Настоящая проработка выполнена после появления в печати сообщений о планах проведения совместных работ по созданию перспективного транспортного экраноплана взлетной массой 5000
т с американской фирмой "Аэрокон".
Поскольку техническое задание на такой экраноплан в настоящее время отсутствует,
была поставлена задача определиться только с общей схемой аэрогидродинамической компоновки экраноплана и его основными характеристиками, не детализируя конструкцию под решение конкретных транспортных задач, но имея в виду удобство погрузки-разгрузки крупногабаритной техники и людей как внутрь экраноплана, так и на его внешнюю подвеску.
Основными задачами при выполнении проработки были:
- выбор достаточно проверенной и обработанной схемы АГДК,
позволяющей реализовать в максимальной степени преимущества экраноплана больших размеров и массы;
- обеспечение высокой амфибийности экраноплана при круглогодичной эксплуатации с возможностью выхода на необорудованный берег для выгрузки техники и схода с него;
- обеспечение максимальной эффективности силовой установки, позволяющей, с одной стороны уменьшить до разумного числе двигателей, а с другой - обеспечить высокие стартово-посадочные и амфибийные характеристики при высокой экономичности крейсерского полета.
Основной особенностью предлагаемой схемы экраноплана, его "Ноу-хау", является новая схема создания динамической воздушной подушки, позволяющая убрать в корпус двигатели стартовой силовой установки и одновременно повысить эффективность поддува за счет увеличения высоты подъема при уменьшении энергетических затрат.
К дополнительным достоинствам предлагаемой схемы поддува следует отнести:
- отсутствие мощного, вынесенного далеко вперед пилона, имеющего большое сопротивление, дестабилизирующий, изгибающий и центровочный моменты;
Глава 4. «ЭНЕРГИЯ» И «ТРИ БОГАТЫРЯ»
Основные этапы создания экранопланов
Так вот, «... основными этапами создания экранопланов явились:
1) 1942-1962 гг - получение экспериментальных данных, приведших к идее использования воздушного крыла, работающего вблизи поверхности (экрана), изучение физических принципов и особенностей, создание математических моделей, строительство и испытания первых самоходных моделей экранопланов;
2) 1962-965 гг - проектирование и постройка натурного экпериментального экраноплана «КМ» - до сих пор самого крупного по размерам и массе из всех построенных в мире экранопланов;
3) 1965-1979 гг - постройка и испытания экспериментальных экранопланов (всего было создано свыше десяти экранопланов взлетной массой от 1,5 до 500 тонн), работа по проектированию и строительству для ВМФ экранопланов различных назначений: «Орленок», «Лунь», «Коршун»;
4) 1980-1991 гг - работа по внедрению экранопланов первого поколения в эксплуатацию, опытно-конструкторские работы (ОКР) по созданию экранопланов второго поколения;
5) 1991 г - настоящее время - прекращение работ по экранопланам для Военно-Морского Флота в связи с конверсией, проработки вопросов использования созданного задела в коммерческих целях для создания гражданских экранопланов.
Полученный задел позволял ЦКБ по СПК вести разработку экранопланов различного назначения водоизмещением до 5000 тонн»
Однако, как показало время, этот потенциал реализовать не удалость, т.к. в России заказывать экранопланы было уже некому, а Америка, сняв пенки, замкнулась в себе, засекретив свои работы в этой области.
Это еще один пример нашей русской доверчивости и простоты, которые, воистину, хуже воровства.
Итак, в чем состояла цель нашего сотрудничества с НПО «Энергия»?
Цель - создание мобильного ракетно-космического комплекса (РКК) с использованием экранопланов.
Предполагаемые критерии эффективности комплекса.
1) Отсутствует необходимость создания дорогостоящих объектов для наземной подготовки.
2) Возможность осуществления посадки экраноплана практически в не оборудованных равнинных районах, в том числе и при отсутствии аэродрома.
3) Возможность проведения пуска из любого района, включая экваториальные районы.
4) Улучшение энергетических характеристик ракет-носителей (РН) за счет пуска с высоты 8-10 км.
Задачи совместной работы с НПО «Энергия»
Задачами совместной научно-исследовательской работы (НИР) были:
1. Определить принц принципиальную возможность использования экранопланов для создания мобильного ракетно-космического комплекса.
2. Определить возможные конструктивные схемы размещения комплекса ракет космического назначения (РКН) на экраноплане.
3. Определить предварительный конструктивный облик, технические характеристики экранопланов для создания мобильного РКК.
4. Определить этапность, стоимость и сроки создания экраноплана с указанием кооперации предполагаемых предприятий-соисполнителей.
5. Определить основные проблемные вопросы при создании экранопланов для мобильного РКК и предполагаемые пути их решения.
Технические требования к экранопланам, сформулированные в техническом задании, предусматривали четыре направления использования экранопланов для РКК.
Направление I
Использование экранопланов в составе воздушно-космического комплекса (ВКК). ВКК на базе экраноплана должен обеспечивать доставку РКН с прибрежной базы (например, в районе Владивостока) в нужную акваторию старта и проведение там пуска РКН на высоте 9-12 км и скорости 700-900 км/ч.
ВКК должен включать в себя:
- экраноплан-носитель,
- ракету космического назначения (РКН),
- контейнер с необходимым оборудованием для обеспечения заправки РКН и её пуска. Удаление района старта РКН от базы может составлять 3, 6, 9 и 12 тыс. километров.
Общая масса РКН и контейнера с оборудованием может быть 300, 500 и 900 тонн. В процессе транспортировки и подготовки к пуску должно обеспечиваться поддержание температурно-влажностного режима РКН и контейнера с оборудованием, а также их электропитание мощностью до 20 квт.
Начало заправки РКН - за 5 минут до её пуска.
Угол пуска РКН относительно горизонта не менее 25 градусов (проработать возможность увеличения угла пуска).
Отделение РКН от экраноплана - горячее, т.е. при работающих двигателях РКН. В процессе проработки рассмотреть также возможность холодного отделения РКН от экраноплана с последующим включением её двигателей.
Направление II
Использование экранопланов в составе мобильного ракетно-космического комплекса (МРКК).
МРКК на базе серии экранопланов обеспечивает доставку в нужный район старта (с выходом на пологий берег) РКН, необходимого наземного пускового оборудования, развертывание в этом районе стартовой позиции, подготовку и проведение пусков РКН.
Масса сухой РКН - 55 т, заправленной 450 тонн.
Масса транспортируемых модулей МРКК - 300, 500, 1000 тонн.
Удаление района старта РКН от основной базы МРКК может составлять 3, 6, 9 и 12 тыс. км.
Направление III
Использование экранопланов для перевозки негабаритных грузов - блоков РКН с заводов-изготовителей в Самаре и Москве на космодромы Плесецк и Байконур, а также в порты Санкт-Петербурга, Новороссийска, Северодвинска и Владивостока.
Характеристики грузов:
- один цилиндр, диаметр 8 м, длина 60-80 м, масса до 100 тонн;
- два цилиндра, диаметр 4 м, длина 40 м, масса по 50 т каждый;
- стартово-стыковочный блок (блок Я), габаритами 10x20x5,2 м, массой 150 т. При проведении проработок по экранопланам для указанных негабаритных грузов
должны быть рассмотрены варианты обеспечения как сезонной, так и круглогодичной транспортировки.
Направление IV
Использование экранопланов для доставки РКН «Энергия», «Энергия М» и других грузов с берегового технического комплекса на плавучую стартовую платформу в составе ракетно-космического комплекса морского базирования (РККМБ). Масса перевозимых РКН и других грузов до 600 тонн, а с учетом защитного кожуха (контейнера) - до 800 тонн.
Применительно ко всем направлениям использования экранопланов должен быть проработан вопрос необходимости создания масштабных моделей с учетом их возможного использования в рекламных и коммерческих целях для перевозки грузов. Определение облика экранопланов, их технических характеристик, а также схемы аэродинамической компоновки и геометрических размеров проводилось на основе многолетнего опыта, накопленного фирмой и автором.
Экранопланы-носители ракет. Схемы АГДК.
Из всего многообразия схем аэрогидродинамических компоновок (АГДК) экранопланов, разработанных и исследованных ранее, для экраноплана-носителя РКН была выбрана и принята за основу схема «составное крыло» с центропланом малого, X = 0,6, удлинения и V-образным хвостовым оперением.
Выбранная схема экраноплана позволяет:
- получить высокие значения аэродинамического качества в крейсерском полете у экрана;
- создать экраноплан взлетной массой до 5000 тонн;
- обеспечить создание динамической воздушной подушки (поддува под крыло) на режимах старта и посадки и на амфибийных режимах движения;.
- использовать в составе амфибийного взлетно-посадочного комплекса мягкие пневмобаллоны, устанавливаемые на боковых корпусах-скегах;
- обеспечить горячий старт РКН (старт с работающими двигателями) с борта экраноплана в полете за счет применения на экраноплане разнесенного V-образного хвостового оперения, не попадающего в струю РКН;
- обеспечить удобство размещения и погрузки-выгрузки РКН и других крупногабаритных грузов при перевозке их как на внешней подвеске, так и внутри экраноплана;
- обеспечить удобное размещение на борту экраноплана как собственного экипажа, так и персонала, обслуживающего пуски РКН;
- обеспечить полет экраноплана-носителя вне экрана на высоте до 12 км.
Для всех трех типоразмеров экраноплана, выбранных в данной проработке, была принята одна схема аэрогидродинамической компоновки.
Силовая установка
Силовая установка экранопланов состояла из главной и вспомогательной установок, а также систем, обеспечивающих работу главных и вспомогательных двигателей: топливной, воздушной систем, системы управления и контроля СУ.
Главная силовая установка
В составе главной силовой установки применены двухконтурные турбовентиляторные двигатели НК-44, предложенные Самарским ГНПП «Труд». Предприятие обладает 50 летним опытом работы по созданию и доводке авиационных двигателей большого ресурса, разработанных под руководством Генерального конструктора Кузнецова Н.Д., а также 25 летним опытом работ по созданию и совершенствованию модификаций двигателей для экранопланов «Орленок» и «Лунь».
Летные характеристики экранопланов определялись на основе результатов испытаний моделей экранопланов в аэродинамической трубе Сибирского Научно-исследовательского Института Авиации (СибНИА). Результаты модельных испытаний (аэродинамические коэффициенты) пересчитаны на натурные размеры каждого варианта с учетом имеющихся отличий в модели и натуре по принятой в авиации методике (РДК ЦАГИ, Руководство для конструкторов по проектированию самолетов, том I, книга 3, выпуск 2, 1978 г.)
Исходные поляры модели для пяти эксплуатационных высот полета у экрана, а также при полете вне экрана были пересчитаны на натуру.
....
При полете экраноплана вне экрана аэродинамическое качество резко падает и необходима работа всех двигателей, особенно в начале полета, когда масса экраноплана близка к максимальной.
Как правило, полет на большие высоты должен производится в конце горизонтального полета у экрана, после того, как будет израсходован основной запас топлива. Массы экранопланов при наборе высоты будут на 18-22% меньше максимальных взлетных масс.
После выполнения поставленной задачи на высоте, экраноплан производит снижение с углом наклона траектории не более 4° со скоростью 650-700 км/ч. Время снижения до экрана составит примерно 7 минут.
Общее расположение
Экраноплан включает в себя центроплан малого удлинения (к = 0,6), оборудованный закрылками, отклоняемыми на углы -10°, +20°.
По бокам центроплана расположены корпуса-скеги, оборудованные снизу эластичными пневмобаллонами, смягчающими удары при движении экраноплана по суше и по взволнованной водной поверхности на амфибийных и взлетно-посадочных режимах. В носовой части экраноплана, на корпусах-скегах установлены пилоны, на которых расположены двигатели главной силовой установки, оборудованные поворотными насадками, направляющими струи двигателей горизонтально на крейсерских режимах полета и наклонно под крыло - на взлетно-посадочных и амфибийных режимах.
Попадая под центроплан и консоли в пространство, ограниченное по бокам корпусами-скегами и концевыми шайбами, а сзади - отклоненными вниз закрылками, газы двигателей образуют под крылом зону повышенного давления - динамическую воздушную подушку, поднимающую экраноплан на определенную высоту и снижающую его сопротивление движению.
По бокам корпусов-скег установлены консоли составного крыла удлинением X = 3,5, оборудованные элерон-закрылками и концевыми шайбами. Концевые шайбы снизу, как и корпуса-скеги, снабжены эластичными пневмобаллонами. На внешних сторонах консолей составного крыла, на их верхней поверхности, перед закрылками, предусмотрена установка интерцепторов для путевого управления экранопланом.
В кормовых частях корпусов-скег установлены консоли раздельного V-образного хвостового оперения, оборудованного рулями высоты.
Запас топлива располагается в герметичных баках-кессонах консолей крыла, в районе центра масс по длине экраноплана.
В герметичных кессонах консолей хвостового оперения предусмотрены балластные топливные цистерны для обеспечения необходимой центровки экраноплана при полете без полезной нагрузки.
В корпусах-скегах предусмотрено размещение экипажа, оборудования и персонала для обслуживания пусков РКН.
В центроплане предусмотрено размещение крупногабаритного оборудования и полезной нагрузки. Основной способ размещения крупногабаритных грузов, предусмотренных техническим заданием, - на внешней подвеске.
Экраноплан № 1 взлетной массой 1100 тонн, может перевозить следующие грузы:
- блок «Ц» ракеты «Энергия», массой около 100 тонн, длиной 60 м, диаметром 8 м, размещается на верхней поверхности центроплана. По условиям обеспечения необходимого положения центра масс экраноплана (центровка) и с учетом расположения его главных двигателей, блок «Ц» целесообразно разместить так, как показано на рис. 65, т.е. носовой частью по направлению полета и со сдвигом в корму экраноплана.
На хвостовую часть блока «Ц» предусматривалась установка стекателя с целью снижения сопротивления в полете;
- ракету РКН-3 длиной 25 м, диаметром 3,9 м, с двумя контейнерами длиной по 22 м, диаметром 3,6 м, общая масса груза - 300 тонн. Ракета размещалась над контейнерами с ракетным топливом и пусковым оборудованием;
- два блока «А» РКН «Энергия», массой по 50 т, длиной по 40 м, диаметром 4 м. Блоки располагались на верхней поверхности центроплана, симметрично относительно диаметральной плоскости экраноплана, носовыми частями по направлению полета. На хвостовые оконечности блоков предусматривалась установка стекателей для уменьшения сопротивления в полете и защиты двигателей;
- стартово-стыковочный блок (блок «Я»), размерами 10x20x5,2 м, массой ~ 150 тонн.
Экраноплан № 2 взлетной массой 1900 т может перевозить грузы, перечисленные выше для экраноплана №1 и, кроме того, следующие грузы:
-ракету-носитель «Энергия-М» длиной 50 м, шириной 16 м, высотой ~ 8 м, массой вместе со стартово-стыковочным блоком, - 280 т. Ракета-носитель «Энергия-М» располагалась на верхней поверхности, в диаметральной плоскости, носовой частью по направлению полета экраноплана. На кормовую часть ракеты предусматривалась установка стекателя.
- ракету-носитель РКН-2 длиной 35 м, диаметром 3,9 м, с двумя контейнерами длиной по 30 метров, диаметром по 3,6 м, в которых располагается топливо для ракеты и оборудование для её запуска. Общая масса груза - около 500 тонн. Ракета-носитель устанавливалась над контейнерами с тем, чтобы обеспечить её прохождение над двигателями экраноплана при штатном и несанкционированном запуске. На носовых частях контейнеров предусматривались обтекатели, а на хвостовых частях контейнеров и ракеты должны быть установлены стекатели для снижения сопротивления при перевозке.
(
продолжение)
Если вам необходимо произвести
таможенное оформление какого-либо груза. То одной из самых опытных и надёжных компаний в этой области является компания «Юнитрейд». Сайт которой, вы найдёте по ссылке выше.
Тех из вас у кого есть торговые точки по торговле парфюмерией наверняка интересует
парфюмерия оптом. А точнее, уверен, вам будет полезно ознакомиться с предложением компании «Demiost Company Ukraine». Возможно, именно у этой фирме наилучший ассортимент и цены.
По этой ссылке -
http://blogozhizny.com/ вы найдёте «Новый блог о жизни». Как не трудно догадать в названии скрывается и тематика этого ресурса - обо всём самом насущном.