"Большой балет" на Культуре. Выпуск первый.

Oct 22, 2012 00:06

«Россия-Культура», наконец-то, начала показывать «Большой балет».

Я не любитель конкурсных и концертных программ, соответственно, не обещаю, что посмотрю и опишу все серии. Но, скорее всего, одним первым выпуском тоже не ограничусь, поэтому завожу в ЖЖ соответствующую метку.

Итак, «Большой балет». Выпуск первый.

Прежде всего, скажу про организационную сторону, чтобы дальше уже, по возможности, к ней не возвращаться.

[Здесь у меня к съемочной группе 4 вопроса «зачем?» и 2 вопроса «почему?»:]
Здесь у меня к съемочной группе 4 вопроса «зачем?» и 2 вопроса «почему?»:

1.    Зачем так много сопутствующего материала (сюжетов про участников, разговоров с жюри, разговоров жюри с участниками и т. п.)?
Понятно, что формат, рассчитанный на массового зрителя, предполагает, что нужно этому зрителю объяснить - кто, что, откуда, тем более, что некоторые участники (екатеринбуржцы, казанцы, пермяки) и в балетном-то мире не очень известны, но надо же как-то этот материал дозировать? Хотя бы чтобы он не занимал в несколько раз больше времени, чем выступления.
Кстати, мне еще интересно: а чем это «внеконкурсное» время будут занимать в следующих выпусках? Вроде бы про конкурсантов все уже сегодня сказали. Или они решили в первый раз пустить сразу все бонусы, а дальше уже будет показываться только снятое в студии?

2.    Зачем так много пафоса?
Даже не столько по содержанию (хотя там тоже были перегибы, вроде сравнения О.Смирновой с М.Семеновой и многократно повторенных тирад на тему того, как чудесно, что артисты из нестоличных театров благодаря проекту получили возможность поработать с современными хореографами), сколько по форме. К чему эта патетическая декламация ведущих, это нагнетание атмосферы величия и значимости происходящего? Люди, знакомые с балетным миром, сами в состоянии оценить показываемое. Незнакомых все это только отпугнет.

3.    Зачем так много сомнительного юмора?
Ну ладно еще «комические» диалоги ведущих и кадры, где И.Перес прогоняет оператора, а А.Ермаков дурачится на крыше Мариинки, это просто не смешно. Но когда А.Сигалова спрашивает у В.Лантратова, по блату ли он попал во МГАХ и в БТ - это уже явный перебор.

4.    Зачем надо было так много говорить об отказе О.Скорик?
Ну отказалась девушка, ну подвела организаторов. Все понимают, что поступила неправильно, что так нельзя. Но в эфире эту тему слишком педалировали и подавали чересчур навязчиво, с плохо скрытым посылом «Запомните, какая Оксана Скорик нехорошая!». Могли бы, на худой конец, взять у нее интервью, где она сама бы прокомментировала свой отказ, а то оставалось какое-то впечатление заочного пригвождения к доске позора.

5.    Почему режиссеры и операторы, снимающие балет, никак не могут понять, что танец нужно показывать общим планом?
Для чего, например, крупные планы в сольных выступлениях, которые вообще не предполагают мимической игры (как вариация Сильфиды)? Или, наоборот, дальние планы, где абсолютно ничего невозможно разглядеть?

6.    Почему нельзя было диалоги участников и жюри записывать не сразу после номера, а через какое-то время, чтобы танцовщики не задыхались во время своих реплик?

Мог бы добавить и еще несколько пунктов, но, пожалуй, не буду утомлять читателей, и перейду к конкурсной программе.


Из всех показанных сегодня номеров, я выделил для себя три: дуэт из РиДж (А.Тихомирова - А.Овчаренко), «Нарцисс» (С.Полунин) и два адажио из «Баядерки» (О.Смирнова - В.Лантратов).

Адажио из РиДж (хор. Л.Лавровский, исп. А.Тихомирова и А.Овчраренко).

Главное, что хочется отметить - это то, что танцовщики нашли новую, современную манеру исполнения хореографии Лавровского. У Овчаренко и Тихомировой это был не драмбалет, с его точной психологической нюансировкой, с пониманием конкретного содержания каждой комбинации и каждого движения, с несколько иллюстративной и мелодраматической игрой. Они максимально укрупнили и зафиксировали каждую позу, сблизили по стилю фрагменты, построенные на пластике, с танцевальными фрагментами. В итоге и сам танец, и образы героев получились более обобщенными, если так можно выразиться, более «балетными» (в хорошем смысле этого слова).
Встречались мелкие огрехи. Артем смазал приземление с некоторых прыжков; когда Анну показали крупным планом перед верхней поддержкой - было видно, как она волнуется, заходя на нее. Но это все несущественно, целое вполне удалось.

Нарцисс (хор. К.Голейзовский, исп. С.Полунин).

Про технику ничего писать не буду - тут слова абсолютно бессильны. Трактовка номера у Полунина близка к васильевской - мужественный, здоровый, естественный герой. Дитя природы, в финале номера с природой и сливающееся. Но, если у В.Васильва в танце просматривались архаические черты и было много гротеска, то Полунин заставляет вспомнить искусство классического периода и даже в чем-то эллинистический «декаданс». Моментами кажется, что простота и открытость его Нарцисса обманчивы, что за ней скрывается подлинная сущность, полная изломов и противоречий.

Два адажио из акта «Тени» из балета «Баядерка» (хор. М.Петипа, исп. О.Смирнова и В.Лантратов).

Просто блестящее выступление. У Ольги есть важное в классических балетах умение соединять точную передачу образа с балеринской статью и балеринским достоинством. Партерные комбинации на широких позах «пропела» в истинно петербургском стиле, показала длинные, мягкие линии всего тела. Вообще, в плане техники, если не считать чуть жестковатых приземлений с прыжков, я увидел только две помарки во втором адажио: в турах пике в аттитюде аттитюд был немного угловат, хотелось бы большей закругленности линии, и в сиссонах с поддержкой чуть резковато открывались ноги.
Влад показал себя замечательным партнером, в сольных прыжковых комбинациях четко фиксировал в каждом прыжке позу в воздухе (если смотреть с технической точки зрения, это ему удается из-за того, что в его прыжке баллон преобладает над элевацией). Про актерскую сторону ничего сказать не могу - в тех двух фрагментах, которые они с Ольгой танцевали, отдельно от всего балета практически ничего не покажешь.

Про остальных участников пока судить не берусь.
К.Шапран, как верно заметили В.Деревянко и Д.Вишнева, подобрали слишком короткое и не очень благодатное для показа своих возможностей соло из лакоттовской «Сильфиды» (к тому же, «благодаря» монтажу половину танца невозможно было увидеть).
А.Ермаков - В.Терешкина (опять соглашусь с Деревянко и Вишневой) вышли с абсолютно неотработанным номером.
К.Андреева - О.Ивенко и Л.Люшина - А.Сорокин танцевали специально для проекта современную хореографию, а в ней сложно, не зная текста, определить, насколько верно его исполняют танцовщики.

[Зато, пожалуй, скажу пару слов о самих ]
Кстати, пару слов о «текстах», т. е. о современных номерах. Постановка И.Переса порадовала музыкальностью, но идея дуэта (и драматургически, и по воплощению на сцене) уже много раз использовалась (у меня перед глазами сразу возникла «Дорога» Д.Брянцева), а лексика - не очень оригинальна. Ф.Магадан показался интереснее, только вот современным танцем я бы его дуэт не назвал. Визуально, по крайней мере, он больше напомнил неоклассику в стиле черно-белых балетов Баланчина. Впрочем, я не большой специалист по современному танцу, знающие люди могут меня поправить.


К.Барбашева - А.Таранов (здесь с Д.Вишневой поспорю) в общем-то станцевали достаточно живо и темпераментно, но вот хореография (дуэт Фавна и Вакханки из «Вальпургиевой ночи», фамилию хореографа точно не запомнил, по-моему, Ковалев) их подвела: адажио, перепевающее мотивы советских бравурных дуэтов вроде «Вальса Мошковского» В.Вайнонена и «Весенних вод» А.Мессерера и сольные куски, живо напоминающие вариации и коду из «Дианы и Актеона», повлекли за собой подобного же происхождения исполнительские штампы.

П.С. Прошу прощения за сумбурность текста, сейчас нет времени долго вычитывать и редактировать пост.

© А. С. Галкин.
Данный текст охраняется авторским правом. Его прямое или скрытое цитирование без указания имени автора запрещено.

Люшина, Барбашева, Ивенко, Смирнова, Таранов, Балет, Большой балет, Тихомирова, Овчаренко, Сорокин, Лантратов, Полунин, Андреева

Previous post Next post
Up