Мастера короткометражной анимации, выпуск №88
Одно из самых необычных профессиональных преображений в истории авторской анимации случилось у супругов Эрнеста и Жизель Ансорж. Эрнест трудился инженером-механиком в крупной швейцарской промышленной компании Escher Wyss, Жизель работала фармацевтом. В конце 50-х любовь к искусству окончательно возобладала над карьерой, и супруги решились на резкую смену образа жизни, переехав из Цюриха в деревенский домик в окрестностях Лозанны. Там они оборудовали небольшую анимационную студию со скромным съемочным оборудованием и проекционный зал. Снимали документальные и учебные фильмы, рекламные ролики, но главное - мультфильмы! Параллельно Эрнест работал в лозаннской психиатрической клинике с группой пациентов, занимаясь с ними анимацией, которая выполняла функцию своеобразной психотерапии. Идеи из психоанализа легли в основу авторской анимации супругов Ансорж, так что их работы вряд ли смогут зарядить вас позитивом, но заинтересуют всех, кто так или иначе изучает психологию.
Сборник мультфильмов Эрнеста и Жизель Ансорж издан на DVD в 2005 году, общая продолжительность составляет около часа - десять фильмов, созданных с 1967 по 1990 годы. Лучше всего их смотреть в хронологическом порядке в один заход - как цельное произведение, в котором происходит постепенное погружение в мир бессознательного, скрывающего загадочные и пугающие образы. Швейцарские супруги-аниматоры иллюстрируют с помощью анимации некоторые психологические процессы, например, возникновение сексуального влечения или механизм коллективной травли.
Находясь под влиянием
Иржи Трнки, супруги начинали с кукольной анимации, но их единственный кукольный мультфильм оказался невостребованным. Экспериментируя с материалами и техниками, Эрнест заинтересовался черным порошком, который давал интересный и необычный эффект. "Мы обнаружили, что изображение, сделанное черным порошком на высвеченном на просвет матовом стекле, создает при вибрации эффект черно-белого кинооизображения" (из сборника "Мудрость вымысла", 1983, сост. С.В.Асенин). Вот так Ансоржи изобрели собственную разновидность песочной (сыпучей) анимации и больше свой стиль не меняли. При создании мультфильма роли между супругами распределялись следующим образом: оба работали над сценарием, Жизель формировала изобразительный стиль, а Эрнест отвечал за технические аспекты (монтаж, звук и пр.). Начиная с первой же работы в порошковой технике аниматоры имели успех на европейских мультипликационных фестивалях.
Основная тема анимации Эрнеста и Жизель Ансорж - это механизм зарождения сексуального влечения на уровне бессознательного, возникновение сексуальной одержимости. Насколько я могу судить со своими скромными познаниями в аналитической психологии, аниматоры в большей степени опирались на учение Карла Густава Юнга. Так, один из их мультфильмов называется "Анима" (1977) - это понятие ввел как раз Юнг. Кроме того, сюжеты многих фильмов Ансорж можно интерпретировать только как взаимодействие архетипов, которые исследовал, опять же, Юнг. Таковым является одна из ранних работ "Фантазмик" (1969) с нагромождением выразительных психоаналитических образов.
1969 - Фантазмик (Fantasmic)
1977 - Анима (Anima)
В дальнейшем ключевым символом станет Луна. В символике сновидений Карла Юнга Луна означает "женское начало, доминирующую силу женщины", "потемки Бессознательного". Образ Луны вообще содержит очень богатую символику. В таро есть отдельная карта - "Луна", символизирующая, в том числе, идущие из глубин психики и не осознаваемые разумом импульсы, сбивающие с толку и вызывающие умопомрачения. Луна хоть и светит, но, в отличие от солнечного, ее свет ложный, обманчивый. Отраженный от Луны солнечный свет создает нечеткое и искаженное восприятие окружающей действительности. На уровне подсознания энергия Луны сбивает с толку, провоцируя разрушающие психику иррациональные поступки и процессы. Задумайтесь: почему собаки воют именно на Луну? В человеческой жизни всё сложнее, психологи и культурологи давно изучают влияние Луны на мировоззрение людей. С религиозной точки зрения можно противопоставить Солнце и Луну как божественное и дьявольское начало соответственно. В своих мультфильмах Эрнест и Жизель Ансорж часто помещают Луну на передний план, но даже с заднего плана она господствует над сюжетом. В "Прилунившихся" (1970) влияние Луны показано в социально-психологическом контексте: Луна пробуждает в людях чрезмерные амбиции, борьбу за власть, отказ от духовного развития и, как следствие, самоуничтожение общества.
В следующих фильмах аниматоры концентрируются на сексуальном аспекте архетипа Луны. В этих мультфильмах много эротики и неприятных образов из психоанализа.
1975 - Smile 1, 2 & 3
1982 - Фиалка
1988 - Маленький мальчик, который украл луну
Из серии психоаналитических мультфильмов выделяются две работы со сказочным, на первый взгляд, сюжетом. "Кот-хамелеон" (1975) - история про волшебного кота, способного принимать любые формы. "Шерстяные дети" (1983) - сказочка о том, как бабушка связала из шерстяных ниток мальчика и девочку, но социум не принял детей "не таких как все", потому пришлось размотать их обратно на нитки. Сами по себе эти два мультфильма можно воспринимать как сказочные, но в ряду других работ Ансоржей они не особо выделяются - это такие же психоаналитические притчи, в которых также господствует Луна. Там и там она присутствует на фоне, как бы надвисает над историями, а иногда даже принимает в них непосредственное участие.
1975 - Кот-хамелеон
1983 - Шерстяные дети
Кульминацией и ярким завершением анимационного творчества супругов стал "Шабаш" (1990), лучший их мультфильм. Все их любимые мотивы, идеи и образы выразились в нём в завораживающей мистической форме. Если прежде мы видели психоаналитические зарисовки и притчи, то "Шабаш" - это психоаналитический ужастик, с ведьмами, чертями и прочей нечистью. Мультфильм окончательно утверждает господство Луны в концепции Ансоржей, которые после многих лет занятия творчеством и психотерапией приходят к неутешительному выводу о том, что энергия Луны не поддается рациональному познанию человеком, тем более - обузданию. "Цивилизованным" человеческим обществом, независимо от эпохи, управляют "животные" архетипы на уровне коллективного бессознательного, и ничего с этим не поделать.
Луна недвусмысленно ассоциируется с дьявольской силой.
***
Эрнеста и Жизель Ансорж уже нет в живых... Благодаря этим супругам-аниматорам Швейцария получила свое яркое представительство в мире авторской анимации. Именно с Ансоржей, рискнувших в свое время променять стабильную карьеру на творческую деятельность, началось развитие анимации в этой европейской стране.
ВСЕ ВЫПУСКИ Электронная книга "Мастера короткометражной анимации" (
подробнее здесь).