Приложение к "Трём Паркам" (10а): Прошлое как альтерра

May 05, 2018 18:45

Данный пост иллюстрирует рассказанное в главе
Три Парки (10): Про детсад и про маньяка. Смена власти. А если бы?..

За полтора месяца до начала выкладывания "Трёх Парок", на этапе сканирования старых фоток и параллельных поисков в Сети более-менее современных материалов, мы с Татой наткнулись на гугл-панорамы (как всегда, последними познакомившись с хорошо известным всем остальным:)) - и несколько дней подряд в потрясении "бродили" по виртуальным улицам и кварталам, изображающим нынешние виды локусов нашего детства. И если первое впечатление было "ааааа, смотри, тут и это есть, и это есть! ну надо же, ну нифига себе!" - то далее возникло полное ощущение, что можно рассмотреть не только каждый дом, но и заглянуть во все подворотни, во все проулки, чуть ли не подняться по лестнице, позвонить в свою старую квартиру... - словом, недоумение вызывал уже тот факт, что не все маршруты одинаково доступны, что многое можно видеть лишь с определённого ракурса, не с любого совсем.

Физически - не с любого, в экран, увы, невозможно было войти! - тем не менее, дверь в края детства оказалась и в самом деле открыта. Забытые и полузабытые впечатления-воспоминания, разбуженные чудной встречей, хлынули как весенний поток.




Тата уже рассказывала об этом, размышляя о ритмике моделирования-погружения:

"...Имея представление об общей топографии "своей детской ойкумены" и отдельные точки привязки, смогли сопоставить образы из памяти и материальные объекты, как сохранившиеся доныне, так и исчезнувшие за десятки лет. (...) Можно сказать, мы нарисовали на современной карте подробную карту страны детства, со всеми дорогами и достопримечательностями. (...) С веером форм и вариантов в охапке углубляешься в себя, чтобы изнутри воссоздать прежнее - не только панораму, но и ощущения, переживания, атмосферу.

Вот пограничные ограды и стены, обозначавшие рубежи сопредельных держав и внешних территорий. Вот он, дом, за которым располагался недружественный двор с враждебным к чужакам населением детской площадки. Вот изобильный газон под необыкновенным деревом, где водятся древесные огурчики. Вон, кстати, и круглое зданьице с оконцами необычной формы под самой крышей, с всегда запертой дверью. Ну да, конечно же! - ещё в те далёкие времена стало известно, что это никакой не туалет, а твердыня газовщиков: вот так открытия делаются, а потом погружаются в забвение! А там - достопамятные окна первых этажей, окаймляющие караванные пути в дальние края. В одном из них по дороге в магазин можно было видеть живого бурундука за стеклом. И вот они, те самые ворота, с нишами по бокам - видимые в дальней перспективе аллеи со внутренней стороны изогнутой стены с колоннами, которая разделяла свою ойкумену и другой мир. Той самой, на которую - только с наружной стороны - Герман вдруг запáл при беглом просмотре видов современного проспекта.

Так можно найти затерянную дорогу в дорогие места. Так выясняется, что мы всё помним о своём прошлом, даже то, про что забыли. Так становится понятно, почему некоторые вещи нас цепляют за сердце и хочется непременно им найти место у себя. Так обнаруживается, что "вообразить" - это уже половина работы для "вспомнить". Вторая половина - связать обрывки, сложить фрагменты и навести на резкость. Всего лишь:)"

В приложениях к "Трём Паркам" я уже во многих местах показывал наш двор на Охте, обрывочно рассказывал то да сё (можно освежить в памяти по метке "Охта") - а сейчас хочу нарисовать более-менее целостный образ моей "страны детства". Мне представляется это важным.

Итак, наш локус обитания на Охте являл собою огромный квартал, ограниченный улицей Пугачёва и параллельно Среднехтинским проспектом, а с двух других сторон - улицей Панфилова и параллельно улицей Александра Ульянова. Внутренняя часть локуса условно делилась на дворы, расположенные между домами - море зелени, газонов-кустов-деревьев-палисадников, море детских площадок и скамеек - умиротворение и тишина, как будто шумного Среднеохтинского не существовало в природе.

На картинках, которые покажу ниже, множество машин, потому что картинки современные, нарезанные из гугл-панорам - а во времена моего детства почти никаких машин в нашем локусе не появлялось, лишь иногда заезжали грузовые - обеспечивать заведения, располагавшиеся в наружных-уличных частях ограждающих локус домов, ну и, например, перевозить мебель и другое добро зде-живущих. На нынешних фотках проезды внутри локуса широкие, освобождённые для автодвижения и парковки - в моё же время дороги были узкие, зато газоны и клумбы необъятные как в парке.

Все заходы-заезды в наш локус являли собою ворота - более или менее красивые, парадные и простенькие; в моё время никакие из этих ворот уже не запирались, постоянно были открытыми, однако легко было вообразить, что стоит их запереть - и наш локус превращается в неприступную крепость, на манер средневекового европейского города.

Улица Пугачёва, по который числился наш дом, была (да, похоже, и сейчас осталась) исключительно тихой, поэтому в отличие от Среднеохтинского воспринималась как "задворки". Наш дом (Пугачёва 6) построен по индивидуальному проекту - длиннющий и элегантный, не похожий на дома вокруг, хотя они тоже достаточно красивы; развивая тему европейского города-крепости - наш дом был дворцом, выходящим лицом на главную площадь (это наш двор), а то невнятное, что было сзади - воспринималось как дорога для телег-подвод, проходящая за крепостной стеной. Понять, что "наша" сторона дома - внутренняя, изнаночная, а то, что выходит на Пугачёва, лицевая - было для меня сложно, это казалось шуткой. Да и, по правде говоря, неизвестно, какая сторона дома красивей! - на мой взгляд, обе сделаны как лицевые.



Наш дом со стороны улицы Пугачёва (снимок 2017).
Всё вот это вот розовое справа - это наш дом, и ещё часть его не видна: видны как бы три выдающиеся вперёд части здания - а самые крайние не видны, справа она за кадром, слева - её прикрывает выдающаяся вперёд часть. Во какой дворец!:)



Наш дом со двора (снимок 2016).
Видно, что дом уходит далеко, и что он не менее элегантен с этой стороны.

Вот теперь вычтите отсюда машины, добавьте зелени - и вообразите вольно бродящего средь этих красот меня:) Моя парадная - та, которая на этом кадре прикрыта крышечкой (с левой стороны, сразу за высоким крыльцом), моё окно - около блестящей водосточной трубы на втором этаже, с балкончиком. Это была наша с Бабушкой комната, остальная часть квартиры выходила на Пугачёва. Из этого самого окна-с-балкончиком мне и махали во время прогулок.

Справа на картинке видно лиственницу - похоже, она осталась единственная, а в моё время их было несколько, мы-дети звали их "пихтами" и очень любили. Другие деревья тоже были классные - не только тополя и клёны, а много всякого разнообразия. Сейчас там тоже хорошо, разнообразие по-прежнему радует:)

Можно видеть, какой наш двор прекрасный и огромный - сейчас как тогда:



Снимок 2017.

Наш дом слева (розовый). Справа (жёлтый) - тот самый "дом напротив", за которым чужой двор, откуда меня колотушками гоняли местные девчонки.



Снимок 2016.

А здесь снято с противоположного конца двора, наш дом (розовый) справа, "дом напротив" - слева.

Если сравнить со снимками вот тут - где я в песочнице около "дома напротив", на кадре слева от "ножки грибка" прямо виден детсад, двухэтажное зданьице с трубой - то можно сделать вывод, что газон сейчас стал более узким, но занял место грибка: в мои времена этот грибок был не единственным, было два, ткскть, "культурных центра" на одном зелёном поле, а сейчас площадка "с аттракционами" только посреди двора.

Кстати, газоны в нашем локусе никакими заборчиками не огораживались, подразумевалось что дети (да и взрослые:)) имеют полное право гулять по траве, играть-топтать-валяться - огораживались только отдельные садики-палисадики:)

Ниже - два прохода за "дом напротив", на ихний-вражеский двор:

(Далее годы не ставлю, все цветные снимки тут - свежие, сняты с гугл-панорам.)



Проход с левой стороны.



Проход с правой стороны.

Нельзя сказать, чтобы оснащение чужого-ихнего двора принципиально отличалось бы от оснащения нашего - но всё ж таки любопытно, всё было немного другое, так что меня туда упорно тянуло, несмотря на отрицательный опыт общения:) Логично предположить, что я как раз-таки хотел познакомиться-подраться-скорешиться - но ничего не помню, наверно потому что ничего толкового так и не получилось.



"Дом бурундука" (край его виден и на предыдущем снимке - он расположен справа от правого прохода на "вражеский" двор). Называю его так потому, что в одном из ближайших окон первого этажа (где-то там около водосточной трубы, как раз где на гугл-панораме на асфальте крестик) жил бурундук, у него между рам была как бы своя комнатка - можно было часами любоваться как он что-то грызёт, умывается и пр.

На следующем кадре видно как раз подобное бурундучьему окно около водосточной трубы - но не то самое, а симметричное, в конце того дома:



А ещё на этом кадре хорошо видны воротца - те самые, которые описывает Тата (цитата в начале поста): "...ворота, с нишами по бокам - видимые в дальней перспективе аллеи со внутренней стороны изогнутой стены с колоннами, которая разделяла свою ойкумену и другой мир. Той самой, на которую - только с наружной стороны - Герман вдруг запáл при беглом просмотре видов современного проспекта..."

Вот эти ворота вблизи:



А вот они же - с наружной стороны, со Среднеохтинского:



И аналогичные - как и эти, примыкающие к Среднеохтинскому 15, но с другой его стороны:



Вот именно на одну из двух последних картинок в гугл-панорамах я и отреагировал, задёргался, скользя глазами по Среднеохтинскому - ой, ведь это что-то моё, что-то важное для меня!.. - и это послужило запуском процесса воспоминаний.

Дело в том, что я же умудрился вообще забыть про то что наш локус окружён со всех сторон крепостной стеной с воротами, вообще забыть!.. - таким образом я видел вещи в раннем детстве, до школы, а потом это представление размылось - "моими" сделались иные края, располагавшиеся куда шире нашего локуса и куда более невразумительно, так что образ города-форта постепенно поблёк и растаял. "Моим" стало всё что окружало школу, а значит и путь к ней, "моим" стал "другой берег" Среднеохтинского, куда мы с родителями раньше лишь захаживали - кстати говоря, там когда-то в юные годы жили мама с бабушкой, там была мамина школа, там по-прежнему оставалась жить часть их старых друзей... - а когда в школу пошёл я, в маминых-с-бабушкой краях оказалась часть и моих подруг, хотя моя школа была в совсем другом месте, чем мамина.

Вот такие красивые арки вели в края на "другом берегу" Среднеохтинского:



И похожие, и непохожие на входы в наш локус, да и входы-въезды в наш локус были разные - вот, например, ниже:



Вход-въезд в наш локус со Среднеохтинского практически на углу с А.Ульянова.

А ниже - вид из нашего локуса на собственно улицу А.Ульянова:



Это - как раз то самое место, где мы с Мамой Зоей фоткаемся на пути первый раз в первый класс.

Гугло-человечек со стрелкой (слева внизу) расположен примерно там, где я в 1968 стою с букетом и мрачной рожей на краю люка; наш тогдашний путь лежит через ворота, через Ульянова, мимо стадиона, через Шепетовскую - вглубь тамошнего локуса, в школу.

"Девочка брела вдоль пустынного слякотного стадиона, в морось и мглу - но весёлый полуденный ветреный лес озарял её путь..." Это самое начало "Боярышниковой аллеи", отразившей мир моих ранних школьных лет, мир эпохи "до Зеркала". Представьте себе, в гугл-панорамах я нашёл не только Шепетовскую и собственно школу, но и краешек моей боярышниковой аллеи!.. - которая, как я думал, осталась жить уже лишь в незримых чужому глазу просторах.

"Особенно остро любимой была боярышниковая аллея, составлявшая последний штрек на пути к школе; располагаясь не на прямой дороге, а в стороне, она принимала куда меньший поток спешащих в обитель знаний - ради меня же, как кажется, становилась для прочих и вовсе незримой. Я вступал на неё, и на меня накатывали картины той жизни, в которую я жаждал вглядеться, все чувства обострялись, воспоминания звучали в унисон… Те максимум четверть часа, которые я мог ей посвятить, превращались в сутки и месяцы, годы и века."



То, что перед домом, видимое сразу - это не она, восхитительное дерево это клён, он просто помогает настроиться на нужный лад; моя боярышниковая аллея начинается сразу же _за_ этим домом! - левее автомашины (которая справа, у зелёной стенки) можно видеть высоченные кустарники с красными ягодами - вот, это она.

Без копеечки полвека прошло. Какое счастье, что существуют гугл-панорамы.
Всего самого доброго тем, кто проделал работу, помогающую вновь ступить на землю детства.

Мой детский сад тоже виден на гугл-панорамах с нескольких ракурсов:



Вид на детсад с угла нашего двора. Слева - путь в школу, вдали виднеется (примерно там, где кончается ограда детсада, чуть-чуть подальше) круглое здание газослужбы, тоже упомянутое в Татином посте; направо - путь вдоль ограды детсада к Среднеохтинскому, к таким же воротцам как те, которые видны от "дома бурундука" - и те, и другие примыкают к Среднеохтинскому 15:



А ниже - вид от угла детсада на наш двор:



Можно представить, как я бродил тут повсюду - и до детсада, и после, и во время пребывания в этом малопригодном для меня месте.

"...один из углов нашего огромного двора выходил прямо на угол ограды детсада. Там росло старое-престарое дерево, засыпавшее всё вокруг листьями и тугими длинными шишечками, которые считались в играх за "огурцы"; возле самого дерева в ограде была полезная дырка..."

А вот дерева моего любимого не осталось, притом уже давно! - сдаётся мне, когда мы с Татой разок проходили тут пореалово (давно, лет 25-30 назад), дерева уже не было, но ещё оставался след, низко спиленный пень; теперь нет и его, и "полезной дырки" тоже не осталось - можно видеть лишь трещину в основании ограды, возникшую скорей всего из-за того что могучее дерево двигало землю корнями, да и "полезная дырка" имела наверняка то же происхождение: зубцы ограды расшатались, после чего их легко стало выломать (наверняка это сделали бывшие детсадовцы, местные подростки:))

Мне захотелось изобразить моё дерево, и я нанёс на фотку нечто вроде символа или призрака:



Вот примерно тут, вот примерно так оно располагалось.

Мне даже удалось обнаружить его след на той самой первосентябрьской фотке:



Оно было толстенное, высоченное, раскидывалось над перекрёстком и было хорошо видно издали - поэтому я думаю, что не ошибаюсь, указывая теперь зелёной стрелкой.

Ещё любопытный момент касательно игр памяти. На четвёртом по счёту сего поста снимке (который сделан тоже примерно от детсада, наш дом (розовый) справа, "дом напротив" - слева) можно видеть вдали четырёхэтажное здание, являвшее собою границу нашего локуса по улице Панфилова - дом Панфилова 23. До нынешнего года я был совершенно уверен, что этот дом при мне-маленьком снесли напрочь, до основания, а потом возвели на этом месте другой, может быть даже немного в стороне; в моей памяти местные дети играли в руинах, а потом из руин вознёсся новенький детский клуб. Теперь, по внимательном изучении материалов, я вижу (и, главное, сам вспоминаю!), что - нет, не так! - здание вовсе не было снесено, хотя несколько лет ремонтировалось, и дети в ту пору действительно играли на грудах строительного мусора, а дом стоял, зияя разбитыми окнами - он был, но выглядел отсутствующим, вот так можно сказать, поэтому память, спрямив для простоты, прописала его отсутствовавшим материально.

В обсуждении того же самого Татиного поста было сказано, что сии изыскания отзываются ощущением связи со множеством мгновений, когда от реальности ветвятся ниточки в альтерру - получаются как бы карты в пространстве и времени, на современность накладывается карта из детства; я там сказал, и здесь повторю, что - да, и это совершенно завораживающе! - что изучением гугл-панорам мы с Татой занялись уже когда моя книга была написана - однако сила ощущений такова, что если б она не была уже написана - сейчас бы всё бросил и стал писать книгу заново, входя в альтерру своего детства по этим суперсистемным картам.

В каком-то смысле так оно и есть: вот, я же составляю изо-посты в качестве приложения к основному тексту, и это получается как бы ещё одна книга, дополнительная к основной; правда, тут в дело идут не только (да и не столько) кадры гугл-панорам, а прежде всего фотоархив как таковой - но всё равно, ощущение прикосновения к альтерре сильнейшее.

(Добавлю в скобках цитату из переписки, ответ на вопрос, что для меня есть "прикосновение к альтерре":

"Опыт прикосновения к альтерре не равен ни опыту вхождения в альтерру, жизни в ней - ни опыту слушания рассказа об альтерре. В опыте вхождения в альтерру есть взаимодействие с миром, непосредственное воздействие на него; в опыте слушания есть взаимодействие с рассказчиком, но нет непосредственного взаимодействия с миром, о котором тот говорит. Опыт прикосновения - это не то и не то, это иное: я бы сказал, что прикосновение - это акт непосредственного впечатления, который производит в тебе тот или иной мир второй реальности, и это непосредственное впечатление помогает (и даже побуждает) увидеть тот фрагмент, который произвёл это впечатление-прикосновение, как часть живого целого, которая начинает видеться за разрозненными фрагментами, предложенными к восприятию.
(...)
Само ощущение прикосновения - оно очень характерное.
Такое бывает, когда встретишься с фрагментами чьего-то творчества (и это нередко указывает на близость автора к альтерризму), а также в иных случаях - вот, скажем, недавно на нас сильнейшее впечатление произвели гугл-панорамы тех мест, где мы жили в детстве... (...) Впечатление живой целостности - целостности чего-то такого, что на сей момент скрыто от глаз, но там дальше за кадром оно живёт - живёт целиком, не фрагментарно, не диссоциированно, а в своей реальной целостности, её почти можно увидеть, почти можно войти за кадр! - вот такое впечатление завораживающее. (...) Как будто это не части твоей реальной биографии, не её слепки, а сию-минуту-живущие альтернативные ветки реальности..."

Альтернативные ветки реальности рождаются в нарративе, это важно.

Прошлое, к счастью, неизменяемо, но в нарративе можно перепрожить его много раз - много, много, много раз! - формируя альтернативные, дополнительные ветки реальности, обогащающие личную историю, наполняя её новыми смыслами - не отменяя старого, но питая и преображая его.

А если бы?.. - спрашиваю я сам себя в конце десятой главы, и не получаю ответа - но сам вопрос представляется мне питательным и целительным, даёт мне силу.)

А теперь несколько старых фоток.

Эта фотка уже была, но хочу показать ещё раз:



Осень 1965, Охта - это уже наши края, теперь тут живём мы, а Дедушка с Бабой Кирой переселились в новый дом. За спиной у мамы - дальний угол детского сада, с которым мне придётся иметь дело уже год спустя; не прозревая будущего, я воспринимаю территорию детсада просто как одну из частей нашего локуса, нашего обитаемого мира.

(Как мы с мамой здорово обгрызаем корочки свежего хлеба - смотреть вот здесь, там же - как мы с мамой забрались в игровую постройку на территории детсада в выходной день.)

Ниже - год спустя, сентябрь 1966:



Мне пять с половиной, мы с папой навещаем маму в колхозе, на картошке со студентами, вскоре после рождения Ланки (об этом уже было вот здесь).

По этим кадрам видно, ящетаю, что ребёнок упрям и капризен - пора, пора в детсад, а то как он будет жить без социализации, ваще непонятно?!.. (Шучу! - на самом деле мне та поездка очень понравилась, о ней ещё будет потом:))



Начало лета 1967.

По сравнению с предыдущей картинкой разница детектед: ящетаю, социализация удалась! - перед нами уже не беспомощное дитя, но доблестный ниспровергатель детсадов и маньяков:) На фоне спасательной станции вдобавок - сам себе спасатель, агрессор и жертва, полный треугольник Карпмана можно разыграть!



Конец лета / начало осени 1967.

По сравнению с предыдущей фоткой - и вообще как будто следующий год! (надо сказать, для меня это характерно, бывает что в один день как будто в разные годы снято:)) Но так-то даже и ещё лучше, ящетаю: вид деловой, в руке ракушка, морской промысел присоединить к вышеупомянутым развлечениям - вообще красотень:)

А если бы?.. - спрашиваю я сам себя в конце десятой главы, и не получаю ответа...

Далее будет выложена следующая глава книги, а затем - изо-пост к ней.

Фотоальбом к "Трём Паркам" на Яндекс-фотках - вот здесь.

Оглавление "Трёх Парок" с приложениями - вот здесь.

Иллюстрации, Лана, Пограничье, Я и Другой, Дети и мир, Охта, Дороги и тропы, Онтология творчества, Три Парки, Личное, Боярышниковая аллея

Previous post Next post
Up