Богословка. Церковь «Кулич и Пасха»

Apr 03, 2014 17:47


Богословка
О Богословке Пыляев писал: «На правом же берегу Невы, верстах в трех от [Новосаратовской - А.С.] колонии, лежит прелестнейшая дача Богословка, или Зиновьева, с превосходными большим барским домом и обширнейшми вековым парком, с живописными островками, лужайками, пригорками, мостиками, эрмитажем и другими затеями былого нашего вельможного барства. Имение это когда-то принадлежало духовнику императрицы Дубянскому».
Дубянский был духовником Елизаветы Петровны. Это про него Екатерина Великая писала, что «нашла его <…> менее глупым, чем о нем говорили». В прошлом году я была в Кёрстово, которое принадлежало Дубянскому (писала здесь ). Внучка Дубянского вышла за Зиновьева, жили они Копорье в усадьбе Гревова, о которой писала подробно здесь . Усадьба Богословка сначала принадлежала Дубянскому, а затем перешла Зиновьевым. Поэтому её иногда называли не Богословка, а Зиновьева.
Здесь в 1828-30 годах архитектором В. И. Беретти был построен деревянный усадебный дом в стиле строгого классицизма, открытый в сторону Невы. Спустя некоторое время он же спроектировал ряд парковых построек: парадную лестницу - спуск к Черной речке, павильон Эрмитаж, кухню, «голландский домик», «Новоберезовскую дачу» и арочный деревянный мост.
Беретти строил усадебный дом для Лопухиной в Осиновой Роще, жалкие остатки которого мы видели в самом начале экскурсии . В планировке всех домов архитектор развил один и тот же прием: выделение главного двухэтажного корпуса, который переходами соединялся с одноэтажными флигелями. Возможно, таким же был и дом в усадьбе Гревовой. Любопытно, что во всех трех усадьбах, созданных одновременно, Беретти для господских домов предпочитал дерево, а службы всегда строил каменные.
Когда дом в Богословке был разобран, я не знаю, но 1968 году он ещё стоял, сейчас собираются его построить заново. Это вполне возможно, так как в 1930-е были сделаны фотографии дома и построек в парке, проведена опись деревьев и кустарников.



Благодаря огромному богатству Зиновьевых, парк избежал участи других усадеб и не превратился в «вишневый сад». Было только 15 дачников.
В 1930-е годы планировалось перенести центр города туда, где сейчас находится Московская площадь. Это решило бы две проблемы. Во-первых, это место никогда не затапливается, то есть нет угрозы нападений. Во-вторых, это место дальше от финской границы, которая в то время шла по Сестре, что могло позволить финской артиллерии обстреливать город.
На месте бывшей Богословки планировали устроить рекреационную зону - лесопарк. Это было новое понятие, не было опыта лесопаркового строительства, не существовало даже теоретических основ. Специалисты считали, что пригородные леса по своему назначению и по своей структуре должны отличаться от дикого лесна. Пригородный лес - место отдыха. Как добиться, чтобы он смог вместить десятки тысяч посетителей? Как доставить сюда отдыхающих? Как удовлетворить разнообразие вкусов? Наконец, что нужно сделать, чтобы это был и парк и лес, чтобы дорожки, рощи и искусственные водоемы, беседки, скамейки сочетались с естественными полянами, диким лесом?
Эту задачу начали решать в конце 1930-х, но во время войны в результате артобстрелов лесопарк очень пострадал, погибло 90% деревьев. В 1960-е годы была восстановлена дренажная система, аллеи, дороги, дорожки и тропинки, общая длина которых более 20 км. Площадь лесопарка 600 га. Если идти на север, то можно дойти до Павлова, а если вдоль Невы, то до Икеи.







Лет пятнадцать назад появилась прекрасная идея создать на территории усадьбы этнопарк. Речь идет о том, что если по каким-либо обстоятельствам не удалось сберечь памятник архитектуры, то можно воссоздать его в подлинных формах и конструкциях. Это не строительство новых объектов «под старину», как это сделано, например, в «Русской деревне» под Петергофом. В этнопарке в Богословке планируется воссоздание точных копий утраченных образцов северного деревянного зодчества.

Сейчас начато строительство северного погоста. Территория погоста обнесена оградой, представляющую собой совмещенную копию давно не существующих оград конца XVIII века - Лядинского погоста и располагавшегося неподалеку Спасского (Каргопольского уезда Олонецкой губернии).



Шатровая колокольня копирует сооруженную в XVII веке в Нижнеуфтюгском погосте Вологодской губернии (еще в 1988 году ее обмерял В. В. Суслов).





Храм повторяет сгоревшую в 1963 г. знаменитую 25-главую Покровскую церковь (1709 г.) Вытегорского (Анхимовского) погоста - предшественницу знаменитой церкви Преображения в Кижах. Покровская церковь в Боголовке действующая.















Один из домов, предназначенный для музейной экспозиции, спроектирован как копия-реконструкция дома Костина (1871 г.) из деревни Верховье Великогубской волости Олонецкой губернии.







Еще один дом намечается соорудить в виде копии вепсской постройки. Таковым является дом Манькина (1889 г.) из деревни Каскесручей Петрозаводского уезда Олонецкой губернии.



Планируется постройка ещё нескольких локальных участков. Каргопольская крепость 1664-65 годов. Внутри крепости - церковь Спаса и воеводский дом. Русское селение с общим числом 8-10 дворов. Здесь будут представлены крестьянские усадьбы Кингисеппского, Лужского, Тихвинского и Бокситогорского районов. Будут огороды, бани, амбары и часовни. Карело-вепсское селение, состоящее из 4-5 крестьянских дворов, будет представлять усадьбы Тихвинского района и Межозерья. Историческое селение должно включать как минимум четыре постройки разных эпох, реконструируемые по археологическим и письменным источникам. На первом этапе здесь предлагается построить копии староладожского длинного дома X-XI веков, двора крестьян Неудачки Петрова и Шестачки Андреева второй половины XVI века (ныне село Белое Лужского района Ленинградской области), вологодские хоромы (1684 г.) и двор дьяка в Олонце (1672 г.).







Пыляев: «На другой стороне Невы, за Рыбацкой слободой, находится историческое село Усть-Ижора. По преданиям, в XIII веке на этом месте была битва Александра Невского со шведами. Здесь Александр Невский своим копьем возложил печать на лицо военачальника шведов Биргера. Новгородец Гавриил Алексеич гнал принца, сына Биргера, до самой ладьи и на коне въехал на доски, положенные с берега; доски подломились, Гавриил упал с конем в воду, но, выплыв, вновь сразился с одним из воевод шведских. Новгородец Миша сжигал суда врагов. Новгородец Сбыслав-Якунович с одним топором врубался в толпы неприятелей. Княжеский ловчий, Яков Полочанин, с горстью удальцов ударил на целый полк. Отрок Савва пробился до шатра Биргера, подсек его столб и падение шатра лишило шведов остального мужества. Здесь пал Ратмир, храбрый воин Александра, и много храбрых витязей Новгорода и Ладоги»:



Богословка была последним пунктом нашей поездки. Возвращались в город по вантовому мосту через Неву, который мне очень нравится.







Троицкая церковь «Кулич и Пасха»
Мы вышли у станции метро «Пролетарская» и решили зайти в знаменитую церковь «Кулич и Пасха».

От величественного парка «Каприз» князя А. А. Вяземского осталась лишь Троицкая церковь «Кулич и Пасха». Князь являлся директором Императорского фарфорового завода, стоявшего на Шлиссельбургском тракте (сейчас - проспект Обуховской Обороны). Здесь же, рядом с заводом, он устроил свою резиденцию - имение Александровское.



Вяземский получил от Екатерины II награду в 200 тысяч рублей. Он решил на эти деньги в своём усадебном парке построить храм. На фасаде церкви и сейчас можно увидеть вензель Екатерины и надпись «В память твоих щедрот. Начата в 1785 году».



Церковь строил знаменитый архитектор Н.А. Львов, который был соседом князя и состоял с ним в деловых и приятельских отношениях. Храм имеет вид ротонды, а колокольня - вид четырехгранной пирамиды, с баптистерием на первом и звонницей на втором ярусе.




Столь своеобразную форму храма объясняют следующим. Заказчик, князь Вяземский, был генерал-прокурором и потому, по замыслу архитектора проекта, ротонда символизирует храм правосудия, а «твёрдая призматическая пирамида» - «неколебимую купность... трёх добродетелей»: Истины, Человеколюбия и Совести, т.е. символ Зерцала Петра I. За необычный облик в народе храм прозвали «Кулич и Пасха». Строительство церкви велось в 1785-1787 годах. По желанию Екатерины II церковь освятили на Троицу 13 мая 1790 года.



Церковь была закрыта в 1938 году, затем открыта в 1946 году. Практически все церковные ценности были изъяты и пропали.
В церкви очень красивый старый иконостас, синий с золотом. Мне хотелось рассмотреть известную икону 1713 года свт. Николая Чудотворца, а также знаменитую икону Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» (С.-Петербургская, «с грошиками», 1888 года), но в церкви шла служба, было полно народу.
Об иконе с грошиками на церковном информационном щите написано следующее: «23 июля 1888 года над Санкт-Петербургом разразилась сильная гроза, молния ударила в часовню Тихвинской иконы Божией Матери, начался пожар, который вскоре потушили. Стали выносить иконы и увидели, что икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» дивно обновлена Небесным огнем, потемневший от времени лик Богоматери просветлел, и к нему чудно прилепились одиннадцать грошиков из разбитой молнией кружки для пожертвований. <…> монетки эти не отпадали, а держались на поверхности без всякой видимой причины…<…> С 1947 года и до сего дня чудотворная икона «Всех Скорбящих Радость» (с грошиками) находится в церкви Святой Троицы «Кулич и Пасха» и поныне совершаются возле нее чудесные исцеления, нуждающимся подаются помощь, скорбящим радование».



Первая часть поездки: Осиновая Роща, Вартемяги и зубропитомник в Токсово
Вторая часть поездки: Мурино, Колбино, Павлово и Воейково


Львов, Ленинградская область, Любимый город, Пыляев

Previous post Next post
Up