Надо бы поговорить и об Олтмене, которого С.Кудрявцев
kinanet называет "разрушителем канонов" и "лучшим американским режиссером 70-х". Тем более его фильмография освоена мною еще прошлом году. Режиссер, безусловно, уникальный, предлагающий зрителю "свое кино". Олтмен - автор более 40 работ для кинотеатров и телевидения, эпизодов из различных сериалов и альманахов. Режиссер, как видно плодовитый, но, к сожалению, неровный. Осваивать абсолютно всю фильмографию стоит только самым большим любителям Роберта. Тем же, кто просто хочет расширит свой кинокругозор, я думаю, хватит этих 10 работ.
Что привлекает в творчестве Олтмена - это непредсказуемость того, как вы воспримите тот или иной его фильм. Это тот случай, когда бессмысленно читать отзывы и рецензии перед просмотром. Советую делать это после, чтобы лучше разобраться в том, что же ЭТО было? Олтмен понравится зрителям, обладающим в какой-либо степени энтузиазмом исследователя - которым, образно выражаясь, нравится копаться в пустой руде, чтобы однажды найти крупицу золота. Из 10, допустим, фильмов Олтмена 8 могут оказаться "пустой рудой", но 2 других окажутся настоящими шедеврами. Причем, предсказать, какие именно фильмы лично для вас окажутся шедеврами, очень сложно. Это может быть общепризнанная классика типа "Нэшвилла" или пока что малоизвестная драма "Холодным днем в парке" (раздача на Рутрекере появилась только в начале этого года).
Самое популярное слово в критических отзывах - это "занудный". В занудстве при желании можно обвинить любой фильм Олтмена. Этот режиссер предлагает ритм действия и способ обращения с сюжетом, непривычные для зрителей, выросших на традиционном кино с голливудскими шаблонами. Другими словами, образ киновосприятия условно усредненного зрителя с большим трудом сочетается с системой методов Олтмена. Роберт Олтмен жестоко обращается с популярными жанрами (вестерн, мюзикл, детектив, комедия), пренебрегая канонами и выстраивая "с нуля" собственную жанровую систему. Зачастую большой хронометраж еще больше затрудняет восприятие. В стиль Олтмена нужно "въехать" - в этом случае вы получите большое киноманское удовольствие.
В данном списке представлены 10 фильмов Роберта Олтмена, которые пользуются наибольшей востребованностью у современных кинолюбителей. В качестве критерием отбора и ранжирования я использовать статистику пользователей таких крупных ресурсов, как Кинопоиск, Рутрекер, IMDB. Примечательно, в ТОПе напрочь отсутствуют 80-е годы - очевидно, самый неудачный период для Олтмена. Немного удивило преобладание 90-х и 2000-х при том, что лучшими для Олтмена были 70-е. О чем это говорит? О том, что интерес к его фильмам сохранялся у массового зрителя вплоть до самой его смерти.
10. 1973 / Долгое прощание / The Long Goodbye
В критике этот фильм называют "антинуаром": Олтмен бесцеремонно разломал каноны жанра нуар и сотворил что-то своё, оригинальное, что внешне напоминает детектив, но как детектив не воспринимается. "Долгое прощание" отличается сложной сюжетной структурой и специфической атмосферой, в которую опять же нужно "въехать", чтобы получить удовольствие от фильма.
9. 1990 / Винсент и Тео / Vincent & Theo
На мой взгляд, один из лучших фильмов о художниках. Он создан в промежуточный период Олтмена: застойные 80-е заканчиваются, впереди - "второе дыхание" 90-х. Здесь блистает великолепный Тим Рот в роли Винсента ван Гога. "Тим Рот в поле подсолнухов может не восхитить только того, у кого сердца нет и чувство прекрасного отсутствует как класс", -
отмечает beauty-spirit. Хотя полноправным главным героем является и его брат Тео. Лично у меня фильм очень хорошо пошел и входит в число моих любимых у Олтмена.
8. 1975 / Нэшвилл / Nashville
Один из первых типично олтменовских фильмов с обилием персонажей и почти полным отсутствием сюжета (редкий случай, когда главные герои отсутствуют как класс). "Нэшвилл" можно рассматривать как серию эскизов об американской жизни в провинции. Центральное место занимает кантри - любители этого музыкального стиля наверняка знают о фильме. Если кантри - не ваш стиль, то предсказать вашу реакцию на фильм опять же очень сложно. Может зайти, может не зайти. Интересную деталь
подмечает philip-marlow: "Показалось даже, что Олтмен стебётся над кантри, в особенности над текстами, но к концу как бы сам проникается чуть ли не до слёз".
7. 2006 / Компаньоны / A Prairie Home Companion
Буквально предсмертный фильм Роберта Олтмена, на съемках умирающему режиссеру помогал его верный ученик-последователь Пол Томас Андерсон. Здесь опять в центре всего - музыка кантри. Сюжет, конечно, снова прослеживается с трудом. Сложно критиковать эту ленту, учитывая состояние Олтмена, но все-таки это далеко не шедевр. "Компаньонов" нужно смотреть в определенном настроении, иначе вас ждут полтора часа скуки.
6. 1994 / Высокая мода / Prêt-à-Porter
Еще одна киномозаика Олтмена, для которой характерно многое вышесказанное: запутанный сюжет, галерея интереснейших персонажей, разрушение канонов жанра. Неудивительно, что "Высокая мода" раздражает тех, кто привык к традиционной подаче истории в кино. Правда, последняя сцена может перевернуть восприятие фильма. В "Высокой моде" Олтмен разоблачает мир моды, делает это тонко, продуманно, изящно. Ироничное интеллектуальное кино.
5. 1993 / Короткий монтаж / Short Cuts
Сложная и тщательно продуманная киномозаика, вдохновившая П.Т.Андерсона на создание "Магнолии". Три часа наблюдений за "калейдоскопом лиц и событий" (С.Кудрявцев) пролетают незаметно (хотя - у кого как). Главный приз (Золотой Лев) кинофестиваля в Венеции. Это уже классика!
4. 1992 / Игрок / The Player
Здесь жжет еще один великолепный актер - Тим Роббинс, за два года до "Побега из Шоушенка". И какая из этих его ролей лучше - вопрос спорный. "Игрок" - черная комедия о голливудских нравах. Было бы странно, если бы Олтмен не снял фильм на эту тему. Своего рода программный фильм Олтмена, вполне в его стиле. Почему он забрался так высоко в ТОПе, обогнав, например, более виртуозный "Короткий монтаж" того же периода? "Игрок" более прост для восприятия и держит в напряжении благодаря "хичкоковской" криминальной линией.
3. 2000 / Доктор «Т» и его женщины / Dr. T and the Women
Вот это уже удивительно: у массового зрителя этот фильм более востребован, чем почти вся олтменовская классика. Парадоксально: в общем, все признают, что это - не шедевр (низкие оценки на кинопорталах о многом говорят). А если говорить прямо, фильм просто неудачный. Но, видимо, народ так сильно цепляется за тему взаимоотношений мужчин и женщин, что готов терпеть тягомотное действие. Ну и поклонники Ричарда Гира внесли свой вклад.
2. 1969 / Военно-полевой госпиталь М.Э.Ш. / MASH
Культовая антивоенная комедия, получившая главную награду Каннского фестиваля. Фирменный стиль Олтмена здесь еще не так сложен для восприятия, правда, его специфический юмор не всем будет понятен. "МЭШ" - хороший вариант для первого знакомства с творчеством Олтмена. Если понравится, можно смело погружаться в его мозаичный стиль.
1. 2001 / Госфорд парк / Gosford Park
Абсолютное первое место: по всем критериям "Госфорд Парк" оказался выше всех. Да и у меня он входит в мой личный
ТОП-100, единенственный из всех фильмов Олтмена. "Госфорд Парк" - фильм про английских аристократов и прислугу, быт и атмосфера классического британского поместья переданы мастерски. Главное достоинства "Госфорд парка" - это сценарий (премия Оскар в соответствующей номинации). В нем потрясающе все продумано, кажется, даже больше, чем в "Коротком монтаже". Кроме того, в нем заметно больше художественного разнообразия, что делает фильм интересным не только для поклонников режиссера.