Церковь св. великомученицы Екатерины в Мурино
В Мурино ехали через Новое Девяткино. Это новый район, расположенный в 10 минутах ходьбы от станции метро Девяткино и железнодорожной станции Девяткино. Раньше я и не предполагала до какой степени это отвратительный район. Когда стоишь на платформе и ждешь электричку, то видны новые красивые высокие дома. Оказалось, что район этот застраивался совершенно диким образом, без всякого плана. То есть застройщик выкупал участок и строил дом. Потом выкупал следующий участок и ещё один дом. И так далее. В результате улицы узкие и кривые, никаких школ и детских садов не было предусмотрено. Даже магазинов нормальных в этом микрорайоне нет. Через огромный квартал идет только одна узкая дорога. Машины едут в два ряда, по дороге и по обочине - это и есть те самые десять минут пешком до метро. Вот только пешком там никак не пройти. В будние дни огромные пробки, чтобы проехать буквально пару километров, надо потратить уйму времени. Вдоль дороги стоят старенькие деревенские деревянные дома, а над ними возвышаются многоэтажки. Чтобы построить нормальную дорогу, надо выкупать у владельцев их домики и участки. Но кто всем этим будет заниматься? И кому это нужно вкладывать деньги в дорогу? И это называется «доступное жильё». Непонятно только, как там жить.
Вот как это выглядит:
Во время Северной войны, после освобождения земель от шведов, Петр I раздавал земли своим сподвижникам. В 1712 году деревню Мурино с пашнями, лесом и кабачком на реке Охте он пожаловал П.П. Шафирову, всего 1325 десятин. Следующим владельцем, в 1723 году, стал генерал-майор И.И. Дмитриев-Мамонов, после кончины которого его дочь в 1749 году продала Роману Ларионовичу Воронцову (1717-1783).
Семен Романович Воронцов (1744-1832) был женат на Екатерине Алексеевне Сенявиной (1761-1784). Она была дочерью адмирала Алексея Наумовича Сенявина, любимой фрейлиной Екатерины II. Венчание состоялось 18 августа 1781 года. Первые месяцы семейной жизни молодые провели в Мурине. В 1782 году родился сын Михаил, в 1783 году - дочь Екатерина. Екатерина Алексеевна была слаба здоровьем. В 1783 году Семен Романович получил назначение на должность посланника в Венецию. Там Екатерина Алексеевна заболела чахоткой и в 1784 году умерла. Семен Романович не мог оставить службу, он попросил, чтобы старший брат, Александр Романович (1741-1805), увековечил память жены, построив церковь в Мурине, где они были так счастливы. Горе его было неутешным, он больше никогда не женился. Друг семьи, архитектор Николай Александрович Львов (1753-1803) сам вызвался спроектировать церковь. 20 января 1786 года А.Р. Воронцов обратился к митрополиту Гавриилу с просьбой дать разрешение на строительство церкви, которое получил 2 мая. Строительство началось в августе 1787 года. 17 февраля 1790 года церковь была освящена во имя святой великомученицы Екатерины.
Церковь имеет некоторые особенности - в одном здании совмещено четыре разных по назначению части: цокольный этаж - сводчатые помещения усыпальницы, церковь, ярус звона (колокольня), бельведер (ротонда). Последние два яруса выполнены из дерева.
Поначалу Семен Романович хотел перевезти в Мурино прах жены. Однако, это желание не осуществилось. Екатерина Алексеевна похоронена в Венеции, в греческой церкви св. Георгия.
До самой революции имением владели потомки Екатерины Алексеевны и Семена Романовича. В 1843 году М. С. Воронцов освободил от крепостной зависимости 1040 жителей деревень, входивших в Муринский майорат. После революции с усадьбой случилось самое ужасное, что только может произойти. Если в других усадьбах дворцы использовались как школы, сельхоз колонии, то здесь просто на месте усадьбы сделали обычный сельский поселок. Парк был разбит на жилые участки, аллеи стали улицами. Названия аллей стали названиями улиц. Например, до сих пор в Мурине, которое представляет собой унылое село, есть Английская улица. А старый парк по своим размерам и по красоте не уступал царскосельскому парку. Эта усадьба утрачена навсегда.
В 1920-е в церкви дважды производилось изъятие ценностей, были сняты колокола. 22 июля 1941 года было принято решение о ликвидации церкви, но война приближалась и в уже августе на колокольне был устроен смотровой пункт. Помещение храма использовалось для эвакуируемых. В 1968 году было принято решение «О снятии с учета и сносе памятника архитектуры XVIII века в селе Мурино». Но видимо кто-то заступился и снос не состоялся. Даже кресты остались. Одно время церковь использовалась как мастерская скульпторов.
Помню, что в 1970-1980-е церковь представляла собой ужасное зрелище. Крест перекосился и казалось, что вот-вот упадет. Всякий раз, когда ехала на дачу, смотрела на месте крест или нет. Мне казалось, что он так сильно наклонился, что висит буквально на волоске. В 1988 году, когда праздновали тысячелетие крещения, церковь вернули епархии, была зарегистрирована община.
В 2007 году было закончено строительство причтового дома с церковью во имя Тихвинской иконы Божией Матери.
Теологический институт
В деревне Колбино (Колпаны) мы посетили высшее учебное заведение, в котором готовят лютеранских пасторов и канторов. О евангелическо-лютеранской церкови Ингрии (ЕЛЦИ) есть
статья в Вики . В советское время, если я правильно поняла, лютеране относились к эстонской лютеранской церкви. Там же, в Эстонии, было учебное заведение, в котором готовили служителей церкви. После распада СССР была зарегистрирована общественная организация ЕЛЦИ. Община существует в основном на финские и американские деньги.
Ранее здесь существовала кирка св. Георгия
(статья в Вики), которая была разрушена. Финны дали деньги на строительство новой кирки св. Георгия. Кирку строили по финскому проекту. Было предложено несколько вариантов, в том числе были авангардные проекты, но община предпочла унылый безликий вариант.
В Финляндии женщин рукополагают, но в ЕЛЦИ всё традиционно, поэтому тут есть некоторые противоречия и трудности с финансированием. Кстати, до революции все пасторы в этих местах были из Финляндии.
В 2010 году было зарегистрировано учебное заведение «Теологический институт». Считается, что институт выдает дипломы о высшем образовании. Если я правильно поняла, то эти дипломы никто не признает, кроме, собственно, «Теологического института». Бакалавриат -3,5 года, магистратура - два года. Сейчас проходят обучение пятнадцать студентов. Обучение и проживание бесплатное, студенты обеспечены четырехразовым питанием, кроме того они получают стипендию 1500 рублей. Возраст студентов 30-40 лет.
Учебный корпус спроектирован и построен на финские деньги. В корпусе есть несколько жилых комнат, несколько учебных аудиторий, комната приема пищи.
Рядом построено несколько деревянных зданий. Дома эти были вывезены из Финляндии в начале 1990-х годов. Так как тогда таможня работала не пойми как, то за эти дома никаких пошлин не платили. Сейчас в одном из домов находится детский лагерь, куда дети приезжают жить на каникулах. В другом здании располагается дом престарелых, в котором сейчас проживает 10 человек.
Один из домов, если я правильно поняла, сдается в аренду. В этом здании живут преподаватели:
Нас накормили скромным обедом (котлета+макароны и чай) в уютной столовой:
На фотографиях представлена жизнь местных жителей:
Сейчас деревня Колбино выглядит зажиточно:
После посещения Теологического института осталось довольно мутное впечатление какого-то сектантства, финансируемого на финские и американские деньги. Но я не жалею, что потратила время на посещение Колбина, так как кроме посещения института мы прогулялись на свежем воздухе по деревне.
Научный городок физиологического института
Из Колбина мы отправились в Колтуши, точнее в ту часть поселка, которая называется Павлово.
Говорят, что после революции шведы приглашали Ивана Петровича Павлова(1849-1936) к себе. Видимо, чтобы его удержать в России, ему пообещали, что предоставят все условия для работы. По последнему слову инженерной мысли в Колтушах построили научный городок с территорией около 100 га. В научном городке были построены здания лаборатории, виварий и антропоидник, коттеджи для проживания сотрудников. Сейчас этот научный городок входит в список ЮНЕСКО.
Здание старой лаборатории:
Перед лабораторией стоят три бюста учёных, которые Павлов сам заказал И. Ф. Безпалову. Говорят, что в лысенковские времена бюст Менделя спрятали. Сейчас он снова стоит на своем месте. Бюста Лысенко в природе не существует.
В селе бывали физик Нильс Бор, художники М. В. Нестеров и А. А. Рылов, писатель-фантаст Герберт Уэллс.
Антропоидник, в котором живут обезьяны:
Дом Павлова в 1950-е годы:
Сейчас дом Павлова требует ремонта:
В остальных коттеджах живут сотрудники института, фасады зданий выглядят вполне нормально:
Новый корпус института построен в 1950-х:
В парке лиственничные аллеи:
Во многих местах висят такие таблички:
В 1930-е годы были так называемые «шестидневки», то есть выходными днями были 6, 12, 18, 24 и 30 число каждого месяца. Мне рассказывали, что Павлов игнорировал советский распорядок, по воскресеньям не работал. А ещё мне рассказывали, что каждое воскресенье он приезжал молиться в Знаменскую церковь на Знаменской площади (сейчас площадь Восстания), поэтому при его жизни эту церковь не закрывали.
Геофизическая обсерватория
Из Павлово мы поехали в Воейково, где располагается геофизическая обсерватория. До войны обсерватория находилась в Павловске, во время войны была эвакуирована в Свердловск. После войны было принято решение не восстанавливать разрушенную обсерваторию в Павловске, а построить новую в поселке Сельцы, переименованный в 1949 году в Воейково.
В обсерватории не проводится экскурсий, поэтому мы просто проехали вокруг территории. На
сайте обсерватории прекрасно изложена история её создания начиная с указа Николая I в 1849 году.
На высоком холме расположена актинометрическая лаборатория:
С холма на горизонте видна Ладога:
Первая часть поездки: Осиновая Роща, Вартемяги и зубропитомник в Токсово Продолжение будет