Мастера короткометражной анимации, выпуск №94
Швейцария - конечно, не великая анимационная держава, но есть в этой маленькой европейской стране свои самобытные мастера - звезды авторской анимации, и в первую очередь это Жорж Швицгебель, подхвативший виртуальную эстафетную палочку у
супругов Ансорж. Швицгебель - независимый аниматор, получивший возможность свободно творить при финансовой поддержке властей родной страны и швейцарского телевидения, а в последние годы и National Film Board of Canada - канадской государственной организации, помогающей выпускать фильмы талантливым аниматорам со всего мира.
Жорж Швицгебель родился в 1944 году, с детства увлекался рисованием и с благословения родителей в 60-х годах начал серьезно изучать изобразительные искусства. Поступил в Высшую школу искусств в Женеве, через год перевелся в Высшую школу декоративно-прикладных искусств на специальность графического дизайнера. И стал бы Жорж иллюстратором или рекламным дизайнером, если бы не интерес к анимации, зародившийся у молодого художника в 1963 году на фестивале анимационных фильмов в Анси (от этого французского городка рукой подать до Женевы). Устав от работы в рекламном агентстве, приятели Жорж Швицгебель и Даниэль Сутер в 1971 году создают собственную студию GDS (названа так по инициалам основателей). В первое время команда выпускала анимационные вставки для документальных фильмов, делала титры для телепередач. Первые полноценные мультфильмы Жоржа на студии GDS появились в середине 70-х, и они сразу получили успех среди швейцарской культурной общественности. Карьера независимого аниматора стартовала удачно!
Первый мультфильм Швицгебеля "Полет Икара" (1974) и все последующие представляют собой бессюжетно-бессловесные визуальные аттракционы, созданные под мощным влиянием живописи разных стран и эпох. Отвечая в
интервью на вопрос, какие картины оказали на него особое влияние, Швицгебель называет следующие имена: Вермеер, Микеланджело, де Кирико, Эдвард Хоппер, Альбер Марке, Фердинанд Годлер, Феликс Валлоттон, Камиль Коро, Жан Батист Шарден, Жан-Огюст-Доминик Энгр, Каспар Давид Фридрих, Макс Бекман. В меньшей степени влияние живописи затронуло "Полет Икара", в котором аниматор в общих чертах изобразил сюжет известного мифа в стиле своеобразного пуантилизма, имитирующего газетную печать: при увеличении напечатанной в газете фотографии можно разглядеть, что она состоит из круглых точек.
В фильмах Жоржа Швицгебеля очень много живописи, неслучайно его называют одним из самых больших живописцев от анимации. Аниматор использует известные произведения живописи (см. "Сюжет картины", 1989) и собственные рисунки, подвергая их невероятным метаморфозам. Каждая картина - это отдельная реальность, которая непредсказуемым образом может перетекать в другую реальность. В первой половине 80-х появляются самые лучшие и самые завораживающие фильмы Швицгебеля. В "Восторге Франк Эн Штейна" (с отсылками на классические триллеры "Франкенштейн" и "Невеста Франкенштейна") показано интригующее путешествие между картинами-реальностями. Действие представляет собой "вид из глаз", как в компьютерной игре-шутере, "камера" плавно проходит между статичных фигур, как будто мы видим в объеме неподвижных персонажей каких-то картин. Немного пугающее зрелище. В конце изображение загадочных арок и коридоров трансформируется в голову Франкенштейна и тут же возле него появляется Невеста.
Самая прославленная работа Швицгебеля - "78 оборотов" (1985), входящая в различные списки лучших короткометражных мультфильмов за всю историю. Здесь швейцарский аниматор достиг высшего мастерства в изображении живописных реальностей, перетекающих одна в другую.
Очень красивы метаморфозы в фильме "Девушка и облака" (2000), обыгрывающем сказочный сюжет про Золушку.
Математики в анимации Жоржа Швицгебеля не меньше, чем живописи. При отсутствии сюжета и диалогов основными элементами мультфильмов становятся ритм и композиция, которые у Швицгебеля просчитаны, словно по каким-то математическим формулам. Важнейшую роль играет музыкальное сопровождение (часто это классическая музыка - Бах, Бетховен, Прокофьев, Рахманинов, Мендельсон, Берлиоз), под которую ритм действия подогнан с хирургической точностью. Мария Терещенко, программный директор "Большого фестиваля мультфильмов",
заметила, что ритм мультфильмов Швицгебеля основан на ритме человеческого дыхания: "4 секунды: две на вдох, две на выдох, что означает 96 кадров, поскольку в секунде их 24. Движение фильма строится на следовании этому ритму или на отклонении от него". Может быть, поэтому мультфильмы очень комфортны для восприятия, несмотря на отсутствия традиционной формы развития сюжета.
Математика у Швицгебеля начинается буквально с первых секунд: каждый мультфильм содержит вступление - обратный отсчет с 11 до 3, причем каждый раз отсчет нарисован в оригинальном стиле. Почему именно с одиннадцати и почему именно до трех - загадка... В качестве художественных приемов используются такие математические понятия, как итерация (повторение действия) и рекурсия (изображение объекта внутри самого объекта). Сочетание математики и живописи образует уникальный визуальный стиль с многочисленными оптическими иллюзиями.
1989 - Сюжет картины
1998 - Фуга
2004 - Человек без тени
2006 - Игра
Просмотр этих мультфильмов - приятный и неповторимый зрительский опыт, не требующий серьезных временных затрат: доступная на данный момент фильмография имеет общий хронометраж около полутора часов. Жорж Швицгебель до сих пор снимает мультфильмы, которые получают призы на различных анимационных фестивалях.
ВСЕ ВЫПУСКИ Электронная книга "Мастера короткометражной анимации" (
подробнее здесь).