Мастера короткометражной анимации, выпуск №51
"Лучший аниматор среди балалаечников и лучший балалаечник среди аниматоров", - так в шутку говорит про себя герой этой заметки. Не только за аниматорские таланты и умение играть на балалайке Михаила Тумелю полюбили все, кто его знает. Это отзывчивый, добродушный и юморной человек - это видно хотя бы по записям в его ЖЖ-блоге
tumelya. Душа компании на каждой профессиональной тусовке. Видно, что аниматор переживает за коллег, за современное состояние профессии, за судьбу постсоветской анимации, при этом остается оптимистом, как мне кажется. И мультфильмы его веселые и оптимистичные, хотя, если приглядеться, грусть и трагичность в них всё же присутствуют.
Кадры из цикла телепередач "Мир анимации или анимация мира".
Михаил Брониславович Тумеля - аниматор не только российский, но и в большей степени белорусский - правда, не очень корректно делать акцент на национальности. Да и народная белорусская культура проявилась в полной мере в его творчестве только в конце первого десятилетия 21 века. Однако как исторический факт необходимо обозначить, что существует белорусская анимация и Михаил Тумеля является одним из ее ведущих представителей. Фактически он самый известный белорусский аниматор.
Белорусская анимация начала развиваться отдельно от "Союзмультфильма" в конце 70-х, когда художник-аниматор Олег Белоусов во второй половине 70-х создал мультипликационный цех на студии "Беларусьфильм". Олег Белоусов позвал на студию способного юношу Михаила Тумелю, которому тогда еще не было даже 16 лет. Затем Михаил получил высшее архитектурное образование, но, не проработав архитектором ни дня, уехал в Москву на Высшие курсы сценаристов и режиссёров. Учителями будущего аниматора были
Хитрук,
Норштейн,
Назаров. Среди однокурсников -
Александр Петров,
Сергей Айнутдинов. Вскоре разваливается Советский Союз, и у Михаила Тумели начинается активная профессиональная жизнь. 1990-е - работа на нескольких студиях, преподавательская деятельность, множество проектов и командировок, включая Южную Корею и США. Тумеля называл себя "аниматором-кочевником". "В конце концов, анимационные столы, карандаши и бумага везде примерно одинаковые" (из интервью журналу "Sexus").
Автошарж для журнала "Sexus".
Сейчас Михаил Тумеля уже не кочевник ("осёдлый аниматор-пахарь"), живет и работет в Минске, создает великолепные мультфильмы на студии "Беларусьфильм", но про них позже... Дипломной работой на Высших курсах стал "Марафон" (1988, совместно с Александром Петровым), посвященый 60-летию Микки Мауса. Напоминающий по стилю силуэтную анимацию (темные фигурки двигаются на светлом фоне) "Марафон" на первый взгляд кажется очень простенькой зарисовкой с использованием образа знаменитого диснеевского мышонка. Но как меняются эмоции в течение нескольких минут - это гениально. От детской беззаботности до умиротворения 60-летнего старика. Тумеля с Петровым раскрывают личную трагедию Микки Мауса, если бы он был реальным существом - ведь на глазах у вечно молодого (бессмертного!) любимца публики проходят жизни миллионов людей. Вот с ним играет ребенок и вот - внуки того ребенка, которого уже нет...
Михаил Тумеля - один из первых аниматоров студии "Пилот" (см.
Александр Татарский). В разные годы Тумеля сделал для студии несколько мультиков в характерном "пилотовском" стиле: карикатурная или минималистичная рисовка, высокая концентрация юмора / гэгов в течение нескольких минут (или даже секунд) хронометража. Это участие в альманахе "Лифт" (эпизод "Асса" про кентавра-джигита), трагикомедия "Песнь о Вольфганге неустрашимом, достославном победителе драконов" (1991), абстрактная философская зарисовка "Мячик" (2000).
"Песнь о Вольфганге неустрашимом, достославном победителе драконов"
На данный момент самыми известными и в какой-то степени культовыми (в узкой среде) работами аниматора являются короткие минималистичные зарисовки. В "Черте" (1988) можно углядеть социально-политические мотивы в контексте той эпохи, когда был создан мультик. Вышеупомянутый "Мячик", как и "Марафон", охватывает всю человеческую жизнь - здесь это происходит в образной форме: мячик - некое живое существо, переживающее жизнерадостность детского возраста, потом - "взрослое" давление социума, наконец - переход в другую форму существования. "Несгибаемый Чен" (2007) - пародия на боевики с восточными единборствами. Наверное, прежде всего имелся в виду Джеки Чан, который, как и мультипликационный герой - гвоздь, стойко переносит все удары по своей "стальной" голове. В конце мультика - титры с "неудачными дублями", как и в фильмах с Джеки Чаном. Обязательно обратите внимание на участников съемочной группы - это отдельный прикол (режиссер обыгрывает свою фамилию в разных языковых вариантах).
"Черта"
"Мячик"
"Несгибаемый Чен"
Словно доказывая свое умение делать "серьезные" фильмы, Михаил Тумеля в 1998 году берется за среднеметражный проект "Волшебная свирель" (по мотивам осетинского нартского эпоса). Предыдущие мультфильмы были рисованными, а тут вдруг - куклы. Несмотря на то, что куклы ограничены в динамике (а сюжет легеды включает в себя много динамичных боевых эпизодов), фильм получился достаточно зрелищным, нескучным и запоминающимся - за счет выразительных персонажей, игры со светом и передачи атмосферы мифической древней эпохи, когда простые люди спокойно общались с божествами.
Самый интересный, на мой взгляд, период в творчестве Михаила Тумели начинается с 2008 года и продолжается по сей день. Это работа на студии "Беларусьфильм", на которой Михаил сделал несколько мультфильмов в технике компьютерных перекладок (2D-графика). А основой визуального стиля стало народное белорусское декоративное искусство выцінанка (вытинанка), представляющее собой вырезание из бумаги узоров, различных фигурок, животных - да чего угодно! Собственно, самим вытинанкам посвящен мультфильм "Бумажные узоры" (2010), в котором в документальных эпизодах появляется самый известный мастер этого вида народного искусства Вячеслав Дубинка.
В "Бумажных узорах" сочетаются, казалось бы, несочетаемые элементы: народные сказочные мотивы (в титрах указано, что в основу фильма легла песня "Жар-птицы" этно-трио "Троица") и реалии современного информационного общества. В мультфильме присутствуют надписи на английском языке, неожиданные образы (гейша, рок-музыкант), намеки на злободневные политические темы. Такая мешанина выглядит очень забавно и... очень круто! Фильм одновременно демонстрирует уважение к белорусской культуре и старается быть зрелищным для современного интернационального зрителя. Еще от себя добавлю, что считаю "Бумажные узоры" блестящей работой и на данный момент лучшим мультфильмом Михаила Тумели. Даже если брать всю постсоветскую анимацию - то одним из лучших.
Другой проект для "Беларусьфильм" - цикл "Белорусские поговорки" (вышли две части - 2008 и 2011 гг). Берется поговорка и иллюстрируется абсурдной юмористической мульт-зарисовкой. Таким образом раскрывается еще один пласт народной белорусской культуры.
В 2012 году появляется очень интересная работа "Как служил же я у пана", по мотивам старинной белорусской песни. Как мы уже увидели, трагикомедия - любимый жанр Михаила Тумели. Здесь трагикомичность образуется "наложением" друг на друга двух художественных пластов - музыкального (песня про селянина, чья судьба развивается благополучно, если не считать последний трагикомический эпизод с женой) и изобразительного (то, что вы видим, не вполне соответствует содержанию песни - это настоящая авантюрная драма, действие которой выходит далеко за пределы одного села). Сюжет песни мы узнаём заранее, перед тем, как начинается собственно мультфильм. Несоответствие увиденного и услышанного производит ошеломительный эффект из разряда "что это было?!". Рискну предположить, что "Как служил же я у пана" - новый шаг в развитии жанра трагикомедии (хотя бы в сфере анимации).
Почему-то мультфильмы Михаила Тумели "белорусского" периода почти неизвестны в России. Возможно, это связано спроблемами белорусской анимации - точнее, с проблемой распространения белорусских мультфильмах (см. статью
Почему Беларусьфильм делает мультики «в стол»). Из
этой статьи мы узнаем, что в Белоруссии выросло поколение талантливых аниматоров, для которых Михаил Тумеля - не только преподаватель, но своего рода духовный наставник. Из последних проектов Михаила Брониславовича - участие в качестве художника в создании
японской версии "Чебурашки" (2013) и участие в "анимационном джем-сейшене" "Совы Нежные" (2015). Будем ждать следующих шедевров!
ВСЕ ВЫПУСКИ Электронная книга "Мастера короткометражной анимации" (
подробнее здесь).