"Аномализа" (2015). Любовь как аномалия

Jan 18, 2020 16:21

Для тематической кинорулетки "Мультфильмы для взрослых".

Майкл Стоун - крупнейший эксперт в сфере потребления и клиентского обслуживания, в своих работах и лекциях он подчеркивает индивидуальность каждого клиента, которую необходимо всячески учитывать. Но вот парадокс, в мире Майкла Стоуна нет индивидуальностей, окружающие его люди имеют одинаковые лица и голоса, а половую принадлежность можно определить по прическам и одежде. На первый взгляд, Майкл Стоун - герой шизофренической антиутопии, чем-то напоминающей "Бразилию" Терри Гиллиама, но нет, в мультфильме показан вполне обычный мир, а "глюки" главного героя - это следствие его особенного психического расстройства.



В мультфильме есть несколько отсылок на так называемый Симптом Фреголи: "Фреголи" - так называется гостиница в Цинциннати, в которой поселился Майкл Стоун; режиссер Чарли Кауфман написал пьесу "Аномализа" под псевдонимом Фрэнсис Фреголи. Симптомом Фреголи называют разновидность бреда преследования, когда больному кажется, что окружающие люди являются одним и тем же человеком, который каким-то хитрым образом меняет внешность. То, чем страдает Стоун, можно назвать легким вариантом Симптома Фреголи - мания преследования его не беспокоит, герой осознает, что его окружают разные люди, просто выглядят они одинаково (не считая одежды и прически). Его нельзя назвать конкретно "больным", шизофренические видения иногда посещают его лишь во сне.



В период, когда происходит история "Аномализы", герой переживает кризис среднего возраста, осложненный тем самым симптомом. Люди, включая членов семьи, не вызывают никаких эмоций, воспринимаются как роботы-клоны. В общем, всё достало, депрессия и т.п. К счастью, Чарли Кауфман уверенно перешагивает тему КСВ, о которой и так уже тысячи раз писали и снимали. Если мультфильм не о КСВ, то о чем? Всё просто - о любви. Можно даже расширить формулировку: о природе зарождения любви.



Любовь у Майкла Стоуна возникает, когда он встречает девушку (точнее, он сначала слышит ее голос), которая выглядит иначе. Не так, как все эти осточертевшие двойники. И голос у нее другой. Стоун моментально в нее влюбляется, несмотря на то, что девушка сама по себе не такая уж красавица, да еще закомплексованная, но того факта, что на нее почему-то не распространяется психическое расстройство героя, достаточно для стремительного возникновения чувств. На мой взгляд, Кауфман точно уловил суть о том, что люди по-настоящему влюбляются не в нечто красивое или дорогое, а в нечто исключительное. В мультфильме используется другое слово - "аномальное" (отсюда и Аномализа, аномальная Лиза).



Самый частый вопрос, которым задаются рецензенты: почему режиссер решил снять мультфильм, а не игровой фильм? Я думаю, ответ кроется в технической и художественной плоскостях. Во-первых, чтобы снять такое огромное количество двойников с участием живых актеров, придется использовать компьютерные спецэффекты, и получился бы опять же мультик по сути. Во-вторых, полнометражный кукольный мультфильм про любовь и депрессию - смелый творческий эксперимент. Любой художник имеет право позволить себе такое. Почему бы и нет? Представьте себе игровой фильм "Аномализа" - мне кажется, скорее всего бы вышла скучная муть. Сама природа кукольной анимации (есть гипотеза, что ожившие куклы воздействуют на подсознание зрителя, вызывая тревожные ощущения, потому что куклы в реальном мире не должны двигаться сами по себе) придает "Аномализе" неповторимое настроение, пускай чуть шизофреническое, но в итоге делающее нас мудрее.

Моя оценка: 7/10
Previous post Next post
Up