Рациональная магия: откуда силу берешь? (окончание)

May 10, 2018 12:40


Ёж решил учиться йоге.
Он сидел, скрестивши ноги.
Даже спал он на спине,
Чтобы йогом стать к весне.

Ёж на йога стал похож
И теперь зовется Йож.

Андрей Усачев.Что любят делать исследователи, когда составят классификацию? Правильно, они любят как следует в ней порыться и поискать взаимосвязи ( Read more... )

метафизика, психология

Leave a comment

Comments 29

ratukas555 May 10 2018, 13:33:42 UTC
А где можно почитать про тройную систему контроля слов и поступков?

Reply

anairos May 10 2018, 13:47:18 UTC
А это и есть восьмичленная йога Патанджали.

Вначале идет Яма -- как раз про слова и поступки. Не причинять вреда, не лгать, не воровать, не принимать подарков и воздерживаться от секса.

Затем Нияма: это уже про желания и мысли. Соблюдать чистоту, быть всегда довольным, умерщвлять телесные страсти, изучать учение и всегда думать о боге.

После этого Асана и Пранаяма. Это про тело: сохранять неподвижность и замедлять дыхание.

Наконец, последнее -- контроль ума. Пратьяхара -- отвлечение чувств от внешних раздражителей, полный уход в себя. Дальше концентрация.

Но дело в том, что контроль тела и дыхания автоматически влекут за собой и контроль ума (или, наоборот, требуют его). Так что я бы соединил тело и ум в одно целое, и получается три уровня контроля.

Reply

6_h_h May 21 2018, 09:14:41 UTC
Мне путь йоги представляется несколько иначе организованным.
Яма - убрать возможные раздражители сознания (похоть, алчность, агрессия)
Нияма - заменить убранные раздражители на благотворные (в рамках целей йоги) феномены, что-то вроде переноса, сублимации, когда энергия, ранее направляемая на секс и агрессию направляется на познание и пр.
Асана - убрать типовые напряжения в теле, которые направляют и ограничивают сознание; побочно - оздоровление, подготовка тела к трудностям медитаций
Пранаяма - окончательное устранение напряжений; попутно - освоение ритма, начала управления вниманием
Пратьяхара - разрыв между эмоциями и осознанием, принятие эмоций как одного из процессов в сознании
Далее идут собственно освоения практик работы с сознанием, при этом тело и личность не мешают им - практиками - работать.
Собственно контроль над телом и сознанием здесь - сиддха, побочный эффект.

Reply

anairos May 21 2018, 09:26:02 UTC
Я бы сказал, что не побочный эффект, а инструмент достижения цели. Согласен с тем, что это для йога ни в коем случае не самоцель.

Reply


et0neja May 10 2018, 14:28:35 UTC
"ум, сжатый в бесконечно малую точку" - ага! вот оно. самадхи, значит... знаю это. или... если беспокойно при таком, то не совсем оно, что-то другое..? "я есть или меня нету"

Reply

anairos May 10 2018, 14:53:13 UTC
При настоящем самадхи никакого беспокойства не возникает уже. И сомнений "есть я или нет" тоже. В самадхи в принципе нет того, кто мог бы беспокоиться или сомневаться: в предельной концентрации объект сосредоточения занимает собой все. Для себя места уже не остается. А когда исчезает и объект, не остается и вовсе ничего, кроме самого сосредоточения.

Reply

et0neja May 10 2018, 15:01:00 UTC
да? мм... но это самое близкое к тому, что чувствовала, более подходящее пока не встретила. нечаянное, очень сильное(18 лет помню) ощущение

Reply

anairos May 10 2018, 15:05:51 UTC
Состояний, в которых не всегда понятно, есть ты или нет, довольно много. И они действительно иногда случаются самопроизвольно, если к этому есть предрасположенность.

Reply


livelight May 10 2018, 18:12:01 UTC
> Разобравшись в ней, можно уже выстроить собственную йогу на основе собственной цели и методов.

Вроде, добрые люди уже давно даже собственную йогу с блэкджеком и шлюхами выстроили, так что в какой велосипед ни плюнь - всё уже давно изобретено :)

Reply

anairos May 10 2018, 18:29:21 UTC
Выстроили, да. Вопрос в том, сколько у них было понимания целей и методов. Но об этом я еще напишу :)

Reply

livelight May 10 2018, 21:31:33 UTC
Я пока что не до конца уверен, что вы сами осознаёте, что ключевое слово во всём этом научном трактате - "внимание" :) Всё остальное - это инструменты для работы с ним или просто рюшечки.

Reply

anairos May 10 2018, 21:45:20 UTC
В том-то и дело, что нет. Множество магических практик, основанных на гипнозе и самогипнозе, действуют как раз за счет того, что отвлекают сознательное внимание от самой работы и ее цели. Да и при молитве рекомендуется выбросить просимое из головы.

Дело в том, что сознательное внимание имеет один существенный недостаток: оно умеет сомневаться, бояться и вообще крайне редко бывает однонаправленным. Вся классическая йога предназначена избавить его от этого недостатка, и уходят на это десятилетия упражнений.

Тренировка внимания - важный способ достижения единства. Но не единственный, не первый исторически и не превосходящий остальные по своим возможностям.

Reply


napoli May 12 2018, 05:52:27 UTC
Есть ли какая-то принципиальная разница между сосредоточениями по присутствию и по отсутствию?
Или важно само сосредоточение не важно в какую сторону?

Reply

anairos May 12 2018, 07:13:54 UTC
Лично я полагаю, что есть. Они ведут к очень разному восприятию мира. Концентрация на отсутствие, по очевидным причинам, не может быть постоянной, а вот на присутствие - может.

Reply

napoli May 21 2018, 06:02:01 UTC
А если взять двух примерно одинаковых монахов и одного посадить медитировать по 10 часов в день на отсутствие, а другого - на присутствие, и потом спустя, условный год, посмотреть, что у них с восприятием, вы какую разницу ожидали бы увидеть ( ... )

Reply


Leave a comment

Up