Основная часть проекта "
Мастера короткометражной анимации" завершена, всего вышло 100 выпусков. Множество режиссеров по разным причинам не стали героями цикла моих заметок, им будут посвящены спецвыпуски, которые будут периодически выходить в формате "режиссер: короткая заметка + 1 мультфильм".
Мишель Корнье (р. 1943), Канада.
Родилась в Канаде, обучалась изобразительным искусствам в Лондоне в 60-х годах - это были "свингующие шестидесятые", Мишель впитывала в себя тогдашние модные творческие течения, включая поп-арт, занималась различными творческими проектами. В 70-е годы возвращается в Канаду, там снимает независимые экспериментальные короткометражки. Аниматорскую известность получает в 90-е годы, работает на студии Narional Film board of Canada, на которой и по сей день создает свои мультфильмы. В конце 90-х сложился фирменный анимационный стиль Мишель Корнье - рисование черными чернилами на белой бумаге.
Шляпа / Le chapeau (1999)
"Чернильный" стиль Мишель Корнье создает ощущение текучести, интимности. Изображение пропитано женской сексуальностью - собственно, именно эта тема является ключевой для Корнье. Мишель затрагивает очень сложные, деликатные моменты, связанные с развитием, раскрытием женской сексуальности, ее грубым использованием и подавлением (например, в ортодоксальных религиозных обществах). "Шляпа" - очень откровенный мультфильм, на грани порнографии. Затрагиваются темы инцеста, педофилии. Болезненный и в то же время завораживающий мультфильм.
Смотреть на Youtube.
Лутц Даммбек (р. 1948), Германия.
Закончил Академию изобразительных искусств в Лейпциге, где изучал книжный дизайн, затем освоил и дизайн кинопостеров. Лутцу не повезло родиться в восточной части Германии (ГДР), в которой с творческой свободой было сложнее, чем у западных соседей. Смелые экспериментальные проекты художника, который стремился синтезировать в своих произведениях несколько видов искусств, не находили понимания у властей. Даммбеку приходилось ощущать не себе давление цензуры до переезда в северогерманский город Гамбург на территории ФРГ. Анимация - лишь одно из направлений творческой деятельности Лутца Даммбека, свои мультфильмы он снимал на ГДРовской студии DEFA. Мультфильмы Даммбека - мрачные сюрреалистические притчи о судьбе художника, о попытках обретения творческой свободы в застойном обществе.
Прилив / Die Flut (1986)
"Прилив" - постапокалиптическая сюрреалистическая притча. Здесь два персонажа - два человека, оказавшиеся на острове, который вот-вот будет затоплен приливом. Чтобы спастись, решают построить судно из всякого мусора, в котором узнаются остатки былой человеческой цивилизации. Один из персонажей берет на себя процесс создания судна - это как бы Художник, чье Творение поможет человечеству спастись. Второй просто сидит и наблюдает - это Обыватель. История заканчивается тем, что первый так и не смог выжить, а второй благополучно уплывает. В этой притче можно увидеть намеки на жертвенность художника и искусства, а также на жестокость и неблагодарность массовой публики, которая и не осознает, от кого зависит ее выживание.
Смотреть Вконтакте.
Агамурад Аманов (1960-2008), Туркмения / Россия.
Художник с печальной судьбой. Выпускник Туркменского государственного художественного училища, переехал в Москву, где работал дворником и выставлял свои картины на Арбате вместе с другими художниками. После обучения на Высших курсах сценаристов и режиссеров начинает анимационную карьеру. В 1990-х - в начале 2000-х успел снять несколько мультфильмов - очень трогательных, сентиментальных. Некоторые основаны на личном опыте жизни в Москве - Аманов с любовью изображает город в своих работах. В 2008 год случился инфаркт... Друзья-аниматоры писали про Агамурада Аманова в своих ЖЖ-блогах.
Михаил Тумеля называл Аманова "трогательным искренним человеком со смешным акцентом, попадавшим в странные истории и делавшим простодушные добрые мультфильмы".
Михаил Алдашин рассказывает: "Рисовали с ним вместе портреты на улице. Я ночевал у него иногда, в сыроватой квартирке с провалившимися полами, на первом этаже. На стенах висели коричневые картины про его родину, Туркмению".
Тузик (2001)
"Тузик" - сентиментальная история из московской жизни про уличного попрошайку и его пса по кличке Тузик. Мультфильм выполнен в редкой и сложной технике - рисование масляными красками по стеклу. Действие происходит возле подземного перехода, где всегда ходят туда-сюда толпы людей. В фильме много персонажей-москвичей, которых мы наблюдаем глазами пса. Несколько сценок, жестоких и романтичных, и трогающий до слез финал.
Смотреть на Youtube.
Дэвид Хэнд (1900-1986), США.
Дэвид Хэнд пришел на студию Уолта Диснея ровно в день своего 30-летия. В 1930-е годы стал одним из основных диснеевских режиссеров - тогда студия снимала очень много короткометражек, отрабатывая приемы для будущих полнометражных шедевров. Режиссерский дебют Дэвида Хэнда на Disney состоялся в 1933 году - это был один из мультиков в цикле про Микки Мауса. В дальнейшем Дэвид Хэнд режиссировал мультфильмы для цикла "Silly Symphonies", про Микки Мауса и его друзей. Коллеги отмечали "слишком механический стиль" Хэнда. Пожалуй, действительно, в команде Уолта Диснея были чуть более талантливые аниматоры - например,
Уилфред Джексон. Зато Дэвид Хэнд отличался хорошими организационными способностями, благодаря которым в конце 30-х стал "правой рукой" босса студии. В 1944 году Хэнд получает заманчивое предложение из Великобритании и уходит из студии. Однако затея оказалась безуспешной.
Три котенка беспризорника / Three Orphan Kittens (1935)
Единственная премия "Оскар", заработанная Дэвидом Хэндом в качестве режиссера - это миленький мультик про котят "Three Orphan Kittens", одна из самых известных "глупеньких симфоний". "Три котенка беспризорника" - никогда не устареющая диснеевская классика, которую с интересом будут смотреть дети даже в далеком будущем. Мультфильм начинается с сентиментальной сцены с замерзающими на морозе котятами, которым удается пробраться с теплый и уютный дом. Дальше котята устраивают в доме погром, и лишь благодаря умилению дочки хозяев избегают участи вновь оказаться в сугробе.
Смотреть на Youtube.
Вольфганг и Кристоф Лауэнштайны (р. 1962), Германия.
Братья-близнецы Лауэнштайны специализируются на кукольной и 3D-анимации, работают в собственной студии в Гамбурге, снимают, в основном, рекламные ролики для таких известных компаний, как Кока-Кола, Фуджифильм, Найк. Кроме того братья сняли пугающий кукольный анимационный эпизод -
ночной кошмар девочки - для фильма "Запределье" Тарсема Сингха. Сейчас братья работают над несколькими проектами полнометражных 3D-мультфильмов.
Равновесие / Balance (1989)
Братья-аниматоры прославились благодаря своему короткометражному мультфильму, который получил премию "Оскар" в 1990 году. "Равновесие" - оригинальная, математически выверенная притча о взаимном влиянии людей. Пять персонажей-человечков находятся на платформе, подвешенной в пространстве. Если кто-то из них делает движение, платформа меняет свое положение, угрожая сбросить всех своих обителей в бездну. Человечкам приходится крайне внимательно и осторожно выверять каждый свой шаг, чтобы не нарушить хрупкий баланс их маленького мира. Конфликт в мультфильме возникает на почве конкуренции, желании одних людей обладать бóльшим количеством ресурсов (свободы), чем другие. В итоге равновесие нарушается и кто-то неизбежно упадет в бездну. "Balance" - одна из самых поразительных мультипликационных притч, которая заслуженно входит в различные списки лучших мультфильмов в истории.
Смотреть на Youtube.
Электронная книга "Мастера короткометражной анимации" (
подробнее здесь).