Как я понял из комментария
bloha_v_svitere, мои заметки о прошедшем в Красноярске конкурсе на балетном форуме нашли не все. Делаю репост в ЖЖ.
ПОЛНЫЙ СПИСОК РЕЗУЛЬТАТОВ КОНКУРСА:
Младшая группа (девушки):
Дипломы: Хватова Елена (Красноярск), Музафарова Адель (Уфа), Альетр Сара (Германия), Шикина Алиса (Бурятия).
Третье место: Бирюкова Нина (МГАХ), Невзорова Анна (МГАХ).
Второе место: Свинко Елена (Красноярск).
Первое место: Сидоренко Марфа (МГАХ).
Младшая группа (юноши):
Третье место: Болсуновский Георгий (Красноярск).
Второе место: Геращенко Егор (МГАХ).
Первое место: Смилевски Георги, Путинцев Алексей (МГАХ).
Старшая группа (девушки):
Третье место: Походных Элина (Украина), Ивасенко Наталья (Украина).
Второе место: Бекетаева Айгерим (Казахсан).
Первое место: Косырева Диана (Москва).
Гран при: Андреева Кристина (Казань).
Старшая группа (юноши):
Дипломы: Илхан Дургут (Турция), Томашек Виктор (Украина).
Третье место: Рахматулллаев Еркин (Казахстан).
Второе место: Окурер Кадир (Турция), Адамжан Бахтияр (Казахстан).
Первое место: Соболевский Дмитрий (Москва), Ивенко Олег (Украина).
Специальные призы:
Приз лучшему педагогу (младшая группа): Микеева (ученица - Свинко).
Приз лучшему педагогу (старшая группа): Дик (ученик - Соболевский).
Диплом за лучшее исполнение современной хореографии: Антипов Дмитрий (Красноярск).
Премия за лучшую постановку современного номера: Мадан Нина (Москва).
Спецприз - приглашение на участие в конкурсе в Спполетто: Окурер, Рахматуллаев.
Премия - участие в двухдневном (закралось сомнение, что не так озвучили или не так записал - скорее, двухнедельном, наверное) мастер-классе в Италии: Свинко, Болсуновский.
Премия мэрии: Соболевский, Ивенко.
Приз губернатора: Микеева (за ученицу - Свинко), Косырева.
ЗАМЕТКИ ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ТУРАХ:
Классический танец. Младшая группа. (6.10.14 г., утро).
Сегодня утром прошел классический тур у младшей группы.
Мои фавориты - пара красноярцев: Елена Свинко и Евгений Болсуновский. Танцевали полное Па де де из "Привала кавалерии", и станцевали очень удачно, в театральной, а н ученической манере. Тот случай, когда видишь сразу именно целое, и оно впечатляет, несмотря на какие-то частные недостатки.
Все Па де де было исполнено в пасторально-лирической манере, что немного непривычно, но вообще в контексте спектакля могло бы смотреться уместно: перевод действия после водевильного сюжета в лирический план.
Адажио - очень музыкально. Сумели сочетать "фарфоровую" пасторальность с томным настроением, заданным солирующей виолончелью. У девушки очень хороший апломб, хорошее чувство позы, четко артикулирует все движения, но акценты в танце несколько формальны: когда партнер в средней части поднимает партнершу на плечо, а она должна передавать движение музыкальной фразы движениями рук - попадание в музыку было только темпо-ритмическим, по сути же движение музыку не заполняло, чувствовалась пустота. У мальчика очень мягкая пластика и тоже хорошее чувство позы. В начале адажио, когда он танцует синхронно с партнершей, чуть-чуть резали глаз берда - слегка крупноваты, но потом на это перестаешь обращать внимание, думаю, если бы он танцевал целый спектакль, где Пьер много играет до адажио, за это глаз бы вообще не цеплялся. Еще в поддержке, когда партнерша откидывается ему на руку, он ее как-то высоко держал, получилось не откидывание, а просто небольшой наклон в сторону.
В вариации у него не очень понравились жетэ - задняя нога провисала очень низко, и заноски были мягковаты, но все остальное - очень хорошо.
В женской вариации, на мой вкус, не хватало игривости, во время мягких батманов в сторону немного "провисали" кисти рук. Но апломб, чувство позы и грамотная фразировка все искупили.
В коде у мальчика были не очень четкие позиции при приземлении с воздушных туров, у девочки мне не понравились амбуатэ - на мой вкус слишком размашистые, в манере кан-кана. Кабриоли очень хорошие. Фуэте скрутила практически на марке.
Но, повторюсь, главное, что все Па де де было в образе, музыкально, стильно.
Классический танец. Старшая группа. (6.10.14 г., вечер).
Прошел классический тур у старшей группы.
Лучшими оказались: две пары - Андреева - Ивенко и Косырева - неучаствовавший Загребин (оба дуэта танцевали па де де из "Дон Кихота") - и Соболевский, танцевавший вариацию раба из Па де де из "Корсара".
Выступление последнего лично для меня стало открытием, потому начну с него. Я всегда считал Соболевского артистом на роли типа Франца, Колена и т.п. персонажей. Сегодня же он показал в танце высокую героику, одухотворенную и романтическую. В первой части вскакивал в аттитюд на очень высокие полупальцы. Поза была совершенно скульптурной, но в то же время в статике сохраняла образ порыва. Со де баски были очень высокими и с таким долгим зависанием в воздухе, что удавалось детально рассмотреть, как сгибались ноги, как оставались в поджатом положении, как разгибались. И вместе с тем это не был только трюк - порыв в высь, порыв к мечте жил в прыжке. В конце диагонали одним движением сложился на полу - в момент, когда ноги приземлились, корпус ни на секунду не замедлился и не замер, а точно продолжил движение вниз до тех пор, пока не лег на вытянутую вперед ногу.
В средней части - размашистые (в хорошем смысле слова), захватывающие пространство балансе. Гран пируэт, сочетающий энергию и благородство рисунка.
Перед третьей частью очень красиво сделал препарасьон - со скульптурным, опять же порывистым выпадом. В начале круга в жэте появилась некоторая деревянность в руках, но совсем ненадолго - Дмитрий почти сразу собрался и закончил вариацию замечательно. Честно, удивлен - один из случаев, когда в совершенно на то не рассчитанном выступлении открываешь для себя новое в артисте.
ДК Андреева - Ивенко. Это было не лучшее из виденных мной выступлений данной пары, но безусловно одно из лучших среди сегодняшних. Серьезных технических претензий нет. Отмечу несколько помарок, которые серьезно повлияли на впечатление. Олегу, как мне кажется, не нужно делать в последней части вариации серию туров ан л'эр с поворотом по четвертям - они ему даются с заметным, хотя и не сильным напряжением и смазывают эффект безусильной виртуозности, достигаемый им в предыдущих частях. У Кристины мне не хватило беглости, искристости в па де бурэ сюиви на выходе, в первой части она во время сюиви слишком сильно наклоняла корпус вперед. В третьей части замедленные сиссон самль на пальцах замедлялись как-то не в музыку (вроде бы темпово попадала, но движение смотрелось немузыкально). Коду станцевали очень хорошо оба, только в фуэте слишком сильно акценитровался замах ногой (может быть, так казалось только с моего ракурса - я сидел с правого от сцены края). У обоих прекрасное чувство позы, у Олега огромный прыжок.
Но при всем этом Па де де почему-то не "прозвучало". Бравурная, бьющая на эффект манера подачи текста казалась форсированной. Заигрывания друг с другом и со зрительным залом было, на мой вкус, чересчур много. К тому же, игровая сторона и манера исполнения сочетались не лучшим образом: насколько можно судить по Па де де, у Андреевой и Ивенко герои до конца остаются девонкой и парнем с барселонских улиц - но тогда откуда у них ухватки балетных премьеров? Может быть, артисты механически повторили приемы, с какими подают этот номер в целом спектакле, где публика к этому времени уже "разогрета", но для концертного выступления это все как-то чрезмерно.
В том моменте адажио, когда балерина падает в рыбку, мне не хватило музыкальности.
Олегу нужно изменить костюм, а именно - убрать нашивки с плеч. Дело в том, что Кристина чуть высоковата для него - в принципе, не критично, но, чтобы взять ее за поднятую руку, ему приходится поднимать свою выше обычного, и вот тут нашивки поднимаются следом за рукавом, создавая эффект задранного плеча. (Не дам 100%-тную гарантию, но вроде бы в других номерах за ним такого не замечалось).
Повторю еще раз, причины такого смазанного впечатления мне самому не понятны - как будто бы все прошло как надо, но в то же время что-то не сложилось.
ДК. Косырева - Загребин. Подача номера во многом противоположная той, что была у Андреевой и Ивенко. Техническая сторона отошла на второй план и совершенно перестала замечаться, номер выглядел хореографическим эпизодом из жизни Китри и Базиля, ощущение праздничности и торжества присутствовало, при том парадность точно дозировалась и уравновешивалась непосредственностью обоих героев.
Чтобы не быть несправедливым к ранее описанным выступлениям, отмечу все же из области техники, что в вариации Китри в сиссон сампль бросалась в глаза неполная выворотность опорной ноги. В фуэте ближе к концу произошел срыв, но Диана делала очень сложный вариант: двойные, с веером, попеременно поднимаемым над головой и опускаемым к животу, и до срыва крутила практически "на марке". Может быть, незнакомая сцена сказалась.
Но это все, повторю, были мелочи, отступавшие перед содержательностью и музыкальностью танца. Собственно, скажу, что выступление Дианы и Дмитрия было одним из двух (второй - вариация Соболевского) номеров, во время которых я не мог оторваться от сцены к блокноту (записывал впечатления во время просмотра, чтобы потом не спутаться в обилии незнакомых имен) - так не хотелось пропустить ни одной детали. Адажио станцевали очень музыкально: рыбка с последующими движениями рук балерины и обе остановки в арабеске после тур алясгон, когда рука открывается вперед, точно совпали с музыкаьными фразами. (Всегда обращаю на это внимание, т. к. патетика музыки Минкуса очень декоративна, и когда пластика исполнительницы с ней не совпадает, декоративность перерастает в выспреннесть, торжество получается "картонным").
Вариация Дмитрия и соло в коде - очень естественные, без малейшей аффектации и игры на публику. К пресловутому вопросу о его фигуре: сегодня он танцевал с белом трико с черным верхом (заведомо невыигрышная комбинация - ноги и низ корпуса визуально укрупняются относительно верха). Так вот - ноги у него точеные, совершенно скульптурной лепки, никакое трико им не страшно. Коренастость присутствует, но скорее такая, которая делает фигуру мальчишеской, а отнюдь не такая, которая сужает амплуа артиста до комических и гротесковых партий.
У Дианы в начале вариации фантастические па де бурэ сюиви, хорошая игра с веером, попадание в музыкальные акценты. Причем точно в соответствии с музыкой от одной части Па де де к другой меняется характер танца - если в адажио патетичный и торжественный, то в вариации грациозный и игривый.
Не впечатлил костюм: нужна другая пачка. Сегодняшняя Диане как будто бы мала: юбка посажена как-то выосоковато и слишком узка
И еще с темными волосами Диана на сцене смотрелась выигрышнее.
Но вообще я по ее Китри соскучился, и после сегодняшнего вечера захотелось увидеть ее в спектакле именно с Загребиным. Жаль, что ни первого, ни второго не будет
По-моему, исполнители трех описанных мной номеров - абсолютно явные лидерыв классике. Посмотрим, что завтра покажет современный тур.
Современная хореография. Младшая группа. (7.10.14 г., утро).
Современный тур показал, насколько странными подчас бывают представления о том, что есть современный танец. Многие показанные номера им не являлись. И далеко не все были удачно подобраны для исполнявших их участников.
Больше всего запомнилось выступление Алисы Шикиной (Россия, Бурятский хореографический колледж), хотя, честно признаюсь - возможно, лично я попал под обаяние хореографического материала. Шикина танцевала номер "Сура" (хореография Кадрулевой, которую я со времени ее работ для балета "Москва" считаю очень талантливым современным хореографом). По сюжету он варьирует тему "Вальса оживленного автомата" из "Коппелии" - кукла превращается в человека, только здесь это превращение происходит несколько драматичнее. Лексика глубоко в основе отсылает к Килиану, но это ни коим образом не подражание. Вообще, номер очень грамотно драматургнически и композиционно выстроен, дает возможность исполнительнице показать и владение техникой современного танца, и актерское мастерство. Особенность хореографии заключается в том, что кукольность передается не скованными и дискретными движениями, а, наоборот, упругими - в ритме сжимающейся и разжимающейся пружины. Исполнительнице все это передать телом удалось.
Марфе Сидоренко (Россия, МГАХ) я бы вручил спецприз за удачный подбор номера к данным. Она танцевала номер "Татем", фамилию хореографа. к сожалению, неразборчиво записал
Хореография строится на разваливающихся позах, на изгибах рук и ног и чуть ли не на завязываниях в узел. Собственно, для Марфы с ее удлиненными пропорциями лучшего материала не придумать.
Елена Хватова (Россия, Красноярский хореографический колледж) танцевала "Колыбельную" Поклитару. По-моему, большего слияния исполнительницы с этим материалом просто не может быть. Совершенно нет той смягченной лирической манеры подачи, к которой мы привыкли, смотря "Колыбельную" в исполнении Тихомировой и Овчаренко. В первой части - 100%-тный гротеск: изломанные позы, рваные, дерганные или, наоборот, неестественно текучие движения. Причем гротеск трагический - видя, как сжимается и бьется в конвульсиях героиня номера, чувствуешь какую-то скрытую и невысказанную в нем внутреннюю драму. Финал очень надрывный, по впечатлению могу сравнить со сценой сумасшествия у лучших исполнительниц "Жизели".
Анна Невзорова (МГАХ) выжала максимум из номера "Аква" (хореографа тоже записал неразборчиво), но сам номер, по-моему, ее возможностей далеко не исчерпывает. Вчера она в вариации Царицы вод из "Конька" показала прекрасное чувство позы и очень грамотную фразировку танца. Я ждал, что в современном номере будут использованы именно эти ее качества, здесь же требовалась только текучесть, что Анна продемонстрировала.
Вчерашние мои фавориты - Свинко - Болсуновский - танцевали номер "Я помню" (хореография Парчинской). Номер сюжетный, чтобы долго не пересказывать сюжет, скажу, что он примерно воспроизводит историю Пер Гюнта и Озе, только на русский лад. Лексика номера - из той же сферы, что в "Романсе" Брянцева. Девочка была очень убедительна актерски - сумела перевоплотиться сначала во взрослую, а потом в старую женщину (не преувеличивая - она действительно без помощи грима буквально на глазах старела). Это особенно выигрышно смотрелось на контрасте со вчерашней пасторальной пейзанкой из "Привала" - видимо, актерский диапазон у нее очень широкий. Мальчика, по-моему, можно было использовать гораздо интереснее.
Современный танец. Старшая группа. (8.10.14 г., утро).
Безусловный лидер в сегодняшнем туре - Диана Косырева. Тот случай, когда можно сказать, что было ее выступление и было все остальное, отрыв колоссальный. Танцевала номер "Здесь хорошо" (хореография Хасанова), который она же уже танцевала на московском конкурсе. Для Красноярска номер переделали, убрав вторую исполнительницу: в начале на чемодане сидит сама Диана, заканчивается тем, что она берет чемодан, идет на рампу, приоткрывает его, достает яблоко и протягивает публике.
Игровые начало и финал были сыграны очень трогательно и, вместе с тем, стильно. Сидячая поза на чемодане просто просилась на чб фото и в рамку. В танцевальной средней части Диане удалось соединить угловатость пластики в стиле Эка с причудливой лирикой в стиле модерн, диктуемой музыкальным материалом. Эпоха эмиграции начала 20-х гг., эпоха пыльного и усталого конца русской культуры начала XX в., о которой говорится в тексте, безусловно была передана. Подумал о том, что Диана могла бы стать очень своеобразной Жизелью в постановке Эка.
Впечатление, повторюсь, очень и очень сильное, до кома в горле - потом было трудно настроиться на просмотр дальнейших номеров.
Андреева и Ивенко в первом отделении танцевали дуэт "Биение 2-х сердец" (хореография Мадан). Дуэт считался конкурсным выступлением Кристины, но на мой взгляд, Олег ее перетанцевал, хотя в сравнении с другими исполнительницами не выделить ее невозможно. Техническая сторона была на высоте, придраться совершенно не к чему. Но мне хотелось бы видеть у обоих либо больше графичности, либо больше чувственности (т. е. либо более акцентированную, либо более эмоциональную подачу текста - сегодня все было несколько отстранено, от этого к концу номера впечатление рассеивалось и ослабевало).
Ивенко во втором отделении выступил соло - номер "Прости меня". Номер из той же серии, что и "Буржуа", только более лиричный. Олегу пять с плюсом.
На правах ремарки - только очень уж странный выбор музыки (одноименная песня Земфиры), лично у меня звук и картинка упорно не складывались в единое целое.
Очень хорошо выступили Дмитрий Антипов (Красноярск) и пара Элина Походных - Станислав Скрынник (она - Украина, он - Одесса, Россия), но в классике их выступления были отнюдь не самыми сильными - так что для жюри с ними намечается дилемма.
Соболевский танцевал монолог Хозе (хореография - Бобров). Еще раз подтвердил, что может играть драматические роли. Но, по-моему, номер слишком наполнен трюками, исполнителю приходится сосредотачиваться на тексте, почти негде играть.
Из младшей группы в третий тур прошли: Геращенко, Смилевски, Путинцев, Бирюкова, Невзорова, Сидоренко (все - МГАХ), Хватова, Свинко и Болсуновский (все - Красноярский колледж), Шикина (Бурятия), Музафарова (Уфа), Альтер (Германия).
По-моему, решение справедливое в том плане, что никого достойного не обошли.
Третий тур. Старшая и младшая группы. (8.10.14 г., вечер).
Два замечания по организационной стороне:
1) По-моему, организаторам конкурса нужно продумать и прописать в регламенте какие-то отличия третьего тура от второго (например, чтобы во втором исполнители танцевали отдельные вариации, а в третьем - полные Па де де). Потому что иначе получается какое-то смешение: два классических тура без четкой границы между ними.
2) (Об этом сказал на церемонии закрытия В.М. Гордеев, и я согласен на все 100%) - третий тур ни в коем случае не стоит проводить вечером в день после современного танца. В этот раз главным впечатлением от всех выступлений в старшей группе была заметная усталость исполнителей.
О показанном.
Выделил для себя следующие выступления.
Смилевски - вариация Арлекина. Про технику ничего не пишу, т. к. никаких претензий нет. Очень грамотная фразировка, акценты в танце. В начале очень хорошие позы, к концу графичность танца чуть-чуть размылась, но совершенно не критично.
Единственное, образ показался сильно смягченным и переведенным в лирическую плоскость чрезмерно даже для французского Арлекина, скорее это был Керубино. Ну да ладно, это конкурс, а не спектакль, к образу можно особенно не придираться и не разбирать.
Свинко - Болсуновский - Па де де из Щелкунчика (Вайнонен). Про мальчика ничего не берусь говорить: это Па де де - не его материал, ему нужно танцевать что-то лирико-комедийное. Но девочка - это просто чудо! Нет других слов
Какая техника, какое чувство позы, какая культура танца!!! Как правильно чувствует образную сторону хореографии, как музыкально ее подает. Совершенно поддерживаю премию, данную ее педагогу - видно, что в ученицу очень много вложено. Адажио на выступлении в третьем туре шло под нереально замедленную музыку - ни о каких акцентах, фразировке в таком темпе говорить не приходится, но даже просто на набор элементов адажио в исполнении Свинко было смотреть приятно - настолько красиво и правильно она все делает. А на следующий день, когда они повторяли Па де де на гала, темп уже был нормальный - и танец буквально расцвел, и в нем было все: и праздничная парадность, и изящество, и тихая грусть, диктуемая музыкой средней части. Вариация под челесту и в пластике исполнительницы была такой же мерцающей, переливчатой, какая она у Чайковского в музыке. Я, смотря на нее, вспомнил слова Слонимского о Спесивцевой, исполнявшей это Па де де в постановке Иванова: "Она была феей, и это сценически звучало так выразительно, так многозначительно, что больше ничего и не требовалось - все объяснялось собственно танцем: в адажио ли с партнером, где сердце рвалось к чему-то высокому и недоступному в своей красоте; в вариации ли, где хрустально-капельный перезвон челесты звучал эхом движений лирической задушевности, - не берусь сегодня сказать. Тогда Спесивцева ассоциировалась у меня с фее Берилюной из "Синей птицы" Метерлинка, - феей, сулящей счастье людям, но словно не обладающей им для себя". Очень жаль, что для конкурса в вариации купировали среднюю часть - мне было очень интересно увидеть, как бы у этой исполнительницы заиграл ее контраст с крайними.
Прошу прощения, что так много места уделил одной исполнительнице, но впечатление непередаваемое, даже сейчас нахлынуло снова, когда вспоминаю ее выступление
Невзорова - вариация "Дриго для Сильфиды" из "Пахиты". Очень грамотный и, что важно, содержательный танец в образе. Отмечал это для себя особо, т. к. в прошлом Анна мне казалась всегда на сцене несколько холодноватой, дающей правильный, но правильностью и исчерпывающийся, танец. К этому году она, судя по конкурсным выступлениям, сильно прибавила именно в осмысленности и образности исполнения, что не может не радовать. Образ, правда был не сильфидным, а скорее царственным (впрочем, сильфидным он и не мог быть - не такого амплуа Анна исполнительница), но раз вариация просто вставная, и вставная в балет отнюдь не фантастический - то почему бы и не показать в нем царственную осанку и поступь? И еще скажу одну избитую, но верную в данном случае вещь: очень русская исполнительская манера. Исподводь русская: плавная, широкая, полная внутреннего достоинства. Мысленно это соло в ее исполнении назвал "царица бала на петровской ассамблее".
Сидоренко - вариации Сирени из пролога СК и женская из Па де де Обера (вторую танцевала еще и на гала, и на гала станцевала удачнее, чем на конкурсном просмотре, хотя и там было хорошо). Впервые увидел Марфу несколько лет назад, и тогда было заметно, что ее пропорции и ее рост доставляют ей трудности в танце. Сейчас могу с удовлетворением заметить, что она стала свободно управлять своим телом, и если все сложится удачно - мы в ее лице получим танцовщицу с великолепными линиями и шагом.
Пары Андреева - Ивенко и Косырева - Загребин опять танцевали одно и то же Па де де, на этот раз из "Пламени Парижа". Впечатления и различия между выступлениями были примерно такими же, как в "Дон Кихотах", так что повторяться не буду - можно просто перечитать фрагмент из моего поста выше. Олег танцевал очень нагруженный револьтадами вариант вариации, и, на мой взгляд, делал это напрасно, хотя справился со всем совершенно спокойно. Но он такой танцовщик, от которого хочется видеть свободный и радостный танец, а не нагруженный трюками (я понимаю, что нагруженность идет от желания показать по максимуму технику на конкурсе). Загребин в коде, крутя большой пируэт, на середине его остановился в алясгоне, а затем, не опуская ноги и не беря форс, продолжил повороты - сначала на блинчиках, а потом снова перешел на туры. И то же повторил на гала. Мне еще больше стало жаль, что его с Дианой мы никогда не увидим в целом спектакле - очень гармоничная получилась пара: и визуально, и по сочетанию исполнительских индивидуальностей
Пожалуй, на этом закруглюсь. Прошу не трактовать мои посты в том смысле, что все остальные участники были плохи. Я упомянул лишь тех, кто запомнился больше других мне, на полное и всестороннее освещение программы не претендую.
На гала-концерте (9.10.14 г., вечер) повторялись номера из предыдущих туров, поэтому отдельных заметок о нем не было.
В тэгах только те фамилии, которые упомянуты в заметках, если бы вбил туда весь список лауреатов, метки заняли бы столько же места, сколько сам пост.
© А. С. Галкин.
Данный текст охраняется авторским правом. Его прямое или скрытое цитирование без указания имени автора запрещено.