В комментариях к прошлой статье мне напомнили, что не стоит делать поспешных обобщений на основе недостаточной информации. Поэтому я взялся всерьез штудировать сведения о волколаках
( Read more... )
"Значит ли это, что мы полностью разобрались с этой разновидностью оборотней и не оставили тут места ни для какой мистики? Не думаю. В конце концов, волколаки, насколько можно судить, не только сами считали себя волками - другие, глядя на них, тоже видели зверей. " Напомню, что когда-то Вы выкладывали информацию по книгам Форта, и там упоминалось, что ему удалось выяснить, что в газетах описано много историй по схеме "пропала девушка, в тот же день нашли лебедя". Значит возможность полностью реального превращения человека в животного хоть и сомнительна, но полностью со счетов ее списывать не стоит.
У Проппа в "Исторических корнях волшебной сказки". Но там общие соображения, а примеры в основном из "примитивных" культур Африки и Океании.
Мирча Элиаде, "Некоторые соображения по поводу европейской черной магии", входит в сборник "Оккультизм, колдовство и моды в культуре". Там и о румынских калусарах и стригоях, и об итальянских бенанданти.
Кажется, у Кулиану в "Эросе и магии в эпоху Возрождения" тоже было, но я не уверен. Там больше о ведьмах.
Для быличек характерно разделение на насильственное и не насильственное оборотничество. Насильно превращение в управлении волками не замечены.
Образ "царя волков", управляющего обычными волками, не часто смывается с образом волколака - колдуна. Я предполагаю, что это поздней шее искажение - посягать на функции пастыря волков...
Кстати в одной литовской быличке волколак используется в народном хозяйстве - пастушков превращали в волков для выпаса скота.
Comments 14
Reply
Reply
Reply
Не думаю. В конце концов, волколаки, насколько можно судить, не только сами считали себя волками - другие, глядя на них, тоже видели зверей. "
Напомню, что когда-то Вы выкладывали информацию по книгам Форта, и там упоминалось, что ему удалось выяснить, что в газетах описано много историй по схеме "пропала девушка, в тот же день нашли лебедя". Значит возможность полностью реального превращения человека в животного хоть и сомнительна, но полностью со счетов ее списывать не стоит.
Reply
Но в данном случае частое указание на исцарапанные и стертые руки вернувшихся волколаков скорее наводит на мысль, что они только казались волками.
Reply
Reply
Мирча Элиаде, "Некоторые соображения по поводу европейской черной магии", входит в сборник "Оккультизм, колдовство и моды в культуре". Там и о румынских калусарах и стригоях, и об итальянских бенанданти.
Кажется, у Кулиану в "Эросе и магии в эпоху Возрождения" тоже было, но я не уверен. Там больше о ведьмах.
Reply
Reply
Если не смущает основная тема статьи - русский мат - то описание есть в этой статье:
http://ec-dejavu.ru/m-2/Mat-2.html
Reply
Образ "царя волков", управляющего обычными волками, не часто смывается с образом волколака - колдуна. Я предполагаю, что это поздней шее искажение - посягать на функции пастыря волков...
Кстати в одной литовской быличке волколак используется в народном хозяйстве - пастушков превращали в волков для выпаса скота.
Reply
Reply
Leave a comment