Наблюдая глобальное заземление воздушного флота и стройные ряды лайнеров на Земле, радующие глаз исключительно любителям стройных рядов и симметрии, задумался - "а когда на просторах бывшего Советского Союза появились авиационные иномарки западного производства?" Другими словами: "Кто из пацанов первым пригнал иномарку в город?"
Продукцию братского социалистического лагеря рассматривать не будем - она была представлена с начала 70-х чешским L-410 и польской сборкой отечественных разработок (Ан-2 и Ми-2).
До- и послевоенные времена тоже трогать не будем. Юнкерсы и Дугласы DС-3 останутся другим исследователям.
Что бы соблюсти интригу, начнем со второго места нашего хронологического списка.
2
Ожидаемо, что это был флагман страны - Аэрофлот (через свою дочку Аэрофлот - Российские авиационные линии) с Airbus А310. Соглашение о поставках начали оформлять еще в советские времена в 1990 году, новые самолеты самолеты были готовы к передаче с завода в октябре 1991-го, но первый борт прилетел в Москву в июне и совершил первый первый рейс в августе 92-го.
После
известных трагический событий RAL был упразднен и все самолеты переведены в главный Аэрофлот страны.
Эти Аэробусы проработали в Аэрофлоте до средины нулевых годов. Некоторые из них летают до сих пор в других странах.
3
Следом за Аэрофлотом обзавелись иномаркой и украинские коллеги из Air Ukraine. В ноябре 1992 они получили с завода новенький Boeing 737-400.
Самолет, кстати, до сих пор в строю с испанским флагом на борту.
4
Азербайджанский национальный перевозчик AZAL в феврале 1993-го упригнал двадцатипятилетний борт Boeing-727 из состава Pan Am. Не могли же они отставать от других пацанов!
Данный самолет увековечен в нетленном творении, так и названном "Самолет Баку - Москва", в котором есть такие душевные слова:
"И хоро-о-шо что есть в портфеле водка ру-у-у-сская
Аткрывалька, вилька, рюмка и сальфетка, чё-о-рная икра"
Что из этого "набора бизнесмена" вы сможете пронести на борт в 2020 году? Наслаждайтесь!
Click to view
5
Любимое многими Трансаэро не спешило, но и не планировало отставать от конкурентов в гонке. Летать только на Ил-86 становилось неинтересно и пятого марта 1993 был оформлен лизинг нескольких не самых новых Боингов 737-200. У двоих из них сразу же появилась российская регистрация RA-73000 и RA-73001.
6
Nри Аэробуса А310? собранные для легендарной Pan Am не были ими приняты в силу финансового краха компании.
Позже, в сентябре 1991-го, лизинговая компания Widebody Finance Ltd отдала их в лизинг эквадорской авиакомпании Ecatoriana. Однако в июле 1993 все три машины были отобраны у лизингополучателя и переданы в Uzbekistan Airways. До 97 года машины летали с французской регистрацией.
7
На седьмое место в декабре 93го вклинивается авиакомпания Tajik Air с первым и единственным (Нет. Был еще такой у президента Казахстана) за всю историю на просторах бывшего СССР укороченным Boeing 747SP.
После полутора лет полетов с британским экипажем на борту по марщруту Лондон - Душанбе - Дели, борт использовался для перевозки султана Брунея (№1 в тогдашнем мировом списке Forbes), и еще позже шейхо Брунея.
8
А в апреле следующего, 1994 года, TSO перегнали с завода Boeing новенькие B757.
История эксплуатации этого типа в Трансаэро была остановлена финансовым кризисом 98-го года.
9
Бывший Иркутский объединенный авиаотряд Аэрофлота в девяностые годы трансформировался в авиакомпанию с гордым именем Baikal Airlines и начал строить грандиозные планы по захвату Земли. К июню 1994 года были переучены экипажи, технические службы, с завода в Сиэтле был получен новый B757 в фирменой "байкальской" окраске.
Летная программа была придумана типично для тех времен: самолет летел из Иркутска в Москву, затем выполнял рейс по одному из курортных направлений, а затем возвращался в аэропорт базирования.
Но, счастье длилось не долго. В апреле 96-го самолет не вернулся с очередного ТО в Дании - его за неплатежи забрал лизингодадель. Несмотря на высокую экономическую эффективность этой модели Боинга, авиакомпания не смогла справиться с его эксплуатацией. Одна из причин называется "отсутствие опыта ведения международного бизнеса у руководство высшего и среднего звена компании" и "отсутствие четкой финансовой стратегии авиакомпании".
10
Diamond Sakha Airlines просуществовала недолго и отметилась в истории двумя A310 в весьма (для тех времен) симпатичным логотипом. Самолеты летали с июня 1994 по июль 1995.
11
В 1992 в Южно-Сахалинске родилась местная авиакомпания "Сахалинские авиатрассы". Она же SAT. В сентября 1994 года обзавелись стареньким (1968-го года постройки) Боингом 737-200 с российской регистрацией RA-73003. На нем и летали, в том числе и в Японию. Прожили долго, пока не влились в состав авиакомпании "Аврора", которая и вывела почтенного ветерана из эксплуатации.
12
В сентябре 1994 Аэрофлот получил два дальнобойных Boeing 767-300, которые после изготовления на заводе целый год отстаивались в ирландском Шенноне.
Последний борт был выведен из флота компании спустя 20 лет - в начале 2014-го года.
13
Кто помнит красноярскую компанию Kras Air, с её инновационными идеями (хабы, альянсы, веерное расписание), тот не будет удивлен тем, что именно они первыми в стране обзавелись Дугласом DС-10-30. Это случилось в июле 1995 года. С 4 ноября стали осуществляться рейсы Красноярск - Москва - Нью-Йорк/Лос-Анжелес. Именно Красноярск был стартовым городом международного маршрута, что не позволяло продавать билеты пассажирам только до Москвы. Странная бизнес-стратегия ожидаемо не принесла успеха и летом следующего года самолеты встали на прикол.
14
У авиакомпании Трансаэро был свой
гимн. Даже в нескольких
вариантах. Но в припеве любой из версий поклонники Аэрофлота слышали такие солова:
"Трансаэро, Траснсэаро взлетают в небо лайнеры,
оставив позади аэропорт".
И только все остальные вместо слова "аэропорт" напевали название "главной авиакомпании страны".
"А как на деле, а не только в песне, "оставить позади Аэрофлот"? - задумались в молодой и дерзкой авиакомпании. Правильно - не просто взять в аренду еще один иностранный тип ВС, но и взять такой тип, которого нет у грозного конкурента.
Так летом 1996 года у Трансаэро появились широкофюзеляжных Douglas DС-10-30. Таких же, какие уже заканчивали карьеру у красноярцев. Дугласы были двадцатилетнего возраста, с блестящими полированными фюзеляжами (наследство предыдущего владельца - American Airlines) и имели американскую регистрацию и имена собственные (два из трех) - "Чикаго" и "Лос-Анжелес".
Летали они активно - как по миру, так и по просторам России. Но не долго. Кризис 98-го не пощадил и их.
Аэрофлотом ответил мощно - взял и DC-10, и MD-11. Но гораздо позже. И только грузовые.
Ну, а кто же был первопроходцем?
Уверен, что вы сейчас будете крайне удивлены так же, как был удивлен и я. Даже думал что это выдумка и интернет-фейк. Но скупая информация подтверждалась из различных источников, что позволяет огласить имя лидера нашего хит-парада:
1
Еще до распада великого Советского Союза, и даже до начала августовского путча, наши предприимчивые соотечественники из Еревана организовали при Армянском УГА свою собственную "авиакомпанию" (специалисты до сих пор спорят о ее правовом статусе) Armenian Airlines, взяли в лизинг Douglas DС-8 (1969 год выпуска) с нигерийской регистрацией 5N-HAS, экипажем из Люксембурга и 12 августа 1991 года совершили пассажирский рейс между двумя армянскими столицами Лос-Анжелес - Ереван. Навигация была непродолжительной - в октябре того же года был совершен последний рейс. (Наверное, перевезли всех имевших возможность сменить mountain view на ocean view.)
Самолет был покрашен в цветовую схему Аэрофлота, с некоторыми армянскими вариациями на киле. С "аэрофлотовской" синей полосой вдоль борта он пролетал до своих последних дней в 1998 году.
Сохранилось несколько фото того самолета
Встречи первого рейса в аэропорту Еревана
Экипажа
И даже одно видео с этим бортом в кадре
Click to view
Вот такой получилась чертова дюжина первых авиа-иномарок на просторах СНГ.
Сделан он был скорее для саморазвлечения во время самоизоляции и информационной поддержки
одного симпатичного мне You-Tube канала, нежели с научной целью.
Если у кого будут поправки - с удовольствием учту.
P.S. Спасибо всем открытым источникам всемирной паутины за наглядную и печатную информацию. как мы раньше жили без интернета?