В историю этот ДК, конечно, войдет как возвращение Ивана Васильева на сцену Большого, но лично для меня главной героиней спектакля оказалась Китри Екатерины Крысановой, потому начну с нее (не в обиду Ивану, но эмоции не приходят по заказу).
Крысанова показала очень тонкую и отделанную работу - как в актерском, так и в танцевальном плане. Образ испанской девчонки вышел обобщенным в правилах высокого сценического гротеска, и, вместе с тем, уснащенным точно найденными мелкими деталями, придающими ему объем. Аккуратно, без комикования, были сыграны сцены с Гамашем и финал «Таверны». Реплики дон-Кихота на площади выслушивала с наивным выражением лица, с раскрытым от любопытства ртом. Менуэт получился своеобразным заделом для сна, причем, кажется, Китри сама почувствовала здесь себя какой-то сказочной Дульцинеей (в то же время нехарактерные для менуэта покачивания бедрами показывали, что менуэт эта героиня танцует чуть ли не впервые в жизни). В хореографии не пропустила ни одной из намеченных балетмейстером красок: отчаянные большие па де баски, лихой перебор ногами, упругие па де ша и аттитюды, стремительные вращения первого акта, кидания стремглав на руки партнера во втором контрастировали графичной лирике «Сна» и совсем другим по характеру мелким движениям вариации в Па де де. Но главное, уловила перепад настроений между сольными частями и кодами с одной стороны, и тремя адажио (на площади, массовым - в «Сне» и свадебным - в Па де де) - с другой. Есть в музыке этих номеров у Л.Ф. Минкуса какая-то особая усталая томность (кстати, потом гениально подхваченная П.И. Чайковским в свадебном адажио из СК - я для себя это настроение определил, как «счастливый вечер после полного событиями дня»). Крысанова идеально сумела передать ее в танце. Запомнилась одна деталь: когда в таверне Китри садится на колено рядом с крутящим пируэт Базилем и поднимает корпус, прищелкивая руками, Крысанова на секунду замедлила движения, как бы поразившись скорости и напору вращений.
"Дон-Кихот". Дульцинея - Екатерина Крысанова (фото Екатерины Владимировой)
Базиль Васильева (извините за невольный каламбур) вызвал менее однозначные мысли. На сольный танец не посягну и ничего плохого про него не скажу - захватывает дух, волнует. Уж на что я не любитель густой героики в ДК, но Иван заставляет меня полностью забыть об этом, смотреть и наслаждаться. Воздушные поддержки в первом акте прошли неидеально, но, думаю, делать из этого факта каких-либо обобщающих выводов о партнерских качествах Ивана не стоит. Скорее всего, ему просто не хватило времени срепетироваться с Екатериной, потому что Па де де прошло без накладок. Основные претензии - к актерской работе. Манера игры Ивана слишком условная и буффонная. Даже при том, что все исполнители в этом ДК играли с уклоном в буффонаду, Васильев выделялся на их фоне преувеличенной пластикой. Жесты его Базиля вызывали в памяти то Пьеро, то Арлекина из фокинского «Карнавала», но там условность и стилизованность жеста заданы балетмейстером, а в ДК - нет. Напрасно Иван специально привлекает внимание к поступкам своего героя (перед тем, как что-то предпринять, его Базиль обращается к подругам Китри с жестом, который можно перевести как реплику «Смотрите, сейчас я сделаю то-то»). Это лишает сценическое действие легкости и непринужденности, как лишают его их и чрезмерное обилие движений при расстилании плаща в «Таверне». И уж совсем неуместен жест к подругам в тот момент, когда Китри видит заигрывающего с ними Базиля: такое ощущение, что Базиль говорит девушкам «Погодите, я сейчас с ней разберусь и вернусь к вам». Вообще, Ивану не помешало бы последовательно продумать, во что складываются отдельные штрихи, которые он придает образу в разных сценках первого акта. Пока что его Базиль - эгоцентричный, ревнующий Китри безо всякого повода (ну не повод же для ревности витающий в эмпиреях чудной старик?) и вместе с тем при каждой удобной возможности лезущий к ее подружкам - получается достаточно малосимпатичным. В дальнейшем этот налет отрицательности сглаживается за счет личного обаяния Васильева, но зачем так нерасчетливо разбрасываться работающими против образа деталями?
"Дон-Кихот". Базиль - Иван Васильев (фото Екатерины Владимировой)
Чтобы не получилось опять, что я упомянул только центральную пару, скажу коротко о других. Хороша была двойка подруг (и двойка Анн) - Ребецкая и Окунева. Окуневой, по мне, так пора бы самой в Китри показаться. Остальной ансамбль (вплоть до Евгения Головина в паре тореадоров - умеет же запоминаться в совершенно проходных партиях) был именно ансамблем, игравшим в едином ключе, с уклоном в острую буффонаду. Только вот дон-Кихот Алексея Лопаревича пришел в этот состав из какого-то другого. Не хочу сказать, что любимый мной Лопаревич играл плохо - наоборот, очень тонко, но конкретно в рамках этого спектакля слишком тонко, не хватало ему гротесковой заостренности, театральной преувеличенности жеста и позы.
Ну и по поводу страстно дискутировавшегося вопроса об игре Китри и Базиля во время танцев в «Таверне» - не хочу оправдывать артистов, но хочу переложить часть вины с них на саму редакцию. Тот факт, что они выходят до дивертисмента, ставит перед исполнителями противоречивую задачу: с одной стороны, Китри и Базиль не могут в данной сценической ситуации просто сидеть и смотреть танцы, с другой - и отвлекать зрителя от танцев они не должны. Наверное, правильнее всего было бы поставить их выход после всех номеров - тогда играй, сколько душе угодно (кстати, вроде бы когда-то раньше так и было?).
© А. С. Галкин.
Данный текст охраняется авторским правом. Его прямое или скрытое цитирование без указания имени автора запрещено.