Почему корабль пароходом называть можно, а судном - нельзя

Aug 22, 2015 17:06

Потому что военный. В принципе, он даже катером может быть, например - ракетным катером или торпедным.
А вы можете себе представить "торпедное судно"? Ха-ха!
Да даже лодкой может быть - атомная подводная лодка-ракетоносец.
Но спросите подводника - а как называется ваше судно? Лучшее, что вас может ожидать - холодное презрение в ответ. i-legal-alien не даст соврать. Суда бывают торговыми, пассажирскими, специальными, вспомогательными, рыболовными, но только не военными.
Однако и военные, и гражданские моряки часто называют свой плавучий дом пароходом, традиция такая. Им это можно, а вам - сомнительно.
Это как похлопать по корме жену, занятие не для посторонних.
Если обычное слово можно заменить на необычное, то на флоте это стараются сделать: не пол, а палуба; не стена, а переборка; не потолок, а подволок; не лестница, а трап. На корабле (да и на судне тоже) вы споткнётесь не о порог, а о комингс. Да не просто споткнётесь, а первое время на ногах у вас, повыше подъёма стопы, на самом болючем месте, где кость прямо под кожей, будут очень болезненные ранки от ударов об этот долбаный комингс, и возможно, останутся шрамики. У меня, например, есть, правда заросли почти. Потому что комингс поднят над уровнем палубы сантиметров на тридцать, чтобы вода, зачастую гуляющая по верхней палубе, не захлестывала внутрь надстройки. Вы ведь не привыкли так высоко задирать ногу, перешагивая порог? Ничего, привыкните, комингсы умеют быстро учить себя уважать.
А если кто-то вздумает проходить такие двери, наступая на комингс, очень скоро, а может, и с первого раза так долбанётся головой о верхний край непривычно низкого дверного проёма, что закается это делать раз и навсегда, да еще в дверях и пригибаться привыкнет. Чисто инстинктивно, на автомате.

Впрочем, даже одна и та же вещь в разных местах может называться по-разному. Например, в машинных отделениях употребляется термин не палуба, а настил. Он состоит из отдельных металлических рифленых листов, называемых паёлами или просто решеток. Дело в том, что под ними проходит масса трубопроводов, скрываются различные вентили и вообще нижние части многих механизмов.
Для доступа к вентилям и задвижкам в них делаются лючки, а если нужно проводить какие-либо работы, типа вычерпывания скопившейся воды, масла и прочей дряни, которую осушительный насос уже не берет - отвинчиваются винты, крепящие паёлы и вперёд, к морской романтике. Теперь вы догадываетесь, почему машинную команду называют маслопупами? За креплением паёл надо бдительно следить, чтобы ненароком не переломать мослы, провалившись в образовавшуюся щель, а при качке они не начали порхать по машине, грозя отрубить вам пятку.

Если же название заменить нельзя, то меняется хотя бы ударение: не компас, а компа́с; не рапорт, а рапо́рт.
Однако, я уже говорил ранее, что постепенно всё деградирует - лет десять назад мне резало слух, когда кока называли поваром, но в последнее время это стало почти нормой. Не знаю, как ранее на торговых судах, но ныне, по крайней мере на жабодавах, верхняя палуба все более напоминает свинарник, когда-то считалось большой обидой для боцмана, если кто-то садился на окрашенные поверхности, ныне всё это стало обыденностью. Если сей процесс будет прогрессировать, не знаю, до чего дойдёт дело, но я этого, пожалуй, не увижу.

Правда, один раз я уже думал, что бросил якорь навсегда :)

Морские термины просачиваются и в обыденный язык, зачастую в иносказательном смысле. Если вы услышите: "Вчера наш сосед с третьего этажа отдал концы" - вы ведь догадаетесь, что речь идет о том плавании, из которого не возвращаются, не так ли?
Кстати, о концах в морском понимании - мой предыдущий пост: Как на флоте тяжесть называют легкостью, и другие прибамбасы



О море, Как это делается, Море и моряки, Это интересно

Previous post Next post
Up