Клееман писал (стр. 57-58) (он побывал в Каушанах, Бендерах и Буджаке в декабре 1768 - январе 1769 годов): «Когда кто-нибудь из Мурз (Кавалеров), составляющих Шляхетство сего народа, прогуливался по городу пешком, или на лошади, то всегда следовало за ними три или четыре Татарина из домашних его служителей, и носили его колчан, лук и трость (атаяк). Платье их было из тонкого сукна, весьма чистое, и подбитая долгая епанча, опоясана длинным шелковым поясом. Сие одеяние, похожее боле на платье Польское, нравилось мне лучше Турецкого: ибо оно придает приятность стану и сидит весьма хорошо. Они мало имеют сообщения с Турками, и сии Татарские дворяне иногда Янычарам и Туркам не уступают дороги, которые объявляют, что они перед ними должны иметь сие право, от чего и доходит у них до худого дела, и принуждены вынимать свои кинжалы, и стрелять друг в друга из пистолет, и я два раза свидетелем был таковых между ими поединков».
А вот описание буджацкой юрты (стр. 71-72): «В середине и вверху покрышки сделано отверстие около 2 футов шириною, чрез которое продет шест, а к оному пришито снаружи широкое синее и белое знамя, весьма похоже на церковную хоругвь; в середине палатки, где кроме земли, дощатого полу нет, раскладывают огонь, который делая движение знамю, помощию ветра, дает дыму проходить чрез отверстие, и все сие немалое причиняет безпокойство, особливо когда заперты двери. Оныя всегда почти такого же цвету, как и знамя и столь узки и низки, что с трудом войти можно. Все уборы сего дома состоят из соломенной рогожи, посланной на земли, двух волосяных тюфяков, служащих постелею Татарам, одного деревянного ящика, сабли, фузеи и пистолет; а когда оных нет, то украшают луком и калчаном (то есть если есть и огнестрел и лук, то вешают на стену именно огнестрел). На несколько шагов расстоянием от сей первой палатки находится такая же, которая есть жилищем жены и детей, и в ней находится поваренная посуда, как то: весьма большой железный котел, а другой не много поменьше, совсем не луженые, таган и две или три деревянных чаш. Такую палатку не разбирая, можно перевозить на обыкновенной телеге так, что когда местоположение не покажется способным, то и удобно переменять оное.
Подле сих полаток поставлены конюшни и гумны, в перегородках которых не кладется ни камню, ни кирпичу, а оклеены тростником или другим чем; снаружи ж обмазано вместо извести коровьим калом, вместо покрышки ж служит тростник, по которому разкидано сено или навоз. Сии дворы окружены из тростника сделанным плетнем, и расстоянием друг от друга на 50 или на 60 шагов. По середи деревни есть большее место круглое, середина которого усыпана песком, где молодые Татары делают свои обыкновенные военные упражнения (это так, на тему военных игр молодежи)».
Скальковский А. История Новой Сечи или последнего Коша Запорожского. Часть III. Одесса, 1846. С. 48 (об одной татарско-запорожской стычке в 1769 году):
«Татаре собравшись еще в большем числе, до самой Збурьевской пристани их (т.е. запорожцев) провожали чиня безпрестанную стрельбу ружьями и стрелами».
Пока предварительный вывод такой: на протяжении XVIII века доля огнестрела медленно росла, еще в 1769 году татары в массе своей использовали луки. Однако первые же битвы русско-турецкой войны 1768-1774 годов показали, что лук против регулярной армии не помогает. С 1771 года и вплоть до 80-х годов основным оружием стрелкового боя становятся ружья и пистолеты. Из этого еще не следует, что луки куда-то выбросили - просто теперь, когда речь шла о ведении стрельбы, вперед выступали обладатели огнестрела. Бывшие лучники, по всей видимости, использовали уже одни только сабли и пики. Это не совсем пустая гипотеза - на протяжении XVIII века и в самом деле, даже имея большое кол-во луков, крымцы предпочитали в большинстве случаев атаковать русских холодным оружием (надо будет как-нить составить подборку примеров).