Кровавое воскресенье

Sep 17, 2017 04:20

Про события 9 января 1905 года, вошедшие в историю как Кровавое воскресенье, наверняка слышал каждый. Однако многие знают лишь то, что народ пошел к царю, солдаты начали стрелять по толпе и на этом все. А почему народ пошел к царю, с чем, почему солдаты начали стрелять и как вообще все происходило - это знают далеко не все.

Между тем, события 9 января 1905 года и причины, которые привели к трагедии, очень важны для понимания ситуации 1905 года в Российской империи (особенно в столице), для понимания отношений народа к царю и царя к народу, а главное - для понимания проблем, существовавших в государственном управлении эпохи Николая Второго.

Кровавое воскресенье и его причины привели к революции 1905-1907 гг, которая стала своего рода прологом революции 1917 года и в событиях которой проявились те же проблемы государственного управления, недостатки власти и личные ошибки Николая Второго, что и в событиях 9 января 1905 года.

Понимание причин и предпосылок Кровавого воскресенья имеет большое значение для понимания причин революции 1917 года, ее характера, особенностей и результатов.

Поэтому давайте перенесемся в начало 1905 года и посмотрим, как развивались события.


Предыстория.

"Осенью 1904 года на фоне поражений в русско-японской войне в России началось политическое брожение, подогреваемое пропагандой революционных партий и земско-либеральной оппозиции. По инициативе "Союза освобождения" в стране началась кампания за введение конституции и представительного образа правления. От властей требовали призвать к управлению государством общественность и созвать народное представительство, которое совместно с монархом решало бы важнейшие вопросы внутренней жизни."

Здесь нужно обратить внимание на два момента:

1) Одной из предпосылок к событиям стало поражение в русско-японской войне. То есть проблемы возникли не на ровном месте, их корни надо искать в самой власти, которая проиграла войну. Поражение в войне никогда не случается просто так - это всегда результат плохой подготовки, пороков управления, неверной оценки ситуации, ошибок внешней политики, экономических проблем и так далее. Заодно можно вспомнить формулу: страна, которая проигрывает в войне, получает революцию. Конечно, данная формула работает не всегда, но в случае с событиями 1905 года она сработала.

2) От властей требовали допустить общество (народное представительство) к управлению страной. Вообще, это было давно назревшее требование, которое высказывалось на протяжении почти ста лет, начиная с Декабристов, которые первыми поставили целью переход от монархии к республике. А в Европе такие тенденции возникли еще раньше, достаточно вспомнить Великую французскую революцию. Поэтому ничего особенно нового и необычного в приведенных требованиях не было - абсолютная монархия изжила себя и общество начало активно требовать ее реформирования.

Теперь обратимся к истории рабочего движения:

"Начавшись в среде интеллигенции, политическое брожение вскоре перекинулось в рабочие массы. В Петербурге в события оказалась вовлечена крупнейшая легальная рабочая организация страны - "Собрание русских фабрично-заводских рабочих г. Санкт-Петербурга", во главе которой стоял священник Георгий Гапон."

Здесь тоже интересны два фрагмента:

1) Политическое брожение началось в среде интеллигенции. И тут можно очередной раз вспомнить, что идеи реформирования государства и перехода от монархии к республике начали высказывать еще Декабристы - дворяне и офицеры. И после них сам император Александр Второй занимался реформированием государства. Это важно для понимания того, где вообще зарождаются революции, сверху или снизу. Понимание революции как исключительно народного творчества - совершенно ошибочное, без участия элиты революции не делаются и события 1905 года (и 1917 тоже) это полностью подтверждают.

2) Во главе крупнейшей рабочей организации стоял священник. Таким образом, к революционным событиям оказывается причастна сама церковь, пусть даже не как институт, а в лице одного представителя, но все же. Про этот интересный факт следует вспоминать каждый раз, когда церковь и ее охранители жалуются на разрушенные храмы. Русской православной церкви еще в 1905 году следовало внимательнее отслеживать деятельность священников и направлять в среду рабочих не тех, кто будет разжигать в них революционный огонь, а тех, кто сможет наладить конструктивный диалог рабочих с властью, тогда может быть и храмы были целее.

Читаем про движение дальше:

"Созданное при покровительстве Департамента полиции, "Собрание" имело целью объединять рабочих для просвещения и взаимопомощи, что должно было ослабить влияние на них революционной пропаганды. Однако лишённое надлежащего контроля со стороны властей, "Собрание" вскоре уклонилось от намеченных целей. Не последнюю роль в этом сыграла личность руководителя "Собрания" священника Гапона."

Просто отлично!

Рабочая организация, сыгравшая главную роль в событиях 9 января 1905 года, а косвенно и всей революции 1905-1907 гг, была создана по инициативе самого Департамента полиции!

Как вам это нравится?

Конечно, Департамент полиции создавал "Собрание" со строго противоположной целью - взять рабочее движение под контроль по принципу "если нельзя ликвидировать, значит надо возглавить". И эта логика сама по себе была совершенно правильной. Однако реализация получилась никудышной, в результате чего получилось "за что боролись - на то и напоролись".

Создав "Собрание" и поставив во главу движения священника, в Департаменте полиции просто-напросто успокоились и решили, что все под контролем и можно расслабиться. А вышло очень по-другому, вышло вовсе и не так. Вместо того, чтобы взять рабочее движение под контроль, полиция наоборот утратила контроль - за счет уверенности, что движение возглавляет "надежный человек". Утратили контроль в результате самоуспокоения. Просто расслабились.

Что-то подобное было в сюжете фильма Отступники Мартина Скорсезе. Но в случае с Гапоном и Собранием все получилось гораздо масштабнее и круче, Скорсезе просто отдыхает.

Читаем:

"Собрание русских фабрично-заводских рабочих" сделалось центром рабочей жизни в Петербурге. В отделах Собрания открыто обсуждались нужды рабочего класса и пути выхода из тяжёлого экономического положения. Пользуясь отсутствием контроля со стороны властей, руководители "Собрания" вели в рабочих массах агитацию в пользу радикальных методов борьбы за свои интересы."

О чем и речь. Вместо того, чтобы установить контроль над рабочим движением, Департамент полиции своими руками создал площадку для агитации рабочих на тему радикальных методов борьбы за власть. Отличная работа Департамента полиции, лучше не бывает.

У вас еще есть какие-то сомнения по поводу того, кто сделал революцию 1905-1907, а затем и 1917 года?

Ладно, почитаем еще:

"В декабре 1904 года "Собрание русских фабрично-заводских рабочих" встало на путь борьбы труда с капиталом. В первой половине декабря активистами Собрания были организованы две местные забастовки. В обоих случаях забастовки закончились с выгодой для рабочих, администрация должна была пойти на уступки. Успешные забастовки повысили престиж Собрания в глазах рабочих, что выразилось в притоке в него новых членов."

Прекрасное дополнение к вышесказанному. Департамент полиции создал не просто площадку для агитации рабочих на тему борьбы за власть - он создал реальный инструмент политической борьбы. Забастовки - это уже не просто обсуждение проблем рабочих, это именно инструмент политической борьбы. А успешные забастовки, которые заканчиваются победой - это еще и прекрасный пример для рабочих, что они находятся на верном пути и можно продолжать.

Как известно, аппетит приходит во время еды, поэтому стоит ли удивляться тому, что после двух успешных забастовок рабочие решили продолжить?

В январе началась новая забастовка:

"3 января, в понедельник, на Путиловском заводе началась забастовка. Рабочие охотно покидали свои места и массами выходили во двор. Вскоре все 12500 рабочих завода оставили свои помещения. Толпа численностью около 2500 человек приблизилась к главной конторе завода и потребовала директора Смирнова. Директор вышел на крыльцо в сопровождении пристава. Бастующие потребовали уволить мастера Тетявкина и восстановить на работе Сергунина и Субботина."

Здесь необходимо пояснение: накануне имел место конфликт - мастер Тетявкин уволил рабочих Сергунина и Субботина, при этом по словам уволенных вызывающе высказывался по поводу их участия в "Собрании", что и вызвало массовое возмущение.

Фактически забастовка началась под неявным лозунгом "наших бьют".

Читаем далее:

"Беседа продолжалась около часа. Директор доказывал рабочим несостоятельность их требований. В конце беседы Смирнов заявил, что Тетявкина он не уволит, и предложил всем вернуться на свои места. В противном случае он обещал по прошествии трёх дней приступить к увольнению всех рабочих завода. Последнее заявление вызвало в толпе негодование. Собравшиеся кричали, что директору один мастер дороже, чем 12000 рабочих завода."

В общем, нашла коса на камень. Обе стороны пошли на принцип. Директор пошел на принцип, что не будет увольнять мастера, даже если этого просят все 12000 рабочих, скорее будет увольнять самих рабочих. И рабочие пошли на принцип, что просто так этого не оставят.

Эх, если бы только они знали, чем все закончится...

А ведь найти компромисс было совсем несложно - рабочие могли бы согласиться на то, чтобы Сергунина и Субботина просто восстановили на работе, а мастер принес бы свои извинения. И директор завода мог бы до этого додуматься. А главное - Гапон, который пользовался среди рабочих авторитетом, мог бы найти компромисс и помирить стороны, ведь именно на это рассчитывали в Департаменте полиции, создавая движение и поставив во главу священника - рассчитывали, что он будет добиваться умеренности рабочего движения и сглаживать острые моменты.

Но...

4 января забастовка на Путиловском заводе продолжалась.

К забастовке начали присоединяться другие заводы.

Заметьте - все это началось с одного мастера и двух рабочих!

Два дня в Питере (столице империи, на минуточку) продолжается забастовка, в которой участвует десяток заводов и несколько десятков тысяч рабочих - забастовка, начавшаяся с требования уволить одного мастера и восстановить двух рабочих - и никто не может решить вопрос.

И это все на базе рабочего движения, созданного самим Департаментом полиции с целью контролировать рабочее движение, которое возглавляет священник.

Хороший контроль рабочего движения, хороший священник, хорошее руководство завода, хорошее правительство...

И всех все устраивает - рабочие твердо убеждены, что руководству завода просто некуда деваться, поэтому их требования будут выполнены; руководство завода убеждено, что это рабочим некуда деваться; полиция убеждена, что все под контролем (там же во главе движения их человек); церковь видимо вообще не интересуется, чем занимается ее служитель; правительству видимо по барабану, что в столице половина заводов бастует из-за одного мастера и двух рабочих; император... вообще не факт, что на тот момент знал о происходящем.

В принципе, этого уже достаточно, чтобы сделать выводы о качестве управления Российской империей и понять, что империя с таким управлением долго существовать не может и странно не то, что она скоро развалится, а то, что она до сих пор существует.

Но давайте почитаем дальше, впереди еще много интересного:

"5 января Гапон и руководители "Собрания" убедились, что заводчики не пойдут на уступки и забастовка проиграна. Надежды на то, что правительство вмешается и окажет давление на фабрикантов, оказались тщетными. Руководители "Собрания" оказались в трудном положении. Было ясно, что взбудораженная рабочая масса не простит вожакам несбывшихся ожиданий, организация потеряет всякое влияние, а зачинщиков забастовки ожидают репрессии со стороны властей. В этих условиях Гапон и его помощники решили пойти на крайнюю меру: обратиться с петицией к царю."

Это называется игра на повышение ставок.

Обычно так действуют азартные игроки - повышают ставки, чтобы крупная победа, которая поначалу кажется им более вероятной, позволила уйти от малого, но уже неизбежного поражения. Чаще всего игра на повышение заканчивается плачевно, а именно - крупным поражением. Потому что если человек проигрывает в малой игре, то скорее всего он просто не умеет играть или сел играть не с теми, кого может победить, а значит и повышение ставок ему не поможет.

В принципе, события 9 января 1905 года все это наглядно показали, во всяком случае в отношении Гапона и руководителей Собрания.

Но главное даже не это.

Главный вывод, который следует сделать из приведенного фрагмента, заключается в том, что священник Гапон оказался просто-напросто амбициозным сукиным сыном, готовым пуститься во все тяжкие, лишь бы не отвечать перед рабочими за предыдущие ошибки. Гапон просто испугался ответственности.

И еще Гапон, судя по всему, оказался азартным человеком, что подтвердится в дальнейшем.

Это тоже к вопросу о состоянии русской православной церкви начала 20-го века. Хороша церковь, если в ней служат такие как Гапон - азартные пройдохи, готовые вести рабочих на солдат, лишь бы избежать личной ответственности за неудачную забастовку.

И ведь это не какой-то поп в провинции, про которого можно сказать "не уследили" - это священник, который оказался во главе многотысячного рабочего движения прямо в столице. Не уследили? Или вообще не следили? Или церковным иерархам, как и правительству, было глубоко фиолетово, что происходит в столице?

Если было фиолетово - тогда и не надо жаловаться, что эти рабочие потом будут сбивать двуглавых орлов и рушить храмы. Если с самого начала было фиолетово, кто и на что настраивает рабочих, то должно быть фиолетово до самого конца...

Впрочем, давайте почитаем, с чем Гапон решил вести рабочих к царю - неужели с требованием об увольнении одного мастера?

Продолжение: Кровавое воскресенье. Петиция

Власть, Россия

Previous post Next post
Up