Внимание с позиции психологии:
Сложности в изучении внимания связаны с тем, что:
- многообразие явлений внимания приводит к путанице в терминологии (историки психологии насчитали 35 различных определений внимания);
- внимание нигде не выступает как изолированный процесс, оно «встроено» в другие психические процессы.
Внимание как психический феномен обладает рядом свойств:
- объективные признаки: различные соматические проявления (специфические позы, задержка дыхания, учащение пульса) и наблюдаемое повышение продуктивности деятельности;
- динамические характеристики: внимание может направляться, сосредоточиваться, удерживаться, колебаться, распределяться, переключаться и отвлекаться;
- может быть произвольным и непроизвольным;
- обладает не только положительным влиянием на психические процессы: излишнее внимание нарушает плавность деятельности.
Антонимом понятия «внимание» выступает «рассеянность».
В когнитивной психологии внимание понимается как своеобразный селектор, который спасает психику от перегрузки, т.е. исследуется природа ограничений, накладываемых на переработку информации свойствами психики.
Внимание с позиции нейрофизиологии:
Два нейромедиатора приводят наш мозг в повышенную готовность: норэпинефрин помогает повысить уровень внимания, а дофамин затем обостряет его и способствует концентрации на проблеме.
Несбалансированность наличия этих нейромедиаторов приводит к возникновению синдрома дефицита внимания / гиперактивности (СДВГ). Людям с таким синдромом (их еще иногда называют «стрессоголиками») необходим стресс, чтобы сконцентрироваться. И поэтому они очень склонны затягивать решение проблем. Они приучают себя откладывать любые дела, пока над ними не повиснет дамоклов меч. И только когда стресс приводит к выработке норэпинефрина и дофамина, они способны сосредоточиться и взяться за какую-то работу. Потребность в перенапряжении также объясняет, почему люди, страдающие СДВГ, часто «стреляют себе в ногу». Даже когда все нормально, они нуждаются в возбуждении ситуации и подсознательно ищут сложности.
По материалам:
1. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. - М.: Высшее образование, 2011.
2. Джон Рэйти и Эрик Хагерман. Зажги себя! Жизнь - в движении. Революционное знание о влиянии физической активности на мозг: Манн, Иванов и Фербер; Москва; 2017.