"Магия чисел": Кочубей Гюмюрджинский и немного мыслей

Sep 06, 2018 12:49


В трактате Кочубея Гюмюрджинского есть такой занимательный пример использования символических чисел (глава 2, стр. 91): «Равным образом, когда область Босна, сделавшись санджаком, присоединена была к румелийскому округу, то в нем по краткому реестру было 12,000 сабель, что, с следующими по закону латниками, составляло 40,000 превосходного, отборного и храброго войска. А так как силы и средства некоторых очажников, людей ревностных, именитых и почтенных, в падишаховом государстве, были как нельзя более превосходны, то иной из них ради Аллаха вел с собой на войну 30, другой 40, а кто и 50 человек вооруженных латников, лишних против положенного по закону, и таким образом румелийское войско состояло из 70 - 80,000 человек храбрых, опрокидывавших льва и сокрушавших врага бойцов, которые, куда бы ни пошли, всюду чинили победы и завоевания».

А вот пример №2, из главы 14 (стр. 166), про шаха Аббаса: «Войско свое он тоже преобразовал как ему хотелось, составивши его из 12,000 превосходных состоявших на жалованьи солдат, и назначивши 40,000 человек своим ханам и султанам».

Как видим, 12 регулярно идут в связке с 40.

Все тоже самое мы видим и у других османских писателей, от текста того же Эвлии Челеби из-за 12, 40 (40-50) и 80 (70-80) в глазах рябит.



Вот еще идея: точная привязка к конкретному числу вроде противоречит тому, что числа периодически размываются (вместо точных 40 временами попадаются 40-50). Объясню это так: 40 - это армия государственная, но иногда автор хочет показать, что это была столь крупная армия, что и точной численности он не знает - то ли 40, то ли 50, в общем очень много. Из той же серии - 70-80. Что, кстати, у Кочубея видно - когда румелийцы выставляли в поход войск сверх нормы, получалось не то 70 не то 80 тысяч. Но точной грани не было - в той ситуации, когда употребляли 40, могли употребить 40-50, и наоборот.

P.S. На стр. 183-184 трактата Кочубея есть забавная история о том, как крымские ханы в очередной раз смиренно называют собственное войско толпой голодранцев (первый раз на моей памяти это сделал Сахиб Гирей, когда хотел пояснить султану, почему не может отправить войска против Ирана). Неужели Гази Гирей уже не мог придумать никаких новых идей на тему «как же отмазаться от этих венгерских походов?»

«Так, когда в 1009 году происходила осада крепости Яныка, в ту пору по высочайшему повелению прибыл на войну и прежний хан крымский, Гази-Герай-хан, знаменитый, из потомков рода Чингизова, своим умом, проницательностью, познаниями в науках, мировед и знаток истории, человек рассудительный; славный хан, каких не было. При приближении его к высочайшему лагерю, верховный визирь, Синан-паша, выслал ему навстречу всех беглер-беев с войсками. Когда войско исламское двинулось стройными полками, то поля и долины наполнились солдатами. Упомянутый Гази-Герай, пробегая взглядом исламское войско, солдата за солдатом, как увидал румелийский корпус - этих несколько тысяч повязанных чалмами и с пронзительными шпорами, журавлинокрылых всадников и отважных, как на парусах носящихся, молодцов, то просто остолбенел; у него сперся дух, и он воскликнул: «С таким войском, падишахи османской династии могут, подобно Александру, завоевать весь восток и запад и творить то что творил Сулейман. Неужели же падишаху, обладающему, подобно Александру и Дарию, таким войском, еще есть надобность в каком-нибудь отряде голяков-татар!?».

Перевод: «нам надоело постоянно топать за тридевять земель на ваши войны, а у вас ведь и своих боеспособных войск хватает».

Стереотипы, Числа, Гипотезы, Османская империя

Previous post Next post
Up