Среди професоров Московской духовной академии был Осипов Алексей Ильич. Так вот, по нему всякая магия, в том числе зельеварение, - это технология. То есть мы произнесли формулу заклинания, взмахнули пару раз волшебной палочкой, получили заранее известный результат.
А когда вам что-то очень надо, а процесс не прописан, и получается, то это чудо.
Это в принципе очень распространённая точка зрения среди христиан. Даже Фрэзер на ней основывался, когда писал "Золотую ветвь": магия - это ошибочная, суеверная технология. Она принимает ассоциативную связь между представлениями за реальную связь между вещами, но в остальном действует по тем же принципам, что и настоящая наука.
Чтобы христианин мог её принять, ему необходима та же начальная идея, что и у Фрэзера - магия не работает и работать не может. Грех колдующего не в том, что он обращается к нечистой силе, а в том, что он лезет в духовный мир со своими приземлёнными техническими представлениями.
Иронично тут то, что у самих же христиан есть таинства, которые работают именно таким, техническим путём: если ритуал проведён каноничным священнослужителем, и все формулы произнесены правильно, без искажений, то таинство совершилось.
Тут одно из двух: либо семь церковных таинств - это магия, либо это чисто символические обряды, у которых и не должно быть никакого результата. Протестанты приняли второй вариант, но православные-то
( ... )
Третий вариант - признать, что это определение магии не соответствует действительности. Иначе никак.
Собственно, большинство православных (православие в принципе самая магически ориентированная версия христианства) и придерживается совершенно иного определения. У них любая деятельность воображения связывает видимый мир с невидимым и привлекает духовные силы. И тут уже от тебя зависит, кого ты привлекаешь - или ты мыслишь церковно и взаимодействуешь с Богом, либо (во всех остальных случаях) общаешься с бесами.
Игра в слова у вас. Выглядит некрасиво. Вон, церковь дома, танки освещает. Тоже можно это технологией назвать. Закрывающая технология строительства и производства.
Это просто первый взгляд дурацкий. При условиях технология таки неотличима от магии, а наоборот. И да, между ними таки градиент. Технология "работает", а магия "нет". Технология требует "инфраструктуры", магия "намерения". А зелья лишь труднее для изучения и понимания, чем механика или наоборот болтология.
Технология неотличима от магии только при условии, что человек не разбирается ни в технологии, ни в магии. Для него и то, и другое одинаково чёрный ящик, где на входе ты что-то делаешь, а на выходе что-то получаешь.
Но то такое: если ничего не знаешь, то ничего и различить не можешь. Некоторые и жопу с пальцем путают.
Просто рационалисты в подавляющем большинстве своём в магии не разбираются и не хотят. Соответственно, она вся для них выглядит чёрным ящиком, где между входом и выходом нет никакой очевидной связи. Это отсутствие связи им и кажется характеристическим признаком магии. Все три процитированных автора исходили именно из этого типичного (не)понимания.
Ну почему же. Дружба - официально магия. В магии между входом и выходом нет осязаемой связи, и это вопрос очевидно относительный к нашим способностям разбираться. А с очевидными давно известно, что они уверенно коррелируют с простыми и неверными. Характеристический признак магии именно в том, что она 1. не работает (кроме как чудом в воображении) и 2. работать ей нечем. А неочевидность можно переоценивать только опять же не разбираясь. Громко просить о желаемом (о дожде например) замечательно очевидно, а сажать ради дождя деревья - наоборот не очень.
Вот весь пост как раз о том, что магия может в то же самое время вполне физическим образом работать, как это делают лекарства - и всё равно оставаться при этом магией.
"Смысл многих физпроцедур в том, чтобы больной полежал (посидел) спокойно, сосредоточившись на своей болезни. И это работает. Это я говорю, как бывший медтехник - полная неработоспособность аппарата часто не снижает лечебного эффекта, а если аппарат бьётся током, жужжит и воняет - то исцеление практически неизбежно."
Можно сказать и так, только "мана" - не какой-то неведомый ресурс, к которому только маги имеют доступ, а как раз эта воображаемая, субъективная составляющая. Образы, эмоции, ассоциации и тому подобные вещи.
Comments 21
Среди професоров Московской духовной академии был Осипов Алексей Ильич. Так вот, по нему всякая магия, в том числе зельеварение, - это технология. То есть мы произнесли формулу заклинания, взмахнули пару раз волшебной палочкой, получили заранее известный результат.
А когда вам что-то очень надо, а процесс не прописан, и получается, то это чудо.
Reply
Это в принципе очень распространённая точка зрения среди христиан. Даже Фрэзер на ней основывался, когда писал "Золотую ветвь": магия - это ошибочная, суеверная технология. Она принимает ассоциативную связь между представлениями за реальную связь между вещами, но в остальном действует по тем же принципам, что и настоящая наука.
Чтобы христианин мог её принять, ему необходима та же начальная идея, что и у Фрэзера - магия не работает и работать не может. Грех колдующего не в том, что он обращается к нечистой силе, а в том, что он лезет в духовный мир со своими приземлёнными техническими представлениями.
Иронично тут то, что у самих же христиан есть таинства, которые работают именно таким, техническим путём: если ритуал проведён каноничным священнослужителем, и все формулы произнесены правильно, без искажений, то таинство совершилось.
Тут одно из двух: либо семь церковных таинств - это магия, либо это чисто символические обряды, у которых и не должно быть никакого результата. Протестанты приняли второй вариант, но православные-то ( ... )
Reply
Либо есть третий вариант.
Reply
Третий вариант - признать, что это определение магии не соответствует действительности. Иначе никак.
Собственно, большинство православных (православие в принципе самая магически ориентированная версия христианства) и придерживается совершенно иного определения. У них любая деятельность воображения связывает видимый мир с невидимым и привлекает духовные силы. И тут уже от тебя зависит, кого ты привлекаешь - или ты мыслишь церковно и взаимодействуешь с Богом, либо (во всех остальных случаях) общаешься с бесами.
Reply
Игра в слова у вас. Выглядит некрасиво. Вон, церковь дома, танки освещает. Тоже можно это технологией назвать. Закрывающая технология строительства и производства.
Reply
Reply
Тут вопрос в другом, смешать можно что угодно с чем угодно. А автор делает вид, что нет. Даже инь-янь, вообще-то, смешаны.
Reply
Reply
( ... )
Reply
Технология неотличима от магии только при условии, что человек не разбирается ни в технологии, ни в магии. Для него и то, и другое одинаково чёрный ящик, где на входе ты что-то делаешь, а на выходе что-то получаешь.
Но то такое: если ничего не знаешь, то ничего и различить не можешь. Некоторые и жопу с пальцем путают.
Просто рационалисты в подавляющем большинстве своём в магии не разбираются и не хотят. Соответственно, она вся для них выглядит чёрным ящиком, где между входом и выходом нет никакой очевидной связи. Это отсутствие связи им и кажется характеристическим признаком магии. Все три процитированных автора исходили именно из этого типичного (не)понимания.
Reply
Характеристический признак магии именно в том, что она 1. не работает (кроме как чудом в воображении) и 2. работать ей нечем. А неочевидность можно переоценивать только опять же не разбираясь. Громко просить о желаемом (о дожде например) замечательно очевидно, а сажать ради дождя деревья - наоборот не очень.
Reply
Вот весь пост как раз о том, что магия может в то же самое время вполне физическим образом работать, как это делают лекарства - и всё равно оставаться при этом магией.
Reply
"Смысл многих физпроцедур в том, чтобы больной полежал (посидел) спокойно, сосредоточившись на своей болезни. И это работает. Это я говорю, как бывший медтехник - полная неработоспособность аппарата часто не снижает лечебного эффекта, а если аппарат бьётся током, жужжит и воняет - то исцеление практически неизбежно."
((с) Rjevsky)
Reply
Для магии нужна мана. Если мана используется, это технология, если нет - магия.
Технология - подмножество магии для случаев, когда общее количество маны равно нулю.
Reply
Можно сказать и так, только "мана" - не какой-то неведомый ресурс, к которому только маги имеют доступ, а как раз эта воображаемая, субъективная составляющая. Образы, эмоции, ассоциации и тому подобные вещи.
Reply
Leave a comment