Почему дорожает еда?

Dec 17, 2010 13:00



В последнее время много обсуждается проблема дороговизны продуктов питания. Почти все отмечают, что цены, по которым продукты отпускают сельскохозяйственные производители и приобретают конечные потребители, очень сильно отличаются - раз в пять-десять и больше. Указывают и причину - посредники или так называемые перекупщики. Вот только почему-то на этом останавливаются и не задают следующего вопроса, казалось бы логически вытекающего.

А почему, собственно, производители не продают свою продукцию непосредственно конечным потребителям по разумным совместно согласованным ценам, а сдают ее за бесценок (зачастую ниже себестоимости) перекупщикам, которые затем перепродают ее с пятикратными (и более) накрутками? Может быть, сельские жители не знают, где находится город? Или, приехав в город, они не могут найти базар (ну или рынок)?

Конечно же, они в состоянии найти и город, и базар. Дело совсем в другом. Дело в том, что само слово «перекупщик» - это эвфемизм, вводящий в заблуждение. Это слово содержит корень куп, который образует также слова купец, покупать и т.д. Само слово купить предполагает изначально свободную добровольную торговлю.

Однако в рассматриваемом случае ни о какой свободной и добровольной торговле не может быть и речи. На самом деле институт перекупщиков - это неформальная силовая структура. Создана и существует она как раз для того, чтобы не допустить свободной продажи с/х продукции непосредственными производителями конечным потребителям. Действует эта структура исключительно силовыми методами, в результате чего происходит ограбление, как производителей, так и потребителей.

В результате потребители вынуждены очень дорого покупать не очень качественные продукты. Производители теряют смысл производства, да и вообще жизни в селе. Одни уходят в города, другие спиваются и вымирают. Как следствие, падение производства ускоряется, а вместе с ним и цены.

Таким образом, главная причина падения с/х производства и, соответственно, роста цен - это фактический запрет производителям свободно продавать свои продукты тем, кому они захотят, и кто захочет у них купить по свободно согласованным ценам. Причем, этот запрет касается всех производителей - и крупных, и мелких.

Выход мне видится в том, чтобы создать постоянно действующие ярмарки в городах, куда сельчане могли бы свободно привозить и продавать свою продукцию. Такие ярмарки известны, время от времени они появляются то тут, то там. Однако это либо очень редкие, либо разовые мероприятия. Задача заключается в том, чтобы сделать эти ярмарки регулярными, к примеру, еженедельными, чтобы производители могли регулярно продавать свою продукцию напрямую потребителям.

В результате появится смысл сельхоз производства, трудоспособные люди потянутся в село. Вместе с возрождением практически убитого села начнет расти и население страны, причем, это будут здоровые, трудолюбивые люди, рассчитывающие на себя, на свой труд, а не на подачки государства.

Разумеется, будет сильнейшее противодействие со стороны «перекупщиков» и «крышующих» их коррумпированных чиновников, поскольку это прямая угроза их сверхдоходам. Чтобы преодолеть это сопротивление, надо будет создать широкое всенародное движение. Ведь заинтересованы практически все: все хотят есть, просто не все понимают прямой причинно-следственной связи между свободой торговли и ценами, а также качеством продуктов. Точно так же мало кто понимает прямую причинно-следственную связь между запретом свободной торговли и уничтожением села, обнищанием, деградацией и сокращением населения.

Задача в том, чтобы объяснить эти взаимосвязи как можно большему количеству людей максимально доступным и понятным языком. Например, так:

Хотите, чтобы было много хорошей еды и по разумным ценам? Тогда надо дать возможность сельчанам привезти свою продукцию в город и свободно, без посредников продать ее всем желающим.

Думаю, что такое разъяснение и создание всенародного движения - вполне достойная цель для всех российских либертарианцев. И поскольку речь идет о действительно широком всенародном движении, необходимо конструктивно сотрудничать со всеми потенциально заинтересованными группами и движениями. К таковым относятся, в частности, все те, кто озабочен разгулом преступности, незащищенностью простых граждан от преступников и фактическим провалом государства в выполнении своей единственной, функции - защите граждан. Надо только разъяснить им, что собственность начинается с собственности человека на самого себя, и защита права собственности - это самый лучший, если не единственный путь в защите людей и борьбе с преступностью. Разъяснить, что отстаивание права собственности вообще и права свободы торговли в частности - это хорошая форма общественной самообороны, вполне адекватная и конструктивная. Такая общественная самооборона необходима ввиду того, что государство мышей не ловит. Другая группа потенциальных союзников - это все те, кто озабочен катастрофической деградацией и сокращением населения России. Им тоже надо разъяснять связь между подавлением прав собственности, в частности права на свободную торговлю, и теми феноменами, которые их беспокоят.

Еще раз обращаю особое внимание на доступность и понятность изложения. Все рассуждения типа  утилитаризм vs анархокапитализм  оставить для дискуссий внутри либертарианского сообщества.

Бренды всенародного движения тоже должны быть понятными. Например, есть хороший бренд Чаепития. Для рассматриваемой цели есть смысл его несколько преобразовать, что-нибудь вроде такого:

Пьем чай по-русски: с пирогами и калачами.

В общем, мне кажется, есть хорошая возможность существенно расширить социальную и в перспективе электоральную базу либертарианства.

Previous post Next post
Up