Кто сотворил Арду?

Apr 18, 2013 17:44

По ходу давешней дискуссии о Толкине, Арде и Ко нам был задан вот такой разветвлённый вопрос:1. Существует ли Арда как реальный мир - Альтерра ( Read more... )

Онтология творчества, Толкин, Критерии реальности, О Боге и о богах

Leave a comment

Comments 24

atanata April 18 2013, 16:28:33 UTC
Вообще для меня несколько странен вопрос, кто сотворил Арду, если всю эпопею придумал Толкиен ))) Слегка абсурдно. Точно так же можно спросить, кто сотворил Землю в "Войне и мире", если книгу написал Толстой. Эпопею написал Толкиен, он написал, что Арду сотворил Эру ( ... )

Reply

Кто лучше знает alterristika April 18 2013, 16:51:27 UTC
Кира ( ... )

Reply

Re: Кто лучше знает atanata April 20 2013, 12:23:27 UTC
Гм... а вы читали и архивы?

Ну, вполне разумно ) Однако ж... вы допускаете вариант, в котором Толкиен переживает (погружается) в Арду и пишет нечто похожее о, в общем, не слишком приятном боге? Или же вы все-таки считаете, что есть некий правильный бог, и если книга не отображает его верно, то бог лживый?
Допускаете вы существование точки зрения на единого бога, который не благ?

Reply

Re: Кто лучше знает alterristika April 20 2013, 14:13:09 UTC
Ой, архивы, конечно, не все читали - там чуть ли не девять томов! - но то, что попадалось - то впечатляет:) Сынище Толкиновский агромадную работу произвёл ( ... )

Reply


sairon April 18 2013, 17:03:13 UTC
"То есть, в рамках Арды Толкина мы воспринимаем Эру как пародию на Бога Единого; Валар мы воспринимаем как реальных обитателей Арды, а Эру - нет, Эру слишком далёк от реальных Валар;"

Ну, блин, не ссориться же из-за _индивидуального_восприятия_ базовых концепций... Чудовищное нарушение логики ибо: это играть, это не играть, а здесь рыбу заворачивали... Или все "реальны" в авторском мире, или никто. Валар нравятся, их в проекцию берём, а Эру не нравится, Эру выкидываем. Чистейший произвол. Фу. Два раза фу. Вольно толкуем факты, как фанфикёры разнузднанные. Поздоровайтесь с вашей персональной Ардой, забудьте уже о профессорской, не трогайте её. Фу.

Reply

Все реальны - но все реальны по-разному alterristika April 18 2013, 17:19:14 UTC
Ненене:) При чём тут "нравится - не нравится"?
Речь о вполне объективном моменте - перечитай начало Сильма: сотворение Арды ни с какой стороны не похоже на описание реального (в рамках текста) события. Оно описано как миф.

И это вполне логично согласуется с тем, что далее Эру на сцене не появляется ваще - действуют Валар (кто сказал, кстати, что они нам нравятся? ни одного разу:)) Валар - фигуры вполне персонажные.

Вся штука-то в том, что для Толкина Эру - это не герой его книги (в отличие от Валар), Эру - для Толкина лик Бога Единого. Для него в рамках его веры никакого другого варианта и быть не могло. Поэтому писать о Боге Едином как о персонаже, как о живом герое своей книги - для него непредставимо, кощунственно. Из этого миф и вырастает.

А Мелькор - "Враг" в рамках этого же мифа, он так же условен, как Эру. Другим он не мог бы быть - трудно себе представить, что один герой - Бог, про которого можно говрить только мифом, а другой - живая персона. Даже библейским авторам это с пятого на десятое удаётся:)

Reply

sairon April 18 2013, 18:00:02 UTC
"Речь о вполне объективном моменте - перечитай начало Сильма: сотворение Арды ни с какой стороны не похоже на описание реального (в рамках текста) события. Оно описано как миф."

И что с того? Ветхий завет насквозь мифический, а вы не выступаете с "критикой художественного образа"... Или выступаете? Я запамятовала.

Reply

Миф и есть миф - образ мировосприятия, а не герой alterristika April 18 2013, 18:07:03 UTC
Ну правильно, Ветхий Завет и есть миф, и что? Это ты к чему?
Давай определимся, что мы, собсно, обсуждаем!

Бог Ветхого Завета и не является персонажем, даже в Книге Иова, в общем-то, а прочие места и ещё дальше от персонажности. Вот и толкиновский Эру так же, что и требовалось доказать.

Мы как раз и не критикуем Эру как художественный образ - его там нет, он отсутствует. Есть "анти-икона", то есть модель мироотношения, её-то мы и критикуем.

В Ветхом Завете таких моделей несколько, друг другу противоречащих - что логично, Книга писалась авторами разного мировоззрения. Был бы это богословский разговор - можно было бы их посравнивать, но в данном случае мы не совсем об этом.

У Толкина эта модель одна, в плане богословия он не слишком шизофреничен, хотя как богослов и как художник он сам с собою в разладе. О чём мы всё время и толкуем. А о чём говоришь ты?

Reply


Разговор с Иовом) sheol_superkomp April 18 2013, 18:45:43 UTC
"

Reply

Re: Разговор с Иовом) alterristika April 18 2013, 18:51:04 UTC
О, какая глубокая мысль!!!

Кавычки, вероятно, означают, что разговор с Иовом - это высокий миф?:)

Reply


Другая часть разговора с Иовом))) sheol_superkomp April 18 2013, 18:50:42 UTC
"Ты сотворил бегемота?"

"Нет..."

"Ну вот и молчи!"

так у нас говорят в таких случаях (с ударением на "ты"), отсылаясь на соответствующее место Книги Иова.

Reply

Re: Другая часть разговора с Иовом))) alterristika April 18 2013, 19:06:24 UTC
Разговор становится всё более и более содержательным:)))

Reply


Leave a comment

Up