Объективное и субъективное применительно к альтерризму

Jul 22, 2013 20:45

Вопрос о том, что субъективно, а что объективно применительно к альтерризму и альтерре как таковой, в очередной раз вышел на повестку дня в связи с дискуссией вокруг проекта КИГРУ авторства Алистер LittleDrakon kigru. Означенная дискуссия была интересной, осмысленной и актуальной; сейчас нам представляется необходимым в очередной раз подвести очередные итоги.

Самое главное, на что хотелось бы обратить внимание - это тот факт, что многие участники разговора очень легко спутывают два совершенно не связанных между собой противопоставления: "объективный - субъективный" и "вне головы (сознания/подсознания) - и внутри головы (сознания/подсознания)". Спутывать эти вещи - очень серьёзная ошибка, которая приводит к целому ряду невыполнимых задач и неразрешимых проблем; этот результат мы в указанной дискуссии во всей красе и наблюдали.

Итак, "объективный - субъективный" и "вне головы (сознания/подсознания) - внутри головы (сознания/подсознания)" - противопоставления, между собой не связанные. "Объективный" не значит "вне сознания/подсознания" - объективными могут быть явления как вне сознания/подсознания, так и внутри; "субъективный" не значит "внутри сознания/подсознания" - по той же самой причине: внутри сознания/подсознания могут иметь место как объективные, так и субъективные явления. При этом следует иметь в виду, что всё происходящее вне головы/ сознания мы воспринимаем и оцениваем отнюдь не непосредственно, а посредством того же самого сознания-подсознания - что непременно привносит в процесс субъективный аспект.

(Примечание:
Далее, имея в виду "внутри/ вне сознания/ подсознания", мы будем для простоты говорить "внутри/ вне сознания".)

Тот, кто наивно полагает, что все эти вещи уже давно получили свои определения в науке, и оные определения осталось лишь заучить - заблуждается весьма глубоко. Для краткого ознакомления с реальной ситуацией мы предлагаем оппонентам и сомневающимся несколько ссылок:

статьи "Объективное" и "Субъективное" из подборки по философским "Словарям и энциклопедиям на Академике",

а также прелюбопытнейшую дискуссию о субъективном и объективном в философском сообществе ru-philosophy;

также хотим напомнить, что в своё время мы провели весьма интересный опрос на тему представлений о реальности - было выявлено много важного и сделаны осмысленные и вполне работающие выводы. Сам опрос был проведён вот здесь,

дальнейшие разработки темы можно видеть там же, по метке "Критерии реальности" в "Доме у дороги" -

а также, разумеется, по аналогичной метке "Критерии реальности" здесь, в "Альтерристике".

Наиболее важным выводом, на наш взгляд, является вывод о необходимости различать уровни реальности.

Этот вывод напрямую стыкуется с темой объективного и субъективного - и применительно к альтерризму, и вообще. Грубо говоря, объективным следует считать всё то, что можно оценить "извне" - то есть отстраняясь от желания и заведомого мнения субъекта.

В качестве исходника для формулы, помогающей различать градации / уровни реальности, по ходу обсуждения была предложена совокупность "количество воспринимающих плюс количество каналов восприятия" (elekravets). На практическом уровне мы все знаем, что эта формула работает вполне надёжно: рассматривая нечто вместе, можно получить более достоверный результат, чем рассматривая в одиночку, а уж если прибавить ко всему этому показания приборов - будет ещё лучше.

Однако в отношении альтерризма применить эту практику возможно далеко не всегда: хорошо если альтерристы работают вдвоём - а что если альтеррист один, если он вообще по сути альтеррист-одиночка?

Здесь вступают в дело закономерности общения единичного "Я" с миром: даже не будучи разумным и словесным оппонентом, мир тем не менее способен весьма убедительно опровергать или подтверждать представления единичного "Я" о реальности. Второй реальности это касается в той же мере, как и первой: мы думаем о мире одно - а фактически получается совсем другое. Подавляющее большинство альтерристов обращали внимание на этот феномен, справедливо усматривая доказательство реальности своей альтерры в ключевом сходстве её с внешним миром: "то, что неподвластно моей воле, что независимо от меня и явно больше, чем я - то несомненно подобно миру вне меня, даже если оно обитает внутри меня, а не вне".

Строго говоря, доказательств существования материального мира вне личного сознания у человечества как не было, так и нет: доказать или опровергнуть наличие этого самого внешнего мира невозможно. Можно лишь принять как руководство к действию ту или иную концепцию - согласовывая её с личным опытом мирообщения и мировоздействия. В этом смысле концепция общения с альтеррой в полной мере совпадает с концепцией общения с миром первой реальности: доверяй, но проверяй, критерий истины - практика, и т.д. и т.п.

Итак, говорить об объективности применительно к альтерризму и альтерре можно на разных уровнях и с разных сторон. Наиболее важными моментами представляются нам следующие:

- с одной стороны, можно и нужно рассматривать всё известное нам о своей или чужой альтерре с точки зрения логики, в ракурсе качества причинно-следственных связей (здесь применяется моделирование);

- с другой стороны, можно и нужно доверять себе или другому альтерристу в момент непосредственного соприкосновения с альтеррой (здесь применяется погружение).

В первом случае объективность может достигаться через общение альтерриста с миром первой реальности (например, в обсуждении альтерры с другими людьми), во втором - через общение с самой альтеррой, которая является здесь независимым партнёром-собеседником.

Таким образом,

"объективное" / "реальное" и
"вне головы / вне сознания" -

совершенно не одно и то же;

однако
"объективное" / "реальное" / "настоящее"
и
"нечто независимое от меня, нечто большее, чем моё мнение / моё представление о нём" -

это таки да, понятия совпадающие.

Для многих альтерристов характерным является следующий путь развития:

Поначалу альтеррист-ребёнок взахлёб общается и с миром первой реальности, и с альтеррой, называя и то и другое одним словом - "я играю". Позже он может обозначить специфику общения со второй реальностью (внутри головы) в отличие от первой (вне головы) выражением "я сочиняю". На определённом этапе юный альтеррист вдруг осознаёт, КАКОЕ НАСТОЯЩЕЕ (независимое, необыкновенное, одаряющее его новизной) всё то, что он обретает в общении с альтеррой - и вот тут зачастую происходит сбой: юный альтеррист делает вывод, что раз оно настоящее - ЗНАЧИТ, оно непременно должно находиться где-то в первой реальности!

О причинах такого сбоя мы уже говорили выше: мнение, что объективным / реальным / настоящим следует считать только то, что пребывает вне головы (сознания) - мнение хотя и не на чём не основанное, но весьма распространённое. Занятно, что чем более человек зависим от тех вещей, которые пребывают ВНУТРИ его головы, в его сознании (его собственные комплексы, страхи, предубеждения, навязанные ему схемы поведения и т.д.) - тем с большей настойчивостью он утверждает, что ориентируется на то, что ВНЕ его, а не на то, что внутри, и тем более активно пытается вынудить окружающих ориентироваться не на внутреннее, а на внешнее (точнее говоря - на своё внутреннее, выдаваемое им за общезначимое внешнее).

Так вот, вообразите ситуацию: юный альтеррист, пребывающий в плену вышеуказанного заблуждения, делает вывод, что раз его альтерра являет собою нечто настоящее - значит, она пребывает в первой реальности! - и начинает судорожно искать способы это доказать. Поскольку доказать это невозможно - ведь общение с альтеррой всегда происходит через личное сознание, и максимум, что тут можно доказать, это что два или больше личных сознаний могут вступать в общение друг с другом - многие, вступающие на этот ложный путь, получают такие психотравмы, что предпочитают объявить свою альтерру "ненастоящей", то есть обесценить полученный в общении с альтеррой опыт - фактически, отказаться от себя самого, отрезать от себя огромную часть путей развития. Увы, мир вокруг нас полон таких обрубков, и как бы то ни было скомпенсироваться им удаётся далеко не всегда.

Поскольку идея доказать, что-де "моя альтерра реальнее ваших, ПОТОМУ ЧТО она находится в первой реальности и щас мы её где-нибудь да разыщем" - идея для внутренне неокрепших, незрелых существ очень привлекательная, есть резон вкратце остановиться на ней и разобрать, почему доказать такое невозможно в принципе.

Итак, что является исходным пунктом рассуждения? - тот факт, что общение с альтеррой имеет место быть исключительно через личное сознание (именно поэтому речь и идёт о второй реальности, а не о первой). Ни один альтеррист в здравом уме и твёрдой памяти не станет утверждать, что драконы, эльфы, трансформеры и прочие обитатели его личной вселенной являлись ему во плоти, материально (а если станет - то тут, пожалуй, пора начать беспокоиться о его здоровье). Альтеррист-ребёнок безмятежно скажет "я так играю/ сочиняю", альтеррист-взрослый скажет - "я вижу это внутренним взором". Посему установим это ключевым условием: мы наблюдаем альтерру исключительно через своё личное сознание.

Далее. Рассмотрим вариант, при котором с альтеррой общается не альтеррист-одиночка, а пара или группа альтерристов. В этой ситуации огромный соблазн предположить, что если их свидетельства об альтерре совпадают - то, стало быть, они наблюдают нечто, имеющее место быть в первой реальности (поскольку понятия "объективное / настоящее" и "пребывающее вне сознания / в первой реальности" у стремящихся к таким экспериментам безнадёжно спутываются). Однако это совершенно не так! - поскольку совпадение свидетельств с гораздо большей вероятностью объясняется не наблюдением чего-то в первой реальности, а ВЗАИМНЫМ ВЛИЯНИЕМ наблюдающих - в пределе, взаимной телепатией. Ни из чего не следует, что то, что видят наблюдающие, располагается в первой реальности, а не в рамках их общего ментального поля - внутри сознания, то есть во второй реальности.

Вывод: доказать, что альтерра располагается в первой реальности, через совпадения свидетельств наблюдающих - невозможно.

Однако является ли это причиной отказывать альтерре в реальности, подлинности, "настоящести", "объективности"? - да ни одного разу!

Настоящее, подлинное, реальное, объективное - это то, что не зависит от нашего произвола, и даже более того - от нашего внимания: все, кто всерьёз работает с альтеррой, знают, что альтерра живёт сама по себе. Ты можешь отвлечься от неё - и когда ты вновь обратишь к ней свой взор, ты увидишь, что она не застыла как камень, что в ней, как и в мире вне тебя, происходят процессы, лишь отдельными вершинами айсбергов выглядывающие из бездонных вод бытия.

Настоящее, подлинное, реальное, объективное - это то, что связано внутри себя мириадами связей, которые твой разум отследить не в силах, однако на эти связи ты натыкаешься вновь и вновь: как и в мире вне тебя, феномены жизни альтерры прорастают друг сквозь друга, укореняются друг в друге, так что прикосновение в одном месте отзывается далеко-далеко в другом.

Настоящее, подлинное, реальное, объективное - это то, что на порядки порядков полнее и глубже твоих представлений, это то, во что ты можешь погружаться до бесконечности, и нигде не встретишь ни пустого места, ни глухой стены, ни фанерной декорации - точно так же как оно обстоит в мире вне тебя.

Это всё поэтично и по-своему мило, скажет озадаченный читатель, однако как же в таком случае следует считать - таки где располагается эта ваша хвалёная (настоящая, подлинная, реальная, объективная) альтерра? Неужели только в отдельно взятых головах отдельно взятых альтерристов? Обидно как-то!.. -

однако о том, где и на каких серверах может располагаться альтерра, мы поговорим уже не сегодня, а в следующий раз:)

Проект КИГРУ, Онтология творчества, Общение альтерристов, Критерии реальности, Дополнения к трактату, Моделирование и погружение

Previous post Next post
Up