Жан-Франсуа Лагиони. Коллекционер странных историй

Jan 06, 2017 19:28

Мастера короткометражной анимации, выпуск №46

Необычные истории, абсурдные и невероятные, где-то подслушанные, кем-то вымышленные - вот что подпитывало фантазию ребенка, который однажды сам станет выдумщиком - писателем, иллюстратором, художником. "Я записывал весьма странные истории, бурлившие у меня в голове", - рассказывает о своем детстве Жан-Франсуа Лагиони, яркий представитель французской школы авторской анимации. Мультфильмы Лагиони - это увлекательные оригинальные сюжеты - древние сказки или относительно современные случаи из реальной жизни, переработанные причудливым воображением аниматора и превращенные в уникальные сюрреалистические притчи, которые взорвут ваш мозг. "Я сохранил увлечение содержанием фильма, а не его изобразительным решением, красотой цвета, изяществом рисунка" - странно такое слышать от Лагиони, так как все перечисленное также присутствует в его работах. Чтобы какой-либо французский аниматор не стремился поразить зрителей ярким визуальным стилем - это нонсенс.




Жан-Франсуа учился в парижской Школе драматических искусств и должен был стать режиссером кукольного театра, но всё изменила встреча с аниматором Полем Гримо, который стал его учителем. Обучившись новому ремеслу, Лагиони делает первые собственные короткометражки на студии Гримо. Жан-Франсуа работает с перекладками бумажных фигур, что станет его любимой техникой. Традиционная рисованная техника не вызывала доверия у аниматора, так как в этом случае в создании произведения задействуется слишком много народа.

Дебютом стал м/ф "Мадемуазель и виолончелист" (1965), который несмотря на не очень внятный сюжет был отмечен на нескольких фестивалях. Уже в первой работе можно увидеть любимые приёмы Лагиони: плавный переход от реализма к сюрреализму (история начинается как вполне реалистичная, потом обрастает сюрреалистичными мотивами, а в финале - то, что сейчас в кино называют "твистом"); контраст нелепых персонажей (иногда кажется, что за их основу взяты детские рисунки) икрасивейших декораций. "Мадемуазель и виолончелист" кажется не очень уверенной обкаткой художником индивидуального стиля, следующие работы будут заметно лучше.




1969 - "Случайная бомба". Есть версия, что история навеяна реальным событием - авиакатастрофой над испанским поселком Паломарес, но связь с сюжетом неочевидна. "Случайная бомба" - притча в сюрреалистических декорациях. Некий человек приходит в город, покинутый жителями из-за того, что на площади лежит бомба (ее происхождение не уточняется), которая может в любой момент взорваться. Герой не обращает на нее внимания и пользуется оставленными здесь различными благами. Жители с холма наблюдают за чужаком и больше не могут терпеть, что он разгуливает по их собственности, возвращаются и... догадайтесь, что произошло в финале. Стадное мышление приводит к большой глупости.







После примерно 5-летнего перерыва в анимации, когда Лагиони снимал игровые короткометражки, в 1974 году выходит "Петр и Русалка" на студии "Languedoc". Фильм начинается как обычная сказка (в данном случае - кельтская сказка про мужчину, который влюбился в русалку), затем появляется всё больше странных образов (например, кот в клетке) и шизофренической атмосферы - возможно, это всё было в сказке, но скорее всего не обошлось без фантазии аниматора.







Самые впечатляющие сцены происходят в логове колдуньи, где переплетаются традиционная сказочность и безумные метаморфозы. Концовка закручивает сюжет в новый виток, но напрашивающегося продолжения мы не увидим.




В 1977 году похожий кадр сделает Карел Земан в своем известном фильме "Крабат - ученик дьявола". По атмосфере оба мультфильма похожи.




В середине 70-х Лагиони обращается к традиционной рисованной технике и создает "масочную" дилогию - мультфильмы "Актер" (1975) и "Маска дьявола" (1976), в которых раскрывается тема противопоставления реального и фальшивого обликов. Лагиони проникает вглубь предназначения маски: маску не всегда можно различить (как на карнавале, который мы видим в "Маске дьявола)", чаще всего маска воспринимается как реальный облик (например, загримированный актер настолько хорошо вживается в роль, что зрителям кажется, будто он такой и есть - см. "Актер"). Можно взять и мистическое предназначение маски, с помощью которой темная сущность маскируется под человека (см. "Маска дьявола"). Фальшивое оказывается настоящим и наоборот - просто сюрреалистическая путаница! В этих мультфильмах Лагиони выходит на новый уровень мастерства аниматора-сюрреалиста.







В 1978 году Лагиони делает свой главный короткометражный шедевр - "На веслах через Атлантический океан", получивший премию на Каннском кинофестивале. Мультик опять же начинается в традиционном русле - как реальная история о супругах, которые отправились в морское путешествие. Дальше в этом морском роуд-муви по очереди отсекаются все реалистичные моменты и фильм превращается в сюрреалистический трип. Кто видел мультфильм, навсегда запомнил сцену, когда парочка героев проплывает мимо тонущего Титаника и отбивается веслами от пытающихся спастись пассажиров. Мультик имеет богатую символику - обратите внимание, как меняется изображение воды, как она меняет свой цвет и создает особое "излучение". И всё это на фоне потрясающих декораций. "На веслах через океан" - гениальный фильм-метафора, показывающий погружение в глубины подсознания почти до самого дна, где покоятся архетипы.













Больше короткометражных мультфильмов у Жан-Франсуа Лагиони не было - в 1980-е он переключается на полный метр. Первый полнометражный мультфильм Лагиони "Гвен, книга песка" (1985) сделан в духе предыдущих работ - это сюрреалистическая история, которая разворачивается в условиях постапокалипсиса. Фильм хоть и длится всего час, кажется затянутым - мне кажется, можно было бы сделать замечательную короткометражку. Вопреки заявлению аниматора в первом абзаце визуальный стиль фильма преобладает над содержанием.




В письме С.В.Асенину, составителю сборника "Мудрость вымысла" (1983), Жан-Франсуа Лагиони жаловался на недостаток государственного финансирования и на низкую востребованность авторской анимации во Франции. Возможно, в связи с этим Лагиони прекратил делать свои замечательные короткометражки - после "Гвен" у аниматора выходят полнометражные фильмы, рассчитанные на массового зрителя. Фирменного сюрреализма в них почти не осталось...

ВСЕ ВЫПУСКИ

Электронная книга "Мастера короткометражной анимации" ( подробнее здесь).


Previous post Next post
Up