом, РД через пяток-другой лет окончательно сегментируется и, если проводить исторические аналогии, вступит в эпоху феодализма.

Зачем топтать мою любовь, как говорится. От неё и так ничего не осталось. Извините.

мастерское, РИ, размышления у камина

Previous post Next post
Up