В 1715 году в Санкт-Петербурге была учреждена Полицмейстерская канцелярия, сформированная из солдат и офицеров Преображенского и Семеновского полков (5 офицеров и 36 нижних чинов).
В 1718 году Петр I учредил новую для России должность - Генерал-полицмейстера и направил указ Сенату: «Господа Сенат! Определим мы для лучших порядков в сем городе генерал-полицмейстера, которым назначили нашего генерал-адъютанта Девиера, и дали пункты, как ему врученное дело управлять. И ежели против оных пунктов чего от вас требовать будет, то чинить. Также всем жителям здешним велите публиковать, дабы неведением никто не отговаривался. Петр».
Антон Эммануилович Девиер, первый Генерал-полицмейстер Санкт-Петербурга
По постановлению Правительствующего Сената в подчинение Генерал-полицмейстера выделили 10 офицеров, 29 унтер-офицеров и 160 солдат. В 1719 году для чинов полиции была введена особая форма (кафтаны василькового цвета с красными обшлагами, такого же цвета короткие штаны, зеленые камзолы). Вооружение полиции составляли алебарды, шпаги и фузеи со штыками. К 1721 году весь персонал полиции Санкт-Петербурга не превышал 100 человек. Поэтому к несению полицейской службы привлекали местное население.
Повседневная жизнь людей в Петербурге в первой четверти ХVIII века была обставлена чрезвычайной регламентацией: запрещалось носить русское платье и бороду, только в соответствии с чином разрешалось запрягать в экипаж определенное количество лошадей, устанавливалось время для сна, работы и отдыха.
Реформы Петра I способствовали развитию полицейских учреждений в России, но основные положения об организации полицейских структур остались на бумаге и не претерпели существенных изменений вплоть до правления Екатерины II.
Форма одежды нижнего чина
В правление Петра II - внука Петра I - императорский двор покинул берега Невы и обосновался в Москве. Возвращение в Санкт-Петербург состоялось в царствование племянницы Петра I Анны Иоанновны. Согласно ее повелению, в 1737 году Петербург впервые получил административно-территориальное деление - пять полицейских частей: Адмиралтейскую, Васильевскую, Петербургскую, Выборгскую и Московскую.
План Санкт-Петербурга 1737 года
Один из первых русских историков князь Щербатов отмечал: «Правление императрицы Анны было строгое, а иногда и тираническое. За самые малейшие дела сажали в Тайную канцелярию… казни были частые…» В годы правления дочери Петра I - императрицы Елизаветы Петровны - смертная казнь в России была отменена (в 1756 году) и практика пыток прекращена.
В 1775 году в соответствии с указом императрицы Екатерина II «Учреждения для управления губернией», Главная Полицмейстерская канцелярия, как центральный орган управления полицией, была упразднена. Во главе местной полиции встал губернатор, в губернском городе - городничий, в уезде - земской исправник.
В апреле 1782 года был опубликован «Устав благочиния или Полицейский» - нормативно-правовой акт, регламентирующий правовой статус полицейских органов, их систему и основные направления деятельности. Полиция вошла в Управу благочиния, следившую за пожарной, санитарной и общественной безопасностью города, определявшую как режим жизни города, так и его внешний облик.
Здание Управы благочиния на Садовой улице
В тот год Санкт-Петербург получил новое административное деление: 10 полицейских частей были разбиты на 42 квартала. В городе появились частные приставы (от слова «часть») - старшие полицейские чины, стоящие во главе полиции части, и подчиненные им квартальные надзиратели (начальники над кварталами), которым в свою очередь подчинялись более 500 ночных сторожей, дежуривших в специальных будках на оживленных перекрестках города. Все полицейские чины были вписаны в Табель о рангах.
В сентябре 1798 года император Павел утвердил Устав столичного города Санкт-Петербурга, в соответствии с которым была упразднена Управа благочиния и полиция подчинена военному губернатору, которому предписывалось лично заниматься подбором чиновников и офицеров для полицейской службы, отдавая предпочтение опытным чиновникам, известным своим «беспорочным поведением».
Любимым изречением императора было: «У меня столько полицмейстеров, сколько помещиков в государстве». Именно император Павел I ввел термин «искоренение преступности», а также установил материальную ответственность полицмейстера в случае хищений казенного имущества, разбойных нападений на государственную почту и т.п.
В эпоху Павла I был учрежден институт городовых что заложило начало регулярной патрульно-постовой службы полиции. В каждом квартале были установлены полицейские будки, имевшие специальную окраску (косые белые и черные полосы), выделявшие их из городской застройки. Штат полицейских частей составлял 102 квартальных комиссара и 51 городовой унтер-офицер. Штат полиции Санкт-Петербурга в то время - 936 человек.
По распоряжению Павла I были созданы воинские команды «из способных и здоровых кавалерийских полков солдат». В оперативное подчинение частных инспекторов (так теперь именовали частных приставов) поступали конные (4 унтер-офицера и 24 драгун) и пешие (4 унтер-офицера и 20 рядовых солдат) команды. Это был резерв для усиления патрулирования улиц города, подавления народных выступлений и задержания вооруженных преступников.
Парад при императоре Павле I
Александр I, пришедший к власти в 1801 году, выразил желание править на основании закона. Свободу получили сосланные в Сибирь и состоявшие под надзором полиции по приговорам Тайной экспедиции. Саму Тайную экспедицию и виселицы с именами опальных чиновников уничтожили, амнистировали скрывавшихся за границей, освободили дворян от телесных наказаний, запретили предавать суду за убийство психически больных людей, облегчили участь преступников и запретили полиции «выходить за рамки дозволенного законом».
В дальнейшем, перед угрозой внешней опасности (войны с Наполеоном), произошло усиление полицейских функций государства. Cогласно манифесту «Положение об учреждении министерств» от 8 (20 по новому стилю) сентября 1802 года, обязанность «заботиться о повсеместном благосостоянии народа, спокойствии, тишине и благоустройстве всей империи» была вверена министру внутренних дел. Первым министром внутренних дел Российской империи был назначен граф Виктор Павлович Кочубей.
Летом 1811 года были обнародованы манифесты «Общее положение министерств» и «Учреждение Министерства полиции». Министерство полиции возглавил Александр Дмитриевич Балашов. Его ведомство соединяло функции политической и исполнительной полиции. Весной 1812 года, в связи с откомандированием А.Д. Балашова в действующую армию, исполняющим обязанности министра полиции, а фактически министром полиции до 1819 года, был назначен граф Сергей Кузьмич Вязмитинов - главнокомандующий в Санкт-Петербурге. В ноябре 1819 года Министерство полиции было ликвидировано и его функции вновь перешли в ведение Министерства внутренних дел.
В Санкт-Петербурге в феврале 1802 года была восстановлена Управа Благочиния. Штат столичной полиции - 1128 человек.
В 1804 году Санкт-Петербургская полиция была разделена на два отделения: «внутреннее» (Управа благочиния, частные приставы, квартальные надзиратели и их подчиненные) и «внешнее» (полицмейстеры, брандмайор и брандмейстер, воинские полицейские офицеры и их команды). Так, дежурство с вечерней до утренней зари несли пешие воины от полицейских частей и драгунская команда от военного начальства. Пешая воинская команда полиции насчитывала 287 человек, драгунская команда 21 офицера и 314 нижних чинов.
После 1 февраля 1817 года обязанности драгунской команды были возложены на жандармскую внутреннюю стражу. Внутренняя стража находилась в подчинении у обер-полицмейстера и насчитывала 304 человека. Поддержанием «тишины и спокойствия» на улицах занимались будочники. В 1811 году в Санкт-Петербурге насчитывалось 311 будок и тысяча городских стражей. В 1824 года было учреждено полицейское подразделение для оказания помощи утопающим. Оно базировалось на Петербургской стороне, напротив домика Петра I.
Время царствования Николая I (1825-1855 годы) отмечено стремлением к наведению полицейского порядка в империи. В столичном Санкт-Петербурге строго соблюдался паспортный режим, велся строгий учет всех въезжающих и выезжающих лиц, что позволяло лучше контролировать общую ситуацию, снижать уровень преступности. Так, в 1831 году в Петербурге было совершено в 6 раз меньше краж, чем в Лондоне, где жителей было в три раза больше.
В николаевскую эпоху Санкт-Петербург был разделен на 13 полицейских частей и 56 кварталов, значительно укреплена постовая служба под новым названием - городская стража. Ее штат составляли: 56 старших унтер-офицеров, 56 младших и 903 низших чина.
Съезжий дом Коломенской части
Характерной чертой архитектурного пейзажа николаевского Петербурга были съезжие дома, объединявшие в себе функции местного полицейского управления и пожарной части. Такое здание венчалось высокой башней-каланчой, с которой дежурный пожарный наблюдал за подведомственной территорией. Стилистическим прототипом этих построек для русской архитектуры послужили ратуши итальянских городов, возведенные в период позднего средневековья и Возрождения. Проводимая императором Александром II полицейская реформа 1866-1867 годов внесла серьезные изменения в структуру полицейского управления Санкт-Петербурга.
Здание Санкт-Петербургского градоначальства. Гороховая улица, 2
Высочайшим указом от 13 декабря 1866 года была упразднена городская стража и вместо нее учреждена стража полицейская. Основными территориальными подразделениями в С-Петербурге стали участки во главе с частными приставами, которые делились на околотки с населением три-четыре тысячи человек, полицейские функции в них исполняли околоточные надзиратели, им подчинялись городовые постовой службы и наделенные рядом полицейских функций дворники. В околотках 3-сменные посты были установлены так, чтобы городовые смежных постов могли видеть и слышать друг друга.
Федор Федорович Трепов - первый градоначальник Санкт-Петербурга
В конце 1866 года, по предложению петербургского обер-полицмейстера Ф.Ф. Трепова, была создана сыскная полиция, которую с 1866 по 1889 годы возглавлял известный сыщик Иван Дмитриевич Путилин. Летом 1867 года для поддержания общественного порядка и борьбы с преступностью на водных акваториях столицы была создана речная полиция. Нижним чинам речной полиции даровали право носить униформу морского покроя и иметь на вооружении не шашки, которыми была вооружена наружная полиция, а тесаки морского образца. Главой Санкт-Петербурга в административном и полицейском отношениях с 1871 года стал градоначальник, в ведении которого находилась петербургская городская полиция. В 1875 году была упразднена Управа благочиния - коллегиальное полицейское управление, возглавляемое обер-полицмейстером.
В период проведения реформы штат санкт-петербургской столичной городской полиции составлял 2283 человека. Полицейская реформа предусматривала принципиальное изменение порядка комплектования нижних чинов полиции: теперь был введен вольный наем на полицейскую службу.
Иван Дмитриевич Путилин - первый начальник сыскной полиции
Кандидаты на полицейские должности должны были соответствовать следующим условиям: благообразная внешность, крепкое телосложение, здоровье, хорошее зрение, чистая речь, рост не менее 171 см, возраст не моложе 25 лет, беспорочное поведение.
1 марта 1881 года на набережной Екатерининского канала трагически оборвалась жизнь императора Александра II. Взошедший на престол император Александр III повелел «положить конец преступной деятельности злоумышленников и оградить столицу от позора быть местом и свидетельницей совершаемых в ней преступлений и даровать жителям оной полное спокойствие».
В первый год своего царствования Александр III утвердил новую форму чинов столичной полиции, отличающуюся цветом. Кафтан офицера полиции был темно-синим, околоточного - темно-зеленым, а городовых - темно-серого цвета. При парадной форме офицеры носили серебряные эполеты с таким же полем погон и черную мерлушечью шапку с гербом столицы спереди. На повседневном обмундировании эполеты заменялись синими погонами с серебряными галунами, а поверх портупей набрасывался на них синий кушак. При повседневной форме полагалась офицерская фуражка синего цвета. При обеих формах офицеры носили высокие сапоги. Городовые на головных уборах над гербом носили номер, а у околоточных был только герб. Оружие околоточных и городовых состояло из револьвера с правой стороны и большого тесака, имевшего вид длинного охотничьего ножа. Высокие сапоги дополняли наряд нижних чинов полиции.
Полицейский у входа в Летний сад. Начало XX века
В начале ХХ века в России сложилась революционная ситуация. В обществе распространялись антиправительственные настроения; велась кампания по дискредитации полиции. Министр внутренних дел Российской империи Петр Аркадьевич Столыпин (с 1906 по 1911 год) не раз защищал полицию с трибуны Государственной думы, говоря, что большинство полицейских - это «люди, свято исполняющие свой долг, любящие свою Родину, умирающие на посту». В Российской империи с ноября 1905 года по апрель 1906 года были убиты 288, ранены 383 полицейских, совершено более 150 покушений на их жизнь и здоровье.
В 1906-1907 годах погибли свыше 4000 и были ранены около 5000 государственных служащих, в основном чинов полиции.
Своей основной задачей П.А.Столыпин считал подавление революции чрезвычайными мерами, включая военно-полевые суды. В Российской империи за 1906-1907 годы по приговорам военно-полевых судов было казнено 1102 человека, военно-окружных судов 6193 и по приговорам этих же судов 66638 человек были приговорены к каторжным работам.
12 августе 1906 года на жизнь П.А.Столыпина было совершено покушение. Бомбы разорвались на даче министра на Аптекарском острове. Тогда более 20 человек погибли, свыше 30 были ранены, включая трехлетнего сына и 14-летнюю дочь министра. Сам министр не пострадал. Смертельное ранение П.А. Столыпин получил пять лет спустя, в сентябре 1911 года, в Киевском оперном театре.
После взрыва на даче П.А.Столыпина. 1906 г.
Зимой 1903 года Сыскную полицию Санкт-Петербурга возглавил Владимир Гаврилович Филиппов, создавший мощный осведомительный аппарат и постоянно делившийся своей информацией с Охранным отделением.
При сыскной полиции был «стол привода», «стол дворников и швейцаров» и «стол находок». Сотрудники первого занимались сбором информации о лицах, имевших судимости, второго - сбором и ведением информации обо всех петербургских дворниках, швейцарах и сторожах, сотрудники третьего разыскивали и возвращали владельцам потерянные документы, деньги и вещи.15 февраля 1903 года Филиппов был назначен начальником Петербургской сыскной полиции. На данном посту он создал прообраз современного ОМОНа, организовав «летучие отряды» для борьбы с преступностью и патрулирования петербургских улиц. В 1905 году штат сыскной полиции состоял из 12 человек, включая самого Филиппова. Получал жалование в 3800 рублей в год, имел казённую квартиру.
В.Г.Филиппов, начальник Сыскной полиции Санкт-Петербурга (1903-1915 гг)
Будучи начальником Петербургской сыскной полиции, Филиппов руководил расследованием ряда громких уголовных дел. Среди них: убийство в Лештуковом переулке студента Подлуцкого, совершённое Андреем Гилевичем для получения страховки, дела о хищениях на крупные суммы, в том числе расследование деятельности генерал-майора Николая Ухача-Огоровича на посту начальника транспорта 1-й Маньчжурской армии в годы русско-японской войны, расследовании серии обливаний серной кислотой, массового убийства на станции Дно в Псковской губернии, дел банды князя Николая Церетели, депутата Государственной думы и наводчика Алексея Кузнецова, маньяка Николая Радкевича, «Коморры народной расправы» и ряд других.
По инициативе В.Г. Филиппова был создан «Летучий отряд» Санкт-Петербургской сыскной полиции во главе с Л.К. Петровским. Этот отряд по особым вызовам выезжал в места большого скопления народа, такие как рынки, театры, массовые гуляния, а также участвовал в проведении оперативных мероприятий - обысках и облавах.
Офицеры и нижние чины санкт-петербургской полиции
Спокойствие на петербургских окраинах обеспечивала конно-полицейская стража, созданная в конце ХIХ века, на службу в которую принимали городовых, ранее служивших в кавалерии. Современники отмечали, что у этой стражи были «прекрасные одномастные, хорошо обученные лошади». В 1905 году конно-полицейская стража насчитывала 300 городовых.
Личный состав 1-го отделения конно-полицейской стражи перед выездом на дежурство. Санкт-Петербург, 1898 год
В 1909 году при активной поддержке В.Г. Филиппова был создан питомник служебно-розыскных собак. Среди знаменитостей того времени был Треф, служебно-розыскная собака породы доберман, первый «выпускник» питомника. Он участвовал в раскрытии около 1500 преступлений.В 1909-1913 годах в России на каждые 100 тысяч населения совершалось 64 преступления, в Санкт-Петербурге - 113.
Наступил революционный 1917-й год. Первыми, кто попал под обстрел в дни Февральской революции, были полицейские. Они продолжали оставаться верными защитниками правящих кругов, и гнев простых людей, замученных тяжкими поборами, вызванными войной, обрушился на людей в полицейской форме.
После Февральских событий в Петрограде в 5 раз возросла уголовная преступность, так как бандиты, грабители и убийцы, осужденные до Февральской революции, оказались на свободе.
Из Петроградской пересыльной тюрьмы были освобождены 4650 преступников-рецидивистов, из губернской тюрьмы - 8558, из женской тюрьмы - 387, из полицейских участков - 989. По данным начальника городской милиции Временного правительства Иванова, на свободе в Петрограде оказалось 14 784 уголовных элемента. На этом дореволюционный период истории российской полиции закончился."