Ещё о кемеровском управительстве

Jan 06, 2020 12:53

Тулеевцы, которые так гордятся масонским гербом области 2002 года, в создании которого отметился сам Аман Тулеев (сейчас они проталкивают обновленную её версию), в особую заслугу последнему ставят автомобильную дорогу Алтай-Кузбасс, сданную в эксплуатацию в 2004 году. Дорога, конечно, нужна. Однако анализ материала позволяет усомниться в этой полезности, в таком варианте её постройки.

Дорогу эту построили на основе практически готовой, но не запущенной железнодорожной линии: станция Среднесибирская - станция Мереть. Линия эта часть недостроенного дублера Транссиба, так называемой Среднесибирской магистрали от Кустаная и до Кузбасса. По этой магистрали предполагалось возить уголь. Объемы в начале нулевых годов добычи угля в Кузбассе были небольшие. Поэтому потребности в этой линии не увидели. Хотя уже в 2002 году были приняты решения об ускоренном росте добычи угля открытым способом (есть мнение (А. Чубайс, М. Кислюк), что это планировалось уже в 1990-е годы). Тут бы гибкость ума проявить кемеровским чиновникам и достроить почти готовую магистраль под будущие объемы. Но просчитывать будущее они не умеют. Не дано. Сейчас бы меньше стонали, что уголь сложно доставлять и РЖД не справляется. Для Среднесибирской магистрали это решение Амана Тулеева оказалось окончательно роковым. В недостроенном виде она потеряла стратегическое значение. Где-то в 2011 году её участок в районе казахстанской границы разобрали, а со стороны Казахстана это всё стало разрушаться на стыке 1990-2000 гг. В итоге прямого транзита нет. При этом в 2009 году руководством ЗСЖД принято решение пустить основной поток грузов, в том числе угля, на Среднесибирскую железную дорогу, тем самым сделав Транссиб скоростной магистралью. Однако полностью это сделать невозможно. Вот так, недалекость кемеровских управителей серьезно навредила и Кузбассу, и стране. Были перечеркнуты колоссальные полувековые усилия нашего народа по созданию сквозных транспортных артерий, спаивающих воедино гигантские внутриконтинентальные пространства. Транссиб не может раскрыть весь свой потенциал, хотя с советских времен всё готовилось для этого, специально строились дублирующие линии.

Линию Среднесибирская-Мереть уже не вернуть. Однако дополнительные железнодорожные выезды из Кузбасса в западном направлении нужны. Актуален вариант того, что уже начали строить в 1916 году и бросили по понятным причинам: прямая железная дорога Барнаул-Кузнецк/Новокузнецк. Существующая линия через Артышту 310 км, а напрямую это было бы километров 200. Она актуальна для пассажиропотока между двумя крупнейшими агломерациями Сибири. Скоростные поезда спаяли бы эти мегаполисы. Для Сибири с её холодами и морозами железнодорожный транспорт как средство передвижения надолго сохранит востребованность. Нужна и прямая автодорога между этими городами.

При реализации прямой железной дороги Барнаул-Новокузнецк, дорога Артышта-Среднесибирская стала бы частью Среднесибирского хода (при условии спрямления её по линии Заринск-Среднесибирская, это 80 км новой магистрали) и освободилась бы для полноценных угольных перевозок. Южносибирский ход через прямую линию Новокузнецк-Барнаул получил бы существенное спрямление и улучил свои преимущества. Дорога Новокузнецк-Барнаул это и прямая дорога через Турксиб на глобальные территории и рынки Средней Азии, Западного Китая и Среднего Востока.

Если Южносибирский ход будет достроен и через Туву прямиком уйдет в Китай, то получится полноценный второй Транссиб. Резко возрастет значение и возрожденного Среднесибирского хода. Надеюсь, что к этому моменту тяжелейшие последствия кемеровского управительства на Кузнецкой земле будут преодолены, а центр области переедет в Новокузнецк.

Новокузнецк, Кузбасс, Сибирь, Тулеев

Previous post Next post
Up