Обучение взрослых. А кто такой «взрослый»?

Jan 15, 2018 11:44

Вольный перевод с научного на повседневный язык кусочка из главы учебника «Основы андрогогики» под редакцией И.А. Колесниковой.


Начиная разговор об обучении взрослых людей, необходимо ответить на вопрос, кого же можно считать взрослым. Попытаемся разобраться, что же это за явление - «взрослость» - и кто такой взрослый человек в качестве коренного андрагогического понятия.
К сожалению, для послешкольного этапа жизнедеятельности единой возрастной классификации не существует. Обычно совокупные возрастные отличия задаются одним из следующих вариантов:
  • условно: с помощью выделения количественных рамок (до 30, от 30 до 45, 65, после 75 лет и др.);
  • традиционно: молодость, юность, зрелость, старость;
  • метафорично: «нежный возраст», «бальзаковский возраст», «возраст элегантности», пенсионный возраст, «третий возраст».
Добавим сюда разные научные подходы к определению возраста. Например, в психофизиологии различают хронологический (количество прожитых лет) и биологический (период, ступень в росте, развитии) возраст.

Обобщая, можно сказать, что взрослость - это не просто определенный период в жизни, но и особое состояние, признаками которого выступают осмысленность и ответственность за свои деяния. Существенную роль в обретении такого состояния играет образование.

Это справедливо как для момента взросления (прощания с периодом детства и юношества), так и для «выхода» в период, называемый старостью. В этом смысле международный термин «life-long education» (обучение в течение жизни, или пожизненное обучение) является предельно точным.

Содержательно-смысловые этапы взрослости:
  • Молодость характеризуется выходом в пространство всесторонней активности: человек уже способен иметь семью, детей, участвовать в социально-трудовой и социально-политической жизни общества. В не меньшей степени этот период обычно становится временем проб и ошибок, извлечения из опыта первых жизненных уроков.
  • Зрелость определяется через опыт, время, уровень развития, деятельность, соответствие определенным требованиям и др. Различают разные виды зрелости - физиологическую, психическую, социальную. Возраст зрелости отмечен прежде всего нравственным качеством, поэтому зрелые годы могут состояться у человека только при условии предшествующего многолетнего интеллектуального и духовного труда. Это своеобразный итог усилий стать человеком, проявить себя как личность. Это время предъявлять вовне, обществу, другим людям плоды своего жизненного творчества.
  • Пожилой возраст - это время «собирать камни», подводить итоги жизненного пути, оценивать приобретенный опыт, передавать его другим. Проблема образования пожилых людей с каждым годом приобретает в мире все большую социальную значимость в связи с эффектом старения населения многих развитых стран. Как показывает практика, при наличии соответствующей мотивации пожилой человек способен успешно осваивать не изведанные ранее сферы деятельности, формировать новые или корректировать складывающиеся годами жизненные ориентации, овладевать новыми формами и кругом общения, нередко обретая при этом новые смыслы жизни.
  • Переход пожилого человека к состоянию старости очень индивидуален. Несмотря на необратимые физиологические изменения организма, происходящие у каждого по-своему, период старости может быть отмечен подлинной мудростью, становящейся источником жизненного опыта и знаний для окружающих. Люди, сумевшие к этому времени сделать существенный вклад в развитие науки, техники, культуры, образования, независимо от возраста служат нравственным ориентиром для тех, кто находится на начальных ступенях образования.
С психофизиологической точки зрения чрезвычайно значимым для андрагогики является вопрос: не исчезает ли с возрастом у человека способность к обучению? Оказывается, природа создала все необходимые биологические и нейрофизиологические предпосылки для информационно-обучающего взаимодействия с миром, окружающей средой, другими людьми на всем протяжении нашей жизни.

Многолетние исследования возрастных особенностей мышления показали, что оно остается активным в любой из периодов, однако в его структуре происходят изменения, о которых полезно знать:
  • В возрасте 18-25 лет у человека преобладают образное и вербальное мышление.
  • Практическое мышление начинает «догонять» их после 21 года и в период с 27 до 38 лет опережает.
  • На этом фоне приблизительно после 30 и до 40 лет способность к образному мышлению начинает превышать способность к вербальному. При этом к 40 годам происходит приспособление интеллектуальных структур к особенностям и природе трудовой деятельности.
  • После 40 и вплоть до 55 лет обычно наблюдаются снижение доли практического мышления и выравнивание активности его образных и вербально-логических форм. Причем после 50 лет вербальное мышление начинает превалировать над образным.
  • По меньшей мере, дважды за это время у человека снижаются возможности памяти. Обычно это происходит в 34-35 и 45-50 лет. Однако за счет компенсаторных возможностей организма, перегруппировки мыслительных функций, сильной мотивации и осознания возрастной динамики своих способностей взрослый человек способен справиться с указанными изменениями.
С возрастом содержание информационных запросов претерпевает изменения в содержательном отношении, причем у мужчин и женщин динамика этих изменений различна:
  • В период 18-25 лет, характеризующийся необходимостью профессионального выбора, адаптации к трудовой деятельности, выработки индивидуальных форм ее реализации, мужчины преимущественно хотят получать дополнительные сведения, связанные со сферой труда, а также областями, сопутствующими успешности их карьеры (иностранный язык, компьютер, экономика, организация труда, взаимодействие с коллегами). Вопросы здоровья, культуры, семьи (вплоть до 40 лет) играют в системе их образовательных запросов второстепенную роль.
  • У женщин этого возраста помимо желания получить образование в сфере профессиональной деятельности значительно более высокий ранг занимают проблемы здоровья и семьи. Такое положение сохраняется для них и в последующий период - 35-40 лет.
  • Начиная с 40 лет и до конца жизни как у мужчин, так и у женщин на первый план выдвигается потребность в получении дополнительной информации о сохранении и укреплении здоровья.
  • На втором месте для мужчин продолжает оставаться познавательный интерес в области профессиональной деятельности, в то время как для женщин потребность в обучении в данном направлении резко отступает на дальний план.
Некоторые различия наблюдаются и в мотивации образовательных потребностей мужчин и женщин для сферы последипломного образования:
  • На первом месте - общий мотив возможности улучшения материального положения.
  • На втором для мужчин располагается стремление к профессиональным достижениям, общественному уважению и признанию (внешняя ориентация).
  • На втором для женщин - стремление к самовыражению, саморазвитию, высокая творческая познавательная активность (внутренняя ориентация).
Продолжение следует...

Научные зарисовки

Previous post Next post
Up