Хан-Гирей,
«Черкесские предания», 1841 год (стр. 306): «Из преданий видно, что сеймены, во время владычества ханов над черкесскими племенами, вели себя у них чрезмерно грубо и жестоко; до сих пор людей грубых, строптивых Черкесы называют сейменами». Почему именно сеймены так прочно запомнились черкесам? Крымские ханы часто ходили к черкесам ради добычи и в поддержку какого-либо лояльного Бахчисараю. Крымским беям эти экспедиции нравились не всегда и ханы часто ходили лишь со своими личными войсками - теми же сейменами.
Якуб ага -
о своем разговоре с Шахином Гиреем (стр. 710-711): «Рассуждая, говорил ему его светлость о сейменах, которые из давних времен бывали при ханах вместо гвардии при двадцати знаменах, полагая комплект к каждому: рядовых по сту, всего до двух тысяч человек и при них по двадцати-жь ротных и одного полкового начальника, называемых булюк-башами. Содержались они на иждивении Порты, а набираемы были всегда из тех фамилий, которых предки еще в сие звание, по недостатку и другим обстоятельствам поступили и имеет-ли кто к сему желание или нет. Делается сей набор не по вызову, а по заведенному издревле обыкновению, наиболее из принуждения, чрез что фамилии сих сейменов время от времени приходят в большую скудость и несут одни перед всею областию несравненную тягость, лишаясь удобностей и случая к промыслу разными торгами, коими прочие все здесь токмо и питаются».
Источник этот давно видел, но что-то не обратил внимание на слова про принудительный призыв членов семей сейменов. Вот напомнило историю того же Тая, который вспомнил, что, будучи в Бахчисарае, был отправлен ханом в Ислам-Керман, служить сейменом в гарнизоне. При этом речь явно шла не о «хочу - не хочу», а «раз надо, значит надо». Хотя Тай потомственным сейменом вообще не был. Интересно, можно ли сочетать слова Обри де ля Мотрэ о том, что сейменов обучают с детства и вышеприведенные слова о потомственном характере службы?
В 1631 году запорожцы и донцы (1500 бойцов) напали на Гезлев.
Хан Джанибек Гирей послал для защиты города 400 человек («семени и тюфякчеи»). Что интересно - сеймены и тюфекчи/тюфенкджи упомянуты раздельно (а я вот считал, что сеймены - это просто бывшие тюфенкджи). Впрочем, что моя теория с переименованием может быть неверной, я
писал и ранее. Сколько гипотез можно наплести!
P.S. Я вот раньше написал, что перекопские сеймены участвовали в 1658 году в походе Караша против Пушкаря. Моя обычная невнимательность - в источнике, где, кстати, описана и биография Тая (Акты ЮЗР. том 15, с. 97-100) есть лишь рассказы пленных сейменов из гарнизона Ислам-Кермана о том, что они знают о походе Караша (но сами в нем не участвуют). А я попутал :(