Рациональная магия: откуда силу берешь? (окончание)

May 10, 2018 12:40


Ёж решил учиться йоге.
Он сидел, скрестивши ноги.
Даже спал он на спине,
Чтобы йогом стать к весне.

Ёж на йога стал похож
И теперь зовется Йож.

Андрей Усачев.

Что любят делать исследователи, когда составят классификацию? Правильно, они любят как следует в ней порыться и поискать взаимосвязи.

Биологи, например, до сих пор уточняют картину, кто от кого произошел и что является видоизменением чего. Некоторые из них с удовольствием расскажут вам, как щетинки древних червей постепенно превратились в крылья, ноги, усы и челюсти насекомых, или почему ни у одного млекопитающего не бывает одновременно клыков и рогов.

Классификация у нас есть. Время для следующего шага.


Чем дольше я смотрел на составленный перечень, тем сильнее во мне росло подозрение, что некоторые пункты в нем неуловимо похожи друг на друга.

Вот, например, сосредоточение - что это, в сущности, такое? Оно бывает двух видов: в сторону присутствия и в сторону отсутствия. Последнее известно больше: вы постепенно отбрасываете из поля своего внимания все, кроме одного предмета. В идеале вы при этом не просто игнорируете все остальное, а вообще его аннулируете, чтобы оно никакими силами не смогло извне до вас достучаться и нарушить концентрацию.

Йоги в завершение отбрасывают и тот предмет, на котором сосредотачивались, и остается только пустой ум, сжатый в бесконечно малую точку. Это и есть знаменитое состояние самадхи, которое, по мнению йогов, выжигает карму и ведет к освобождению.

Сосредоточение в сторону присутствия - движение в противоположном направлении. Мысль, на которой вы концентрируетесь, наполняет собой все поле внимания, так что где бы вы ни были, что бы вы ни делали, вы все время помните о ней. Она всегда в центре ваших мыслей, желаний и намерений. При этом даже нет необходимости отгораживаться от внешних стимулов: они все равно будут вам напоминать не о себе, а о чем надо.

Оба вида концентрации достаточно быстро меняют человека. Личность, выстроенная вокруг единственной идеи, становится другой.

Ритуал - древнейшая форма магии, ее еще неандертальцы практиковали, если археологи не ошибаются в своих предположениях. Но своего пика искусство ритуала достигло в Европе в эпоху Возрождения.

Правильный ритуал выстраивается вокруг одного символа. Маг собирает в свой круг и упорядочивает все ассоциации на этот символ, какие только может вспомнить: цвета, предметы, образы, металлы, благовония... В идеале обряд должен настраивать на один и тот же лад все пять высших человеческих чувств: обоняние, слух, зрение, воображение и интеллект.

Осязанием и вкусом, как низменными телесными чувствами, маги Ренессанса пренебрегали. Первое было слишком связано с сексом, второе - с едой. Зато им уделяли немало внимания колдуны не столь ученые: в обрядах традиционных религий хватает и секса, и церемониальной пищи. Иногда одновременно.

Праведность - сознательное подчинение священному, правильному образу существования. Праведник вначале учится контролировать свои поступки и слова, затем - мысли и желания, чтобы даже не хотеть запретного и не думать о нем.

Но праведности «просто так» не бывает. Священный образ жизни всегда обоснован откровением свыше: бог повелел людям жить именно так, а не иначе. Соответствовать ему - значит, соответствовать воле бога. Учителя разных религий всегда подчеркивали, что слепое исполнение правил не делает человека праведником. Нужна воля, устремленная к небу.

Значит, и здесь в центре всего стоит одна главенствующая идея, вокруг которой праведник выстраивает всю свою жизнь. Если он действительно проникся ею, то начинает понимать смысл предписаний и запретов, которым следует, и иногда может даже нарушить закон по форме, чтобы соблюсти его дух.

Вера - отсутствие сомнений. А что такое сомнение, как не противоположное желание, которое отнимает силу у основного? Ты хочешь шагнуть вперед, но в то же время хочешь остаться на месте.

Значит, и здесь главное - как говорили на Востоке, пресечь двойственность. Сделать так, чтобы основное намерение было свободно от всякого внутреннего сопротивления.

Вдобавок вера тоже обычно не бывает сама по себе. Верят в кого-то конкретного. В христианском учении, например, сказано: молись так, как будто все зависит от Бога. Предстоя перед Ним, нужно отказаться от собственных желаний, сомнений и страхов и всецело положиться на Него. В идеале у молящегося остается только одно стремление: понять волю Бога и исполнить ее.

Даже «энергия», если подумать - о том же самом.

В Китае ци - основа мировоззрения, и это слово может обозначать десять тысяч разных вещей. Но если мы говорим о собственной человеческой практике, то «энергия» - прежде всего телесные ощущения. Они возникают, когда все тело расслаблено и движется, как единое целое, когда в нем нет никаких противоречивых стремлений и ненужных напряжений.

Измененных состояний сознания множество - ровно столько, сколько есть направлений сдвига прочь от нормальности. Но для магии годятся далеко не все, а только те, которые облегчают осознанную или неосознанную концентрацию.

В общем, вы можете поздравить меня с тем, что я изобрел даже не велосипед, а, наверное, колесо. Или расписную керамику. Потому что обнаруженная мной закономерность - как раз то, что в Индии называли словом «йога»: обуздание, соединение и подгонка друг к другу разных сил тела, души и разума. Приведение всего человека к единому знаменателю.

Не всем нужны и удобны методы йогов. Не все стремятся к их цели (освобождению от сансары). Не все, наконец, верят, что эти методы действительно ведут к этой цели - Будда говорил немало едких слов по поводу тех, кто думает, будто предельным сосредоточением можно достичь нирваны.

Но вот общую систему тройного контроля - слов и поступков, мыслей и желаний, тела и разума - они описали неплохо и доходчиво. Разобравшись в ней, можно уже выстроить собственную йогу на основе собственной цели и методов.

Правда, даже такое старательное выстраивание «магической доминанты» все равно не сделает магию предсказуемой и надежной, как технология. Но это уже, как говорится, совершенно другая история.

метафизика, психология

Previous post Next post
Up