В связи с тем, что Роберт Олтмен - режиссер-антимифотворец - наснимал много за 40 лет, в
ТОП-10 невозможно вместить все достойные его ленты. В любом случае, некоторые любимые и просто симпатичные фильмы остаются "за бортом" моих обзоров, и данный пост - попытка немного восстановить справедливость. Но прежде всего я хочу обратить внимание не на классические работы, которые более-менее известны и часто мелькают в разного рода киносписках ("Баффало Билл и индейцы", "3 женщины", "МакКейб и миссис Миллер", "Видения", "Канзас-Сити"), а на "скрытые шедевры", незаслуженно обделенные вниманием современных кинолюбителей. Это фильмы, которым не повезло остаться в тени классики Олтмена, хотя сами по себе они очень хороши. Кто знает, может, через 10-20 лет что-то из этого станет культовым.
1969 / Холодным днем в парке / That Cold Day in the Park
В прошлый раз мы говорили о том, что Олтмен переворачивает наизнанку популярные в США киножанры. Здесь он ломает формы жанра сентиментальной мелодрамы. Начинается действие приятно, интригующе, но потом начинается нечто похожее на триллер. Восприятие фильма может полностью измениться в последние минуты - Олтмен, как мы уже заметили, любит этот трюк. "Холодным днем в парке" только недавно
появился в русском переводе, поэтому фильм должен со временем получить признание у нас - так было бы справедливо.
1970 / Брюстер МакКлауд / Brewster McCloud
Странная, но достаточно остроумная комедия о парне, который вообразил себя Икаром и сконструировал себе крылья. Казалось бы, фильм имел все шансы стать культовым, но, видимо, оказался в тени "МЭШа", который вышел на год раньше. В стилистике у этих лент есть что-то общее...
1974 / Воры как мы / Thieves Like Us
Роберт Олтмен реконструирует очередной любимый американскими зрителями жанр - криминально-романтическую драму. Режиссер позволяет нам симпатизировать героям несмотря на то, что они в общем-то бандиты. Кино одновременно грустное и забавное. Одна из лучших ролей любимой актрисы режиссера Шелли Дювалл.
1983 / Неудачники / Streamers
Лучший фильм Олтмена из снятых в 80-е (если не считать "Винсент и Тео" 90-го года). Новой "жертвой" режиссера стал жанр армейской драмы. Он отказывается от показа жестокости армейского быта и физических нагрузок, но оставляет жестокость морального подавления. Напряжение обостряется предстоящей отправкой солдат на войну во Вьетнаме. Действие происходит в одном помещении (казарме) с небольшим количеством персонажей, поэтому фильм многим покажется скучным. Но для ценителей тонкого психологического кино это действительно "скрытый шедевр".
2003 / Труппа / The Company
Низкие оценки этого фильма, возможно, обусловлены балетной тематикой: считается, что кино про балет - на любителя. Кроме того, невольно сравниваешь "Труппу" с "Черным лебедем" (вышел на 7 лет позже). Драма Аронофски, конечно, зрелищнее, напряженнее, тогда как "Труппа" кажется обычным фильмом про танцы. Допускаю, что это далеко не шедевр, но мне показалось, что Олтмен, сам того не ожидая, создал один из лучших своих психологических фильмов с фирменной втягивающей атмосферой. Не обязательно любить балет, чтобы получить удовольствие от "Труппы".
Мой личный ТОП-5 Роберта Олтмена
1. Госфорд Парк
2. Винсент и Тео
3. Холодным днем в парке
4. 3 женщины
5. МакКейб и миссис Миллер