Уроки зельеварения

May 27, 2024 11:16

На первый взгляд кажется, что разница между магией и технологией очевидна любому дураку.

Технология - реальные действия ради реальных результатов. Чтобы она сработала, нужно знать, как оно устроено, и всё правильно рассчитать.

Магия - символические действия ради воображаемых результатов. Чтобы она сработала, нужно сцепление между воображаемым и реальным. В том, что такое сцепление возможно, не сомневается никто - хотя «верующие» и «скептики» по-разному представляют, где, когда и как оно происходит.

Отличить одно от другого - элементарно. Магия и технология конкурируют только в фэнтези. Даже аборигены диких островов прекрасно понимают, что заклинаниями поле не вспашешь, а от неудачи доспехами не защитишься.

Но тут на сцену выходит изготовитель зелий, многозначительно булькает колбой в руке и спрашивает: «А об этом ты что скажешь, знаток?».

Зелье - несомненно, материальная штука (когда я говорю «зелье», я имею в виду не только жидкости, а в принципе любые снадобья, которые следует применять внутрь или наружно). Процесс его приготовления - несомненно, реальные действия: ты берёшь обозначенные ингредиенты, отмеряешь обозначенные количества, проводишь с ними необходимые манипуляции.

А что с результатами? Зелье от простуды - несомненно, медицинское (работает оно или нет, уже другой вопрос), и его изготовление - технология. Зелье для полёта, невидимости или приворота - магическое (если оно и работает, то только чудом), а значит, и его изготовление - тоже магический акт.

Однако те, кто занимался зельеварением, такого разделения не проводили вовсе. Для них всё это было использование природных свойств растений, камней, грибов и прочих вещей и веществ. Избавление от бородавок или от несчастной любви - одинаково естественные и одинаково магические эффекты.

В инструкции могли входить и ритуальные предписания: собирать ингредиенты в особое время, особым образом, произносить над ними особые слова. Чем невероятнее результат - тем больше специальных условий, тем сложнее процедура. Но и тут излечение от тяжёлой болезни опять-таки стоит примерно на одном уровне с возжиганием страсти в сердце замужней дамы.

Здесь технология и магия сливаются настолько, что становятся неразличимы - и отнюдь не в смысле «третьего закона Кларка».

Как такое возможно?

Секрет на самом деле прост. Магия и технология - не взаимоисключающие категории.

Человек живёт в комплексном мире, где у каждой вещи - и уж тем более у каждого преднамеренного поступка - есть и «действительная», и «мнимая» сторона. Нет такой магии, которая не была бы хоть сколько-нибудь «технической». Нет такой технологии, которая не была бы хоть немного «магической». Пока в этой работе хоть какое-то участие принимают люди - она будет отчасти ритуалом.

Вместо двух враждующих царств перед нами градиент: методы, в которых «техническая» часть постепенно сокращается, а «магическая» выходит на первый план.

Сам человек при этом оказывается посередине. Всё, что действует на тело, так или иначе затрагивает и ум, и наоборот.

У любого лекарства, будь оно хоть сто раз научным, есть плацебо-составляющая: его эффективность зависит от того, кто, как и при каких обстоятельствах его предписывает и применяет. «Настоящие» лекарства отличаются лишь тем, что у них есть и другие свойства, физически действующие на тело.

Я бы даже сказал, что у реально действующего средства это «магическое» свойство сильнее, чем у шарлатанских пустышек - физический и психический эффект друг друга усиливают и дополняют.

Лекарство становится тем, что Лосев называл символом - вещь, которая самим своим существованием выражает определённый смысл и потому тождественна ему.

Поэтому зелье даже в большей степени, чем заклинание, показывает нам, что такое магия.

практика, история магии

Previous post Next post
Up