Последние события в мире сделали вероятность такого конфликта довольно большой. Но обо всём по порядку.
Историю этого возможного конфликта нужно начать с прихода к власти в Турции премьер-министра Реджепа Эрдогана. Дело в том, что «Партии справедливости и развития», во главе которой стоит турецкий премьер-министр исповедует исламистские ценности. Естественно, публично она называет себя умеренно-исламистской партией исповедующей европейские ценности (на мой взгляд, сами понятия, несовместимы). В официальной программе партии вы не найдёте стремления к построению Исламского халифата и введению в стране Шариата. Но все действия проводимые партией, говорят об обратном. Одним словом, исламисты, они и есть исламисты, в какие бы одежды они не рядились.
Хочу так же напомнить, что среди турецких радикалов, сегодня довольно сильны идеи возрождения Османской империи. Если это соотнести с идеей создания Исламского Халифата - главной идеей исламистских движений, то можно сделать вывод, что Партии справедливости и развития Турции сделает всё что бы в будущем Исламском Халифате, именно, Турция играла ведущую роль, а не Иран. А для этого нужно срочно повышать свой авторитет в исламском мире. Чем Турция, с прошлого года, активно занялась.
Самым известным фактом, по повышению своего авторитета, была попытка прорыва, так называемой, «флотилии мира» в Сектор Газа 31 мая 2010 года. Как известно, это событие закончилось трагедией. Израильский спецназ силой захватил корабли с турецкими экипажами. В ходе акции, погибло 9 граждан Турции. После чего, разразился грандиозный дипломатический конфликт, итогом которого стал отзыв посла Турции из Израиля. В первой половине прошлого века, обычно, это был последний акт перед объявлением войны. Но, сейчас век 21-й, и сегодня это всего лишь значит резкое ухудшение отношений. Так бы этот факт и остался мало примечательным, если бы уже в 2011 году, Турция не сделала несколько шагов, которые бы максимально не приблизили к войне между Турцией и Израилем.
Первый шаг, это сближение с Египтом. Более того, Анкара и Каир готовятся заключить соглашение о военном и экономическом союзе, в ходе предстоящего визита премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в Египет, на будущей неделе. А это согласитесь уже серьёзно.
До этого, при президенте Египта Мубараке, Египет отметал такие предложения. Но после революции в Египте, как видим, принял. Не это ли контуры, будущего Исламского Халифата. Как минимум, уже две мощнейшие исламские страны решили выступать единым фронтом.
Ну а второй шаг Турция сделал буквально сегодня. Премьер-министр заявил, что все гражданские суда, направляющиеся с гуманитарной помощью для палестинцев в сектор Газа из Турции, будут сопровождать турецкие военные корабли. Ничего себе.
Для этой цели был даже разработан план Барбаросса. И это не шутка, это реальный план по переброске турецких кораблей в Средиземное море. И назван он в честь турецкого адмирала Хайр-ад-Дина Барбароссы. По этому плану из Черного и Мраморного морей в Средиземное и Эгейское, будут переведены дополнительно по два противолодочных фрегата и ракетных корвета, а также вспомогательные суда.
В минувшую субботу глава МИД Турции Ахмет Давутоглу объявил, что его страна намерена усилить свое военное присутствие в восточной акватории Средиземного моря "для защиты свободы судоходства". По словам Давутоглу, в восточной акватории Средиземного моря будут дежурить турецкие военные корабли, которые, помимо прочего, станут сопровождать суда флотилий, стремящихся "прорвать морскую блокаду сектора Газа".
В дополнение к этому 7 сентября из Турции были высланы израильские дипломаты рангом от второго секретаря и выше. Чем это не, явный, признак подготовки к будущей войне?
Что любопытно, милитаристские планы Турции не ограничиваются Только Израилем. В прошедший понедельник министр по контактам с ЕС в правительстве Турции Аджман Бакис объявил, что турецкие ВМФ не позволят республике Кипр заниматься поиском газа и нефти в Средиземном море. Угроза последовала в ответ на объявление компаний Noble Energy (США) и "Делек" (Израиль) о начале геологоразведочных работ в экономических водах Кипра.
Дело в том, что Турция не признает соглашений, подписанных Кипром с Израилем и Ливаном о границах экономических зон, утверждая, что они нарушают права непризнанной Турецкой республики Северный Кипр. Вслед за Бакисом угрозы в адрес Кипра озвучил и премьер Турции Эрдоган, отметивший, что турецкие боевые корабли будут направлены к границам Израиля и Кипра. А ведь Кипр, это, уже, страна Евросоюза. От сюда уже недалеко, и до конфликта с Европой.
Ну а теперь представим соотношение сил сторон в возможном конфликте между Турцией Египтом и Израилем.
Итак. Численность личного состава Вооружённых сил Турции, не считая резервистов, составляет 613 тысяч человек. Для отмобилизования в военное время может быть использован военно-обученный резерв численностью до 90 000 человек.
Бронетанковая техника в армии Турции представлена иностранными моделями и образцами собственного производства. Главной ударной силой в армии считаются танки. Согласно представленным Турцией в Регистр ООН данным, в ВС числилось 3363 танка (в том числе 339 танков Леопард 2А4, 392 Леопарда А1 различных модификаций и 1200 американских М60) по состоянию на 31.12.2007 года. Боевые бронированные машины представлены гусеничными БМП, гусеничными и колёсными БТР и машинами на их базе. По данным Регистра ООН, в СВ и жандармерии на конец 2007 года числилось 4625 ББМ. В ВВС нас интересуют прежде всего боевые ударные самолёты. По данным журнала Aviation Week & Space Technology в составе турецких ВВС насчитывается 411 самолётов, моделей F-4, F-5 и F-16 различных модификаций. Из систем ПВО на вооружен6ии Турции имеется 72 ЗРК средней дальности MIM-14 Nike-Hercules производства США и 84 ЗРК ближней дальности «Rapier» (Великобритания). ВМФ Турции имеют в своём составе 8 новейших фрегатов типа МЕКО (Германия), 8 фрегатов типа «Оливер Пери» (США), 3 фрегата типа «Нокс» (США), 6 корветов типа «D’Estienne d’Orves» (Франция) и 14 субмарин типа 209/1400 (Германия).
Египет в случае войны может выставить на сухопутные силы численностью - 316 тыс. чел. Кроме того, в резерве первой очереди насчитывается ещё 150 тыс. чел., а в резерве второй очереди - 300 тыс. чел. В составе Египетской армии имеется 3723 танка (среди которых 880 танков М1А1 Абрамс), и порядка 5000 бронетранспортёров различного назначения. Артиллерия Египта насчитывает порядка 500 САУ, 500 РСЗО, около 950 орудий и 2415 миномётов. Из противотанковых средств в Египте имеется порядка 4600 пусковых установок противотанковых управляемых ракет, более 500 107-мм безоткатных орудий В-11. ПВО у Египта, довольно, слабое, и состоит, в основном, из 2000 ПЗРК и 634 зенитных орудий.
Состав ВВС Египта довольно пёстрый. Из наиболее новых самолётов стоит отметить 208 самолётов F-16, американской и турецкой сборки. Самолётов устаревших моделей, таких как МиГ-21, Мираж и F-4 Фантом, у египетских ВВС насчитывается ещё 194 самолёта.
Египетский флот является крупнейшим в Африке и на Арабском Востоке. Основу флота составляют шесть американских фрегатов типа "О. Х. Пери" и "Нокс", которые прошли модернизацию и вооружены современным оружием и, несмотря на свой 20-29 летний возраст, являются достаточно грозным противником. Кроме этого в состав флота Египта входят 2 испанских фрегата УРОП тип Descibierta, 2 китайских фрегата УРОП тип Jianghu. Подводные лодки вряд ли могут составить конкуренцию израильским из-за своих виброакустических характеристик (построены они в 80-е гг, но по проекту 60-х гг), но после модернизации вполне способны представлять угрозу судоходству и береговым объектам. Легкие силы флота требуют обновления и новый проект ракетного катера, строящегося в США, может резко повысить их боеготовность. Обращает на себя внимание наличие мощных противолодочных и значительных минно-тральных сил.
Что же этой военной махине может противопоставить Израиль? Сухопутные силы Израиля насчитывают 175,500 тыс. чел, и имеют резерв в 445 тыс. чел. Бронетанковые силы Израиля насчитывают 3657 ОБТ (в том числе 1 681 «Меркава», 711 М60А1/3, более 100 Т-55, свыше 100 Т-62,111 «Магах-7», 561 М-48). Кроме этого у Израиля имеется около 10 420 БМП и БТР, 408 БРМ, 456 орудий буксируемой артиллерии калибров 105, 122, 130 и 155 мм, 960 СГ (105, 155, 175 и 203мм), 212 РСЗО, 4 132 миномета (2 000 52 мм, 1 358 81 мм, 652 120 мм, 122 160мм), 1 200 ПУ ПТУР, более 1 300 орудий ЗА, 1 250 ПЗРК.
Из состава ВВС Израиля для нас наибольший интерес представляют ударные самолёты. Их у Израиля немало. Это 89 F-15 и 374 F-16 различных модификаций. Всего 363 ударных самолёта. С ПВО у Израиля полный порядок. Численности установок мне найти неудалось. Но известно что среди них есть комплексы «Эрроу», «Хок» и «Патриот». А вот по ВМФ Израиль явно уступает даже каждой из стран в отдельности, не говоря уже по совокупным силам флота. Из серьёзных надводных кораблей в составе ВМФ Израиля имеется только три корвета типа «Саар 5». Им помогать будут 10 ракетных катеров типа «Саар 4,5». Которые с некоторой натяжкой, так же можно считать корветами. Кроме этого в составе ВМФ Израиля имеется 3 современных немецких субмарины типа «Дольфин». Согласитесь, не впечатляет.
Честно, говоря, глядя на соотношение сил в возможной войне, кому-либо, дать преимущество тяжело. С одной стороны, совокупные сухопутные армии союзников сильнее. Но это компенсируется, разобщённостью армий союзников и, однозначно, более высокой боеготовностью и обученностью Израильской армии. Кроме того, Турция не имеет общей границы с Израилем. Но думаю, что о пропуске своих войск с Сирией она договориться без проблем.
На море же, на мой взгляд, что Египет, что Турция имеют явное неоспоримое преимущество перед ВМФ Израиля, и тут израилетянам, придётся очень туго. Кроме того, союзника, вправе рассчитывать на помощь разнообразных арабских полупартизанских формирований, которые, собственно, войну против Израиля, ни когда и не прекращали.
PS. В эти дни, события вокруг возможной войны меняются практически каждый час. Пока писал статью пришла новость о том что министр иностранных дел Израиля Авигдор Либерман выдвинул план «адекватного ответа на агрессивную риторику Турции». Суть его заключается в том, что Либерман приказал МИДу «активизировать сотрудничество с историческими противниками турок», прежде всего с Арменией и курдскими сепаратистами. Вчера прошла экстренная встреча замглавы МИД Армении Армена Киракосяна с Пинхасом Авиви, бывшим послом Израиля в Турции, а ныне главой отдела стран СНГ и Восточной Европы в израильском внешнеполитическом ведомстве.
Хочу напомнить коллегам что у Армении есть военный союзный договор с Россией. И в случае, например, агрессии Турции против Армении, велика вероятность того что Россия за неё вступится. Кроме того, вероятнее всего, что если союз Израиля и Армении будет заключен, то к союзникам Турции присоединится Азербайджан, у которого давние территориальные споры с Арменией. Так что, возможно, мы можем стать свидетелями новой Русско-Турецкой войны. Вот такой вот клубочек намечается. Лично мне он напоминает дипломатию на кануне Первой Мировой.
Очень надеюсь, что эта война так и не произойдёт, и останется одной из наших нереализованных альтернатив. Хотя, именно сейчас, в это верится с трудом.