Из тренингов

Jan 29, 2011 17:58



Вводная лекция в тренинг «Принятие решений».

(С сокращениями.)

Здравствуйте, наша сегодняшняя тема - Принятие решений (ПР).

Если зайти в какой-нибудь большой книжный магазин, там можно увидеть огромный отдел экономической литературы, в котором обязательно найдется несколько книг по теории принятия решений. Все эти книги насыщены огромным количеством математических формул и вычислений, они посвящены тому, как математически исчислять наилучшее или оптимальное решение.

Такое исчисление возможно оттого, что в господствующих экономических доктринах приняты два свойства ценности:

1)      Ценность является объективным внутренним свойством товара, вещи.

2)      Ценности можно измерять и исчислять количественно.

В австрийской школе экономики, на которой базируется наш тренинг, развита субъективная теория ценности согласно которой:

1)      Ценности находятся не в вещах, а в голове действующего человека.

2)      Ценности не имеют количественной меры и не потому, что человечество еще не научилось их измерять, а потому, что категория количества в принципе не применима к ценностям.

Поэтому наш подход к ПР сильно отличается от того, что описан в упомянутых книжках.

Итак, что же это такое - принятие решения?

Да, совершенно верно, принятие решения - это выбор. Мы выбираем что-то одно и отказываемся от другого.

А зачем вообще надо делать выбор? Из экономической теории известно, что ресурсы ограничены. Ограничены земли, пригодные для возделывания; территории, пригодные для жизни и отдыха; ограничены рыба в океане и дичь в лесах и т.д. и т.п., а самое главное - ограничено время, которым мы располагаем.  По этой причине человек не может удовлетворить все свои желания. Приходится выбирать, какие желания удовлетворять, а какие отложить на потом или на никогда.

А какой именно выбор делает человек? Ответ такой: человек выбирает наилучшую альтернативу из тех, которыми он располагает. Это очень важное положение, дальше рассмотрим его подробнее. Впервые этот тезис был сформулирован в австрийской школе экономики Людвигом фон Мизесом в 30-е годы 20-го века. Затем он был заново переоткрыт в НЛП и стал одним из основополагающих предположений (пресуппозиций) этой дисциплины.

Получается, что решения приходится принимать всегда и, пусть и очень маленькие, на каждом шагу. А есть ли случаи, когда решения не принимают? Да, есть. Есть два места, где решения не принимают, но по разным причинам. Первое место - Рай, там, по определению, ресурсы не ограничены, поэтому ни от чего отказываться не надо. Там бери все и сразу, выбирать нет необходимости. Второе место - Ад. Там, по определению, выбора нет, там клиент просто принимает те процедуры, которые ему предписаны. При этом никто не интересуется, нравится клиенту лечение или нет, и уж тем более никто не позволит ему отказаться от процедур и выбрать что-нибудь другое. В отличие от этих двух мест в нашем мире, на нашей Земле выбор есть всегда.

Процесс принятия решения.

Вспомним общую схему человеческой деятельности по Мизесу из первого занятия, которая в НЛП называется моделью «Настоящее состояние - желаемое состояние»:

( к сожалению, пока не получается сюда вставить картинку, позже научусь)

Процедура принятия решения включает следующие шаги:

1.      Описать настоящее состояние, т.е. положение дел в настоящий момент.

2.      Дать оценку настоящему состоянию.

а)      Что в настоящем состоянии хорошо (удовлетворительно, приемлемо).

б)      Что в настоящем состоянии не устраивает.

3.      Описать желаемое состояние.
На этом этапе требуется незаурядное творчество, смелые и неожиданные идеи. Именно для этого в нашем тренинге был большой раздел, посвященный творческому мышлению (креативности). Вспомним, что принятие решения - это выбор из имеющихся альтернатив. Чем лучше будут эти альтернативы, тем лучше будет та, которую выберем. Если полениться или допустить интеллектуальную робость на этапе генерирования альтернатив желаемого состояния, то выбирать придется из не очень хороших («из двух зол меньшее»). Для создания списка хороших вариантов требуются серьезные интеллектуальные усилия, а плохих и так достаточно. Так что выбирать из списка хороших вариантов или плохих - это тоже решение.

Описание желаемого состояния должно включать пути и средства его достижения, а также описание всех побочных эффектов. Это те аспекты желаемого состояния, которые не очень желаемы, но которые от него неотрывны. Реальная жизнь устроена так, что хорошее без побочных эффектов, как правило, не бывает. Можно сокрушаться по этому поводу, можно игнорировать побочные эффекты, но лучше их просто принять как данность и тщательно учитывать.

4.      Из списка желаемых состояний выбрать то, которое представляется наилучшим. При этом ориентироваться на свои ценности, а не чужие и помнить, что ценности не имеют количественной меры.

5.      На некоторое время забыть про это желаемое состояние и из оставшегося списка выбрать наилучшее так, как если бы выбранного на шаге 4 не было вовсе.
Вот это, выбранное на шаге 5 желаемое состояние и является затратами, издержками, уплаченными за решение, выбранное на шаге 4. Побочные эффекты не являются платой. Они ни на что не обмениваются, мы их просто получаем вместе с выигрышем «в одной тарелке». А вот наилучшую из оставшихся альтернатив мы обмениваем, мы отказываемся от нее, чтобы получить выигрыш. Выбор - это всегда обмен: мы выбираем что-то одно, отказываясь от другого.

Из сказанного следует, что не только наши выигрыши, прибыли, но и наши издержки являются сугубо субъективными. На первый взгляд может показаться, что субъективность прибылей и затрат противоречит тому, что имеет место в реальной жизни. Скажем, приняв решение купить какую-нибудь вещь, вполне объективную, мы уплачиваем за нее вполне конкретную сумму вполне объективных денег. Где же здесь субъективизм? Однако, если вдуматься, то, во-первых, покупаем мы эту вещь не ради нее самой, а ради того удовольствия, вполне субъективного выигрыша, который получим, используя эту вещь. Во-вторых, уплачивая определенную сумму, мы отказываемся не просто от этих денег, а от того, что могли бы купить на них, если бы не купили эту вещь. То есть уплатили мы фактически наилучшей из оставшихся альтернатив использования этих денег, а если еще точнее, то заплатили мы тем субъективным выигрышем, который получили бы, если бы использовали наилучшую из оставшихся альтернатив.

6.      Еще раз взвесить все выигрыши, побочные эффекты, требуемые ресурсы, пути достижения, затраты и окончательно принять решение. На этом шаге мы либо принимаем желаемое состояние, выработанное на шаге 4, либо нет. В этом случае начинаем снова с шага 1.

Изложенная схема может показаться слишком громоздкой, трудной для запоминания и применения. Однако, все не так страшно. Согласно теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, после некоторого применения эти действия сворачиваются и переводятся во внутренний план. Или, по терминологии НЛП, эта схема переходит на уровень бессознательной компетенции. Этому способствует и тот факт, что предлагаемая схема не выдумана, а люди на самом деле действуют и принимают решения по ней.

Может возникнуть вопрос, а зачем тогда надо изучать эту схему, если она и так заложена в нас от рождения. Дело в том, что, применяя эту схему неосознанно, мы часто пропускаем те или иные шаги и, как следствие, принимаем ошибочные решения. Например, если пропустить 1-й шаг и, следовательно, 2-й, то, плохо представляя стартовое состояние, мы желаемое состояние можем выработать хуже, чем настоящее. Еще раз повторю, что недоработка на 3-м шаге приведет к тому, что выбирать придется из списка плохих вариантов. Очень частая ошибка - не учитывают побочные эффекты, которые потом вдруг «неожиданно» вылезают во весь рост. И т.д.

А теперь переходим собственно к тренингу.

Previous post Next post
Up