Рецензии о ноябрьских спектаклях, а также итоги года
Dec 30, 2014 03:27
Поскольку в середине декабря я сдавал кандидатский, а в ноябре к нему готовился, статьи о спектаклях того месяца появились только в этом, не считая рецензии на премьеру "Татьяны" - слишком сложно было такое носить в себе, да и, видя свистопляску вокруг постановки. хотелось высказаться. Собственно, вот рецензии, в хронологическом порядке спектаклей:
Последняя рецензия ноября явяется также и последней моей рецензией в нынешнем году; статьи о "Щелкунчиках", которых будет три или четыре, а если исполнится одна моя новогодняя мечта, то целых пять. будут опубликованы в первых числах января.
Поэтому здесь я также подведу театральные итоги уходящего года.
Этот год был для меня непростым. Он распался на две неравнозначных половины.
Зимой - весной я из театрального процесса практически выпал - сначала у меня не было настроения, потом было много дел, потом я уехал в отпуск, а там уже и нечего было особо смотреть. Правда, в феврале появился очень важный для меня текст про "Утраченные иллюзии" - текст, сочиняя который я впервые ощутил себя профессионально созревшим критиком. Это не самовосхваление и вообще не оценка качества работы, это констатация впервые пришедшего ощущения, что все в спектакле мне ясно, и все его достоинства и недостатки я могу полностью объяснить. Ощущение. (ТТТ) не покидающее меня до сих пор и, надеюсь, не собирающееся покидать.
Летом - осенью - и вот началом зимы я в театры ходил уже значительно чаще, причина чему отчасти кроется в том, что у нашего журнала появилась электронная веерсия, где рецензии можно публиковать хоть по две в день, а если есть возможность, то почему бы не публиковаться?:) Ну, собственно, и публикуюсь я с тех пор по полной - пишу про все, про что считаю нужным.
Это была объективка, а теперь будет субъективка.
Открытий в ряду персоналий, по гамбургскому счету, в уходящем году у меня не случилось. Ходил я, главным образом, на тех, о ком заранее знал, что от них ждать, и мои ожидания они плюс-минус оправдывали. Полуоткрытиями я назову Лантратова и Степанову. Влада полу - потому что в него я верил всегда, а теперь он мои надежды оправдал. Злой гений, Иван Грозный и Красс пошли ему очень на пользу, после них он показал просто блестящего Армана, и теперь я жду его в классике, там его образы должны по логике вещей быть или стать интересными. Юлию полу - потому что пока знаю ее только по видео, это все же полноценным знакомством с творчеством российской и сейчас танцующей балерины я для себя не могу считать. Ну теперь она в Кремле, так что, надеюсь, увидим - жаль там нет "Раймонды" и "Баядерки", в которых я ее ждал, но зато есть СК и "Жизель", в которых я ее тоже жду.
Открытиями в части отдельных исполнительских работ для меня стали: Эсмеральда - Кардаш, Маргарита - Захарова, Русалочка - Аццони, Жизель - Рыжкина (да-да, не слишком поздно я озаботился ее посмотреть), Татьяна - Вишнева, Одетта - Одиллия - Степанова, Корали - Сташкевич и Вишнева, Сильфида - Березина, Манон - Кретова; Арманы - Ревазов, Рябко и Лантратов, Лобухин - Гастон Рье, Альберт и Щелкунчик, Джеймс - Гуданов, Люсьены - Холберг и Лантратов. Список составлен по памяти, потому может быть неполным; последовательность не означает ничего.
Кроме того, в октябре я был в Красноярске на конкурсе, где мне очень понравились ученицы: Анна Невзорова (МГАХ) и Елена Свинко (Красноярское училище, не знаю, как оно по аббревиатуре).
Премьера года - "Татьяна"
Репертуарный спектакль года: бенефисная "Эсмеральда" Ледовской, "Щелкунчик" с Крысановой и Гудановым, "Пламя Парижа" с Крысановой - Лобухиным, Савиным, Капцовой - Гудановым, "Жизель" с Вишневой и Полуниным, "Жизель" с Березиной, Стуровым - Гансом и Гришиной - Бертой.
Гастроль года: Лэмб и МакРей в кремлевском ЛО.
Событиями года из моей собственной творческой жизни для меня стали вечер о "Лебедином озере" в Бахрушинке и выступление на круглом столе в Красноярске; гордость - плохое чувство, но когда тебя начинают куда-то прилашать как профессионала - это приятно.
Кроме того, в этом году открылось, что бывает спектакль, который тебя буквально преследует. Для меня им стала "Жизель" - составы, на которые мне по той или иной причине хотелось пойти, возникали с завидным постоянством. В итоге, на третьей ноябрьской "Жизели" я во время танцев виллис сидел с закрытыми глазами, а на декабрьской дал себе обещание на "Жизель" не ходить очень долго. И я, конечно, его нарушу очень быстро:)))
Самыми обидными для меня случаями пропуска спектаклей были "Дама с камелиями" с Кожокару и "Дон-Кихот" с Березиной, причем в случае Кожокару я очень надеюсь на то, что если Большой снова ее пригласит, то объявит об этом не за несколько дней, а пригласит не на утреннее представление - все же это слишком специфические условия для появления балерины такого масштаба.
В заключении пожелаю кое-что самому себе:
1. Хочу Лобухина в классике. Да, знаю, он переходил в БТ, чтобы танцевать Спартака и Грозного, но, по-моему, это не тот случай, когда нужно выбирать между героикой и остальным по принципу "или - или", Михаил может в равной мере быть убедительным в самых разных ролях, он не чистый героик, а все же артист драматического амплуа, потому замыкаться в чем-то одном не стоит.
2. Хочу Косыреву - как минимум Флорину и Бриллиант в СК. Она эти партии танцевала, и Флорина была у нее одной из лучших среди виденных мною московских Флорин, а Бриллиант если не лучшим, то очень хорошим. Еще хочу ее Китри - партия была сделана очень интересно, да, это не будет самая технически сильная Китри Большого, но будет вполне достойная сцены Большого в актерском плане. И еще хочу ее Сванильду - гляда на адажио в пейзанском Па-де-де, постоянно представлял, какой интересной у нее может быть Баллада о колосе.
3. Хочу Сизых - Жизель. Ольга очень органична в ролях хороших девочек, умеет как оттенить их пустоту, так и показать переживаемую ими драму, в общем, первый акт у меня в голове уже станцевался, и теперь я хочу, чтобы он станцевался на сцене театра. Еще хочу Кардаш - Жизель. И Першенкову - Татьяну Ларину, а не просто Ларину, на которую в театре есть другие исполнительницы, Анастасия может больше, чем нужно для этой роли.
4. Очень хочу, чтобы в этом блоке "Щелкунчиков" в ГАТКБ Дроссельмейером все же вышел Владимир Стуров - это, правда. безрассудное желание, но ведь ты меня слышишь, дорогой дедушка Мороз?
I отделение - первый акт "Жизели", Стуров - Ганс II отделение - первый акт "Дон-Кихота", Стуров - Эспада III отделение - второй акт ЛО, Стуров - солист венгерского и в испанском.
5. Хочу, чтобы составы на спектакли в Большом стали совпадать с моими предпочтениями не наполовину, а полностью. Сейчас поясню, что имею ввиду - почему-то в последние месяцы регулярно получается, что из центральной пары кто-то один мне интересен, а другой - нет. Это не вина театра, т. к. чаще всего речь идет не об уровне артистов, а именно о моих личных предпочтениях.
На этом, пожалуй, закруглюсь.
ВСЕХ ПОЗДРАВЛЯЮ С НАСТУПАЮЩИМ НОВЫМ ГОДОМ!!! Спасибо всем, кто меня читал в уходящем году, а также тем, кто давал повод писать. Здоровья, счастья и всего-всего!!! А я пойду настраиваться на завтрашний "Щелкунчик" с Кардаш:))))