Экраноплан "Три Богатыря". Россия (окончание)

Dec 29, 2010 22:33


Предыдущий пост.






Направление I. Использование экранопланов в составе воздушно-космического комплекса (ВКК), который должен обеспечить доставку РКН с прибрежной базы (например, в районе Новороссийска или Владивостока) в нужный район старта и проведение там пуска РКН на высоте 9-12 км и скорости 700-900 км/ч.

Перед проведением операции доставки производится разведка и прокладка трассы, её навигационное обеспечение и расчеты дальности полета. При этом необходимо стремится, чтобы большая часть трассы проходила над морем, что обеспечит наибольшую дальность полета, т.к. полет будет происходить в экранном режиме.

Погрузка РКН и стыковка её с контейнером и экранопланом-носителем должна производится в береговой базе береговыми средствами. Затем экраноплан производит старт с воды с использованием поддува и совершает полет у экрана или вне его на высоте до 6000 м, в зависимости от дальности и характера местности ( море, горы, равнина).

Если район пуска РКН удален от района старта экраноплана на расстояние превышающее его дальность (4500-7000 км), то производится промежуточная заправка .

Промежуточная заправка экраноплана может производится на плаву с судна-заправщика или экраноплана-заправщика, или в полете - с самолета- или экраноплана-заправщика.

Последний способ заправки предпочтительнее по многим причинам и, в первую очередь, потому, что при заправке в полете у экрана, экраноплан может принять на борт значительно больше топлива, чем на плаву. Т.к. его полетная масса в значительно меньшей степени ограничена прочностью и тяговооруженностью, чем взлетная масса при старте с взволнованной водной поверхности.

В район пуска ракеты, который может находится как на море, так и на суше, экраноплан выходит, набирая заданную высоту на заключительном участке полета.

Под собственными двигателями экранопланы № 1 и №2 могут набирать потолок и обеспечить пуск на высоте 6000 м. Экраноплан №3 имеет потолок 5000 м.

При подработке ЖРД, установленными на контейнерах или на РКН, экранопланы могут совершать пуски с высоты до 12000 м.

Заправка РКН топливом, размещенным в контейнерах, производится на заключительном этапе набора высоты, за 5 минут до пуска.

Отделение РКН от экраноплана-носителя представляется целесообразным прорабо-тать в двух вариантах: горячее, т.е. с работающими двигателями РКН, и холодное, когда двигатели РКН запускаются после её отделения от экраноплана. Поскольку технически весьма сложно обеспечить угол тангажа экраноплана в 25° и больше, представляется целесообразным проработать поворот РКН в вертикальное положение в процессе разделения или после него. Поворот РКН в полете можно осуществить с помощью аэродинамических поверхностей (решетчатых крыльев), установленных на ней, или с помощью парашютной системы, отстреливаемой после запуска двигателей ракеты.

В обоих случаях должно быть исключено воздействие на экраноплан струй двигателей РКН и значительных продольных моментов, нарушающих балансировку и устойчивость полета экраноплана.

Пуск РКН при стоянке экраноплана на земле может быть осуществлен при условии, что суммарные массы и габариты РКН не будут превышать допустимых для данного типа экраноплана. Вероятно, будет возможен пуск на земле РКН-3 с экранопланов №2 и №3 и пуск РКН-2 с экраноплана №3. Возможен и вариант, когда устройство для вертикализации и пуска (например, РКН-1 с экраноплана №3) доставляется в район пуска другим экранопланом или транспортным средством.

Направление II. Использование экранопланов в составе мобильного ракетно-космического комплекса (МРКК), когда серией экранопланов обеспечивается доставка в нужный район с выходом на пологий берег, ракеты-носителя, необходимого наземного пускового оборудования, развертывание в этом районе стартовой позиции, подготовка и проведение пусков РКН. Для этого заранее разведывается и выбирается трасса полета, производится её навигационное обеспечение, определяются места промежуточных заправок экранопланов топливом и место выхода на берег. При этом начальными пунктами полета могут быть водные акватории или относительно ровные поверхности суши длиной 3-5 км (в том числе, покрытые льдом и снегом) вблизи заводов- изготовителей или вблизи берегового технического комплекса.

Конечные пункты полета в приэкваториальной зоне должны иметь водную акваторию длиной 3-5 км для посадки экранопланов и разведанный участок для выхода на берег. Участок должен иметь уклон не более 5° и не иметь острых скалистых включений, способных повредить эластичные пневмобаллоны экранопланов. Наилучший тип грунта на участке выхода - суглинок, глина, супесчаник.

Предложенные три типоразмера экранопланов массой 1100, 1900, и 3500 тонн обеспечат решение поставленной задачи: круглогодичную перевозку модулей массой 300, 500, и 1000 т от основной базы МРКК в район старта, удаленный на расстояние до 12000 км с промежуточной заправкой.

Направление III. Использование экранопланов для круглогодичной перевозки грузов - блоков РКН с заводов - изготовителей в Самаре и Москве на космодромы Плесецк и Байконур, а также в порты Санкт-Петербурга, Новороссийска, Северодвинска и Владивостока. Посадка и взлет экранопланов в районе завода-изготовителя в Самаре могут производится: летом - на акватории Куйбышевского водохранилища, а зимой - в прилегающих к Самаре степях.

Взлет и посадка экранопланов в районах морских портов может производится на воду. Посадка экраноплана в районе космодрома Байконур должна производится на разведанном, достаточно ровном участке прилегающей к космодрому степи, длиной 3-5 км, как зимой, так и летом.

Основные трассы экранопланов в данном случае использования будут проходить над сушей на высоте 4-5 км. Средняя длина трасс составит 2000 км, исключая трассу Самара - Владивосток.

Направление IV. Использование экранопланов для доставки РКН (Энергия», «Энергия-М»), и других грузов с берегового технического комплекса, например, в Новороссийске или Владивостоке, на плавучую стартовую платформу в составе ракетно-космического комплекса морского базирования (РКК МБ) будет включать погрузку РКН на экраноплан средствами берегового технического комплекса (типа козловых кранов), раскрепление на экраноплане, доставку на плавучую платформу, и разгрузку средствами, установленными на платформе.

Большая часть трассы будет проходить над морем в режиме экранного полета.

При доставке РКН с берегового технического комплекса, расположенного, например, в Новороссийске, на плавучую стартовую платформу, расположенную в экваториальной зоне Индийского океана, длина трассы полета составит 5500-6000 км, из которых 3300-4000 км будут проходить над морем в режиме экранного полета.

Время полета в этом случае составит 8-10 часов. Потребуется одна промежуточная заправка в районе Персидского залива.

Были высказаны следующие соображения по возможному использованию предложенных экранопланов в «народном хозяйстве»

Транспортные задачи:

- перевозка крупногабаритных химических реакторов, нефтехимического оборудования высокой степени готовности с заводов-изготовителей в районы их монтажа и установки, в том числе, доставка крупногабаритного нефтяного оборудования в места строительства нефтяных платформ на морском шельфе;

- доставка свежей рыбы из удаленных районов лова на рыбные комбинаты.

Аварийно-спасательные задачи:

- спасение экипажей и пассажиров морских судов, терпящих бедствие в удаленных районах мирового океана;

- оказание срочной гуманитарной помощи, включая доставку медикаментов, продуктов питания, спасательных средств и сборного временного жилья в районы крупных стихийных и экологических бедствий;

- локализация разлива и сбор нефти с поверхности моря.

Удобный случай

Работа с НПО «Энергия» по изучению возможности и целесообразности использования крупных экранопланов для создания ракетно-космического комплекса мобильного базирования явилась удобным случаем для того, чтобы оценить эффективность использования вихрей для создания стартово-посадочного модуля такого экраноплана. По тому же техническому заданию, по которому, выполнялась проработка «трех богатырей», была выполнена проработка четвертого экраноплана массой 5000 т с вихревым поддувом.

Боковые скеги экраноплана, они же - концевые шайбы центроплана крыла, они же -корпуса для размещения экипажа и оборудования, включали в себя, в своей центральной части, вихревые трубы. Вблизи этих труб, в центроплане, располагались шесть стартовых двухконтурных турбовентиляторных двигателей НК-44 тягой по 40 т. Выхлопные газы и сжатый воздух от обоих контуров этих двигателей направлялись в сопла вихревых труб через систему эжекторных смесителей. Эжектирование воздуха предусматривалось с целью увеличения расхода и снижения температуры подаваемой в вихревые трубы газовоздушной смеси. Полное давление этой смеси должно превышать давление в воздушной подушке - удельную нагрузку на центроплан.

Стартовые двигатели и камеры смешения эжекторов были убраны в центроплан, и имели индивидуальные воздухозаборники, закрывающиеся в полете и открывающиеся на старте и посадке.

На рисунке этот стартовый комплекс не показан, т.к. рисунок предназначался для предварительных контактов с потенциальными заказчиками и имел целью сохранить ноу-хау.

Плавучесть экраноплана предусматривалось обеспечить за счет водоизмещения центроплана. Скеги в её создании почти не участвовали, за исключением глиссирующих оконечностей.

Даже при визуальном сравнении двух экранопланов водоизмещением 5000 и 3500 тонн, видно, что сопротивление их должно существенно отличаться в пользу первого, не говоря уже о качестве поддува.

Расположение маршевых двигателей на консолях крыла, сверху, обеспечивало разгрузку консолей от изгибающих моментов в полете и позволяло организовать обдув верхней дужки консолей с целью увеличения коэффициента подъёмной силы на старте и посадке, аналогично самолетам АН-72 и АН-74.

В целом эта компоновка была более лаконичной с точки зрения аэродинамики, и имела меньшие изгибающие моменты на корпусах-скегах, чем моменты от разнесенных на пилоны масс двигателей. Т.к. в ней стартовые двигатели были расположены внутри центроплана так, что создаваемые ими массовые силы разгружали центроплан, а не нагружали его через пилоны и корпуса-скеги, как у экранопланов № № 1-3.

Аэродинамическое качество в полете, без учета положительного влияния боковых вихрей, у экраноплана с вихревым поддувом было равно 20,3 против 16,5 у экраноплана № 3 при одинаковой целевой нагрузке, расположенной в центроплане, что обеспечивало на 22% большую дальность.

Воздухозаборники стартовых двигателей и эжекторов, расположенные на верхней поверхности центроплана, отсасывали бы с неё воздух, увеличивая разрежение, и, тем самым, увеличивая подъёмную силу на переходных и стартово-посадочных режимах. Отсос пограничного слоя, происходящий при работе двигателей, способствует затягиванию режима ламинарного обтекания центроплана на большие углы и скорости .

Расположение элерон-закрылков и интерцепторов на концах консолей большего размаха у экраноплана № 4 способствует повышению путевой устойчивости и управляемости, в том числе, по крену по сравнению с экранопланами №№ 1-3.

Освобождение корпусов-скег от пилонов с двигателями улучшало обзор из кабин экипажа.

Однако, одним из главных преимуществ аэрогидродинамической компоновки (АГДК) экраноплана № 4, кроме повышения аэродинамического качества, было устранение дестабилизирующего действия пилонов большой площади, расположенных на экранопланах №№ 1-3 далеко впереди центра масс, что требовало значительного увеличения площади горизонтального оперения.

Другим преимуществом было, как уже сказано, снятие продольных изгибающих и крутящих моментов от разнесенных масс двигателей и пилонов.

Улучшалась центровка экраноплана и его управляемость и устранялась необходимость перекачки топлива в корму (в оперение) при полетах порожнем.

Вот этот-то экраноплан № 4 и предлагался 5 января 1993 года Генеральному директору ЦКБ по СПК Чубикову Б.В. как основа для совместной с американцами разработки военно-транспортного экраноплана. Дальнейшие события читателю уже известны. Последовал приказ с выговором и угрозой увольнения.

Однако, публикации в зарубежной печати об экранопланах, инициируемые руководством ЦКБ, продолжались, а письма американцев ко мне оставались без ответа.

Верите ли вы в то что стоматология может быть вообще без боли? Нет? Тогда читайте отзывы о лечении зубов в Санкт-Петербургской клинике «СТОММ».

Мир Людей - это сайт на тему жизни общества и людей в этом мире. Деятельность человека, здоровье людей, психология, проблемы, семья, отношения, работа, отдых и много другого. Всё это темы этого сайта. Так что заходите, это ваш веб ресурсе.

Если вы являетесь поклонником Фёдора Емельяненко то вас наверняка заинтересует футболка емельяненко. А точнее, возможность её купить. Именно это вы сможете сделать на сайте ссылку на который я выложил выше.



экраноплан

Previous post Next post
Up