Приехала с игры про короля Хельма. Правда, я там не играла, а тусовалась и фотографировала. Однако впечатление осталось скорее благоприятное, чем наоборот (возможно, потому, что я мудро игнорировала игроков и моменты, которые (бы) действовали мне на нервы). Под катом - несколько наблюдений.
Во-первых, конечно, симпатичная команда: даже те, кого я не знала, были очень хороши и уместны. Ну, и вообще - "я люблю нумэнорцев и всегда интересуюсь, как". А тут такая редкая разновидность нумэнорцев: умбарцы, но не черные, а такие... м-м... в общем, потомки тех, кто бежал в Умбар с сыновьями Кастамира. Опять же, нахлынули воспоминания об Умбаре с "Четвертой Стражи"... В общем, приехав в пятницу вечером после последнего из 3 рабочих устных дней, я вынесла команде моск всевозможными нумэнорскими байками - начиная
историей о белой собачке и заканчивая
умбарскими легендами. И очень приятно было увидеть, как сложилась история умбарского капитана, который решил, что место его - не в Умбаре, а в Гондоре. Эдакий Одиссей, который отправился осаждать Трою, прихватив Пенелопу с Телемахом, а потом подумал-подумал да и решил перейти на сторону Приама и Гектора. ...Троянский конь в виде засланных в Хорнбург казачков тоже имел место.
Замечательный был игровой эпизод, когда вся команда корабля сидела вокруг пленного гондорца (Юлиана), который лежал на пенке, возведя очи горе, к изнанке тента, совершенно равнодушный к тому, что решается его судьба. "Продать в рабство?" - "Ну ты посмотри на него - разве его продашь в рабство?" Все смотрят на Юлиана и молча соглашаются. "Выпустить за выкуп? - Дядюшка голову оторвет...". И тут Бронвэг сказал "Стелла!" и вся команда принялась радость прыгать и махать руками, и капитан сделал пленному архитектору предложение, от которого тот не смог отказаться: в качестве выкупа за свою свободу реконструировать умбарскую стеллу в честь победы Ар-Фаразона над Сауроном... Это было круто: мне, например, в бытность мою мастером, ни разу ни в чем Юлиана убедить не удалось :)).
Очень осмысленной выглядела осада Хорнбурга: никто не просиживал штаны, выжидая время, а все были заняты делом, решали тактические и логистические задачи и т.д. - и так несколько часов.
Правила по зиме произвели на меня странное впечатление: когда народ вокруг меня начал кутаться в пледы, надевать шапки и перчатки, я тут же почувствовала, что мне холодновато! Полагаю, механизм реакции на голод и холод прописан в человеке настолько мощно, что он включается даже от таких пустяков. Полагаю, этот же механизм отвечает за то, что если на игре или в команде постулируется наличие голода, еды у команды оказывается невпроворот. Мы, например, с трудом умучили четыре ведерка шашлыка...
Жалко, что Рождественский Дед так и не появился - или я его не встретила... В целом же, то, что я видела от мастерской работы, произвело на меня скорее благоприятное впечатление: спокойная рулежка боевки, отсутствие давления класса "а теперь, Кастамир, немедленно перережь пленных, я тебе как мастер говорю!"
Минусы (вообще и в частности). Я поняла для себя совершенно четко, что жесткосюжетная или мистериальная игра по Толкину НЕ ДОЛЖНА оканчиваться победой "Светлых" (то есть, в такие сюжеты не надо играть). То ли я этого наелась (ибо мистериальные игры наблюдаю с 95 года), то ли просто так сложилось исторически, что первые мистериалки были по трагическим сюжетам - Исход нолдор, гибель отряда Финрода... Но, в общем, теперь победы светлого воинства производят на меня тяжелое и неприятное впечатление - "ура, наши взяли водокачку!" И то не сами. Как ни объясняй себе и всем, что внутри мира победа достигнута персонажами, победа, не достигнутая усилиями игроков, а токмо мастерской поддержкой, выглядит... самое малое сомнительно. Причем не только по факту, но и по деталям: на "Севере и Юге" "светлое" воинство порубило в капусту женщину (жену Кастамира), тут казнили женщину (персонажу Хэлки) - причем гондорский Наместник видимым образом спихнул с себя ответственность (после Горбатой... пардон, Заклятой горы глаз на такие вещи стал особенно наметан). Хэлкина героиня, конечно, была одиозна, но ее казнь выглядела простым проявлением мстительности и сведения счетов. Конечно, история Хельма в том числе и про то, что разборки рохиррим и дунлендингов - это просто разборки (а не проявление базового конфликта мира). Но! Гондорский Наместник все-таки не варварский король, рохиррим уже некоторое время подвержены облагораживающему культурному влиянию Гондора и сами по себе не хравани (= Младшие люди, служившие Саурону), а дурное обращение с женщиной в мире Толкина - явный и очевидный маркер скверности и падения (идет ли речь о Фэанорингах, собирающихся принудить Лутиэн к браку, истерлингов, берущих в жены женщин Дор Ломина против их воли, Форвэге, изгнанном из эдайн за то, что убил женщину, нравах народа Тал-эльмара, акаллабэтовской версии брака Тар-Мириэль и Ар-Фаразона). Да и приличные люди в мире Толкина с побежденными врагами-людьми (не орками) обращаются милосердно. В общем, я рада, что не присутствовала при этой части финала игры. А то бы я очень обиделась на всех партисипантов за такую трактовку рохиррим и гондорцев.
Работа с игроками. Опять же, то ли это неизбежная черта мистериальной/жесткосюжетной игры, то ли это признак вырождения таких игр, но когда игрок, едущий на такую игру, говорит "я еду чисто боевым персонажем", а другой игрок после игры, выразив недовольство тем, что Хельма нельзя было убить, говорит, что надо было поломать игру, нормальным такое положение дел я признать не могу (люди, от которых я это видела, были на игре вполне адекватны и не манчкинствовали, но где работа с игроками????). Изначально мистериальная игра мыслилась как вживание всех и каждого в мир и персонажа, а не подход, когда Н человек берут в команду для обеспечения боевой мощи и больше ни для чего, ставя требованием только наличие прикида. А так получается какой-то дурной гибрид худших черт свободной игры (отсутствие ориентации на мир и персонажа, ориентация на боевую силу, подход, при котором есть основные ролевики и "пушечное мясо") и мистериальной/жесткосюжетной.