«Россия-Культура», наконец-то, начала показывать «Большой балет».
Я не любитель конкурсных и концертных программ, соответственно, не обещаю, что посмотрю и опишу все серии. Но, скорее всего, одним первым выпуском тоже не ограничусь, поэтому завожу в ЖЖ соответствующую метку.
Итак, «Большой балет». Выпуск первый.
Прежде всего, скажу про организационную сторону, чтобы дальше уже, по возможности, к ней не возвращаться.
1. Зачем так много сопутствующего материала (сюжетов про участников, разговоров с жюри, разговоров жюри с участниками и т. п.)? Понятно, что формат, рассчитанный на массового зрителя, предполагает, что нужно этому зрителю объяснить - кто, что, откуда, тем более, что некоторые участники (екатеринбуржцы, казанцы, пермяки) и в балетном-то мире не очень известны, но надо же как-то этот материал дозировать? Хотя бы чтобы он не занимал в несколько раз больше времени, чем выступления. Кстати, мне еще интересно: а чем это «внеконкурсное» время будут занимать в следующих выпусках? Вроде бы про конкурсантов все уже сегодня сказали. Или они решили в первый раз пустить сразу все бонусы, а дальше уже будет показываться только снятое в студии?
2. Зачем так много пафоса? Даже не столько по содержанию (хотя там тоже были перегибы, вроде сравнения О.Смирновой с М.Семеновой и многократно повторенных тирад на тему того, как чудесно, что артисты из нестоличных театров благодаря проекту получили возможность поработать с современными хореографами), сколько по форме. К чему эта патетическая декламация ведущих, это нагнетание атмосферы величия и значимости происходящего? Люди, знакомые с балетным миром, сами в состоянии оценить показываемое. Незнакомых все это только отпугнет.
3. Зачем так много сомнительного юмора? Ну ладно еще «комические» диалоги ведущих и кадры, где И.Перес прогоняет оператора, а А.Ермаков дурачится на крыше Мариинки, это просто не смешно. Но когда А.Сигалова спрашивает у В.Лантратова, по блату ли он попал во МГАХ и в БТ - это уже явный перебор.
4. Зачем надо было так много говорить об отказе О.Скорик? Ну отказалась девушка, ну подвела организаторов. Все понимают, что поступила неправильно, что так нельзя. Но в эфире эту тему слишком педалировали и подавали чересчур навязчиво, с плохо скрытым посылом «Запомните, какая Оксана Скорик нехорошая!». Могли бы, на худой конец, взять у нее интервью, где она сама бы прокомментировала свой отказ, а то оставалось какое-то впечатление заочного пригвождения к доске позора.
5. Почему режиссеры и операторы, снимающие балет, никак не могут понять, что танец нужно показывать общим планом? Для чего, например, крупные планы в сольных выступлениях, которые вообще не предполагают мимической игры (как вариация Сильфиды)? Или, наоборот, дальние планы, где абсолютно ничего невозможно разглядеть?
6. Почему нельзя было диалоги участников и жюри записывать не сразу после номера, а через какое-то время, чтобы танцовщики не задыхались во время своих реплик?
Мог бы добавить и еще несколько пунктов, но, пожалуй, не буду утомлять читателей, и перейду к конкурсной программе.
Из всех показанных сегодня номеров, я выделил для себя три: дуэт из РиДж (А.Тихомирова - А.Овчаренко), «Нарцисс» (С.Полунин) и два адажио из «Баядерки» (О.Смирнова - В.Лантратов).
Адажио из РиДж (хор. Л.Лавровский, исп. А.Тихомирова и А.Овчраренко).
Главное, что хочется отметить - это то, что танцовщики нашли новую, современную манеру исполнения хореографии Лавровского. У Овчаренко и Тихомировой это был не драмбалет, с его точной психологической нюансировкой, с пониманием конкретного содержания каждой комбинации и каждого движения, с несколько иллюстративной и мелодраматической игрой. Они максимально укрупнили и зафиксировали каждую позу, сблизили по стилю фрагменты, построенные на пластике, с танцевальными фрагментами. В итоге и сам танец, и образы героев получились более обобщенными, если так можно выразиться, более «балетными» (в хорошем смысле этого слова). Встречались мелкие огрехи. Артем смазал приземление с некоторых прыжков; когда Анну показали крупным планом перед верхней поддержкой - было видно, как она волнуется, заходя на нее. Но это все несущественно, целое вполне удалось.
Нарцисс (хор. К.Голейзовский, исп. С.Полунин).
Про технику ничего писать не буду - тут слова абсолютно бессильны. Трактовка номера у Полунина близка к васильевской - мужественный, здоровый, естественный герой. Дитя природы, в финале номера с природой и сливающееся. Но, если у В.Васильва в танце просматривались архаические черты и было много гротеска, то Полунин заставляет вспомнить искусство классического периода и даже в чем-то эллинистический «декаданс». Моментами кажется, что простота и открытость его Нарцисса обманчивы, что за ней скрывается подлинная сущность, полная изломов и противоречий.
Два адажио из акта «Тени» из балета «Баядерка» (хор. М.Петипа, исп. О.Смирнова и В.Лантратов).
Просто блестящее выступление. У Ольги есть важное в классических балетах умение соединять точную передачу образа с балеринской статью и балеринским достоинством. Партерные комбинации на широких позах «пропела» в истинно петербургском стиле, показала длинные, мягкие линии всего тела. Вообще, в плане техники, если не считать чуть жестковатых приземлений с прыжков, я увидел только две помарки во втором адажио: в турах пике в аттитюде аттитюд был немного угловат, хотелось бы большей закругленности линии, и в сиссонах с поддержкой чуть резковато открывались ноги. Влад показал себя замечательным партнером, в сольных прыжковых комбинациях четко фиксировал в каждом прыжке позу в воздухе (если смотреть с технической точки зрения, это ему удается из-за того, что в его прыжке баллон преобладает над элевацией). Про актерскую сторону ничего сказать не могу - в тех двух фрагментах, которые они с Ольгой танцевали, отдельно от всего балета практически ничего не покажешь.
Про остальных участников пока судить не берусь. К.Шапран, как верно заметили В.Деревянко и Д.Вишнева, подобрали слишком короткое и не очень благодатное для показа своих возможностей соло из лакоттовской «Сильфиды» (к тому же, «благодаря» монтажу половину танца невозможно было увидеть). А.Ермаков - В.Терешкина (опять соглашусь с Деревянко и Вишневой) вышли с абсолютно неотработанным номером. К.Андреева - О.Ивенко и Л.Люшина - А.Сорокин танцевали специально для проекта современную хореографию, а в ней сложно, не зная текста, определить, насколько верно его исполняют танцовщики.
[Зато, пожалуй, скажу пару слов о самих ] Кстати, пару слов о «текстах», т. е. о современных номерах. Постановка И.Переса порадовала музыкальностью, но идея дуэта (и драматургически, и по воплощению на сцене) уже много раз использовалась (у меня перед глазами сразу возникла «Дорога» Д.Брянцева), а лексика - не очень оригинальна. Ф.Магадан показался интереснее, только вот современным танцем я бы его дуэт не назвал. Визуально, по крайней мере, он больше напомнил неоклассику в стиле черно-белых балетов Баланчина. Впрочем, я не большой специалист по современному танцу, знающие люди могут меня поправить.
К.Барбашева - А.Таранов (здесь с Д.Вишневой поспорю) в общем-то станцевали достаточно живо и темпераментно, но вот хореография (дуэт Фавна и Вакханки из «Вальпургиевой ночи», фамилию хореографа точно не запомнил, по-моему, Ковалев) их подвела: адажио, перепевающее мотивы советских бравурных дуэтов вроде «Вальса Мошковского» В.Вайнонена и «Весенних вод» А.Мессерера и сольные куски, живо напоминающие вариации и коду из «Дианы и Актеона», повлекли за собой подобного же происхождения исполнительские штампы.
П.С. Прошу прощения за сумбурность текста, сейчас нет времени долго вычитывать и редактировать пост.