Кругобайкальская железная дорога заканчивается в порту Байкал, расположенному у истока Ангары. Раньше пути продолжались и дальше, но с введением горного участка Транссиба в качестве основного часть старой ветки разобрали. О том, что она когда-то здесь была, теперь напоминают лишь едва узнаваемые остатки железнодорожной насыпи под гаражами.
В тот вечер у нас была ночёвка неподалёку от платформы Шумиха рядом с одноимённой горной речкой и одноимённой турбазой. Участок от Половинного до Шумихи дался трудно, особенно мне - я игнорировал всякие интересности по пути, в том числе остатки старой деревянной шхуны на берегу. Но в награду мы получили красивое розовое вечернее небо. На дальнем плане выдавался в воду высокий мыс Ивановский. В эту ночь я впервые в жизни ощутил то, насколько здесь было круто. По-настоящему начал проникаться отдыхом на дикой природе. С тех пор я не представляю себе иной жизни.
Удивительно спокойное, чистое сумеречное небо... Ещё совсем недавно мы шли вдоль стенок того мыса
На следующий день нас ждал сюрприз. Точнее, мы это осознали ещё вечером, а следующим днём начали реализовывать. Из-за просчёта в плане мы потеряли один ходовой день, и нам пришлось пройти за следующий день оставшиеся 27 километров до порта. Изнеможённые, мы к вечеру даже лагерь делать не стали, а попросились в ближайший к порту деревенский домик на ночлег. Добродушная бабушка приютила нас, утром накормила творогом со сметаной и сахаром, показавшимся нам тогда невиданным деликатесом, и пожелала доброй дороги. Теперь нам оставалось лишь одно - дойти до причала и зайти на борт скоростной «Кометы», которая доставит нас через Ольхон на север Байкала - в город Северобайкальск.
Утренний порт Байкал встретил нас сильным туманом. Грозно возвышавшиеся в густую пелену портовые краны напоминали роботов-трансформеров из фантастических фильмов. У причалов одиноко стояли суда, едва покачиваясь на волнах. Стояла там и наша “Комета”. Но не будем торопиться уплывать на ней в Северобайкальск - ведь ещё есть что рассказать. Самое время немного отвлечься от природы и вспомнить, что существует цивилизация.
Иркутск
Да простят меня буряты за эту фразу, но именно Иркутск - главный город, связанный с Байкалом. У миллионов туристов отсюда начинаются путешествия по Байкалу, сотни тысяч местных также связывают этот город и великое озеро. В моей жизни Иркутск мелькал быстро, словно летящие искры от костра - бывал я в городе совсем недолго и не успел как следует его осмотреть. Однако, тут тоже была часть моей жизни, этот город для меня и друзей был перевалочным узлом, здесь путешествия начинались и заканчивались.
Ангара и Глазковский мост на дальнем плане. Слева виден железнодорожный вокзал
Почему я внезапно перешёл к рассказу об Иркутске после Порт Байкала? А ведь именно последний связан с Иркутском ниточкой Ангары, вытекающей из Байкала в этом месте. Безумно прозрачная вода бирюзового цвета возносит нас мысленно к лучшим морским курортам мира, а разноцветная радуга от брызг с волн нашего «Баргузина» дополняет пейзаж акварельными красками. Здесь тихо и спокойно, встречных судов нет, на берегах всё неподвижно, особенно в вечерние часы. Жизнь кипит где-то дальше, на подходе уже к причалам самого Иркутска.
То самое место, где Ангара вытекает из Байкала
Когда-то на месте этих гаражей продолжался путь КБЖД, который шёл до самого Иркутска
В Ангаре вода тоже чистейшая и прозрачная до самого дна
Радуга из брызг от теплохода
С точки зрения застройки Иркутск немного отличается от остальных городов - малоэтажная застройка в центре, а многоэтажных домов почти нет. Но вот именно центр города здесь какой-то особенный и неповторимый. Некоторым домам, на вид, больше века: покосившиеся ставни старого образца, облупившаяся краска, расположение первого этажа ниже «уровня земли». Машин и людей мало, ритм жизни спокойный и размеренный, и это приятно.