Девушка с зелеными глазами (1964, Десмонд Дэвис)

Sep 06, 2016 13:09

Для тематической кинорулетки "Британская новая волна".

"Девушка с зелеными глазами" - малоизвестный образец британской "новой волны" от режиссера, чье имя мы не встретим в списках самых заметных деятелей этого кинонаправления. Но что удивительно, режиссер умудрился не только выразить основные идеи "молодых рассерженных", но и отразить стилистику "старших братьев" по нововолновому кино 60-х, а именно французов. Таким образом, вместе с "Девушкой" мы можем поплескаться сразу в двух волнах - французской и британской.



Фильм четко делится на две равные половины: первая - своеобразная дань уважения французской "новой волне" (в большей степени Годару), вторая - это тот самый британский нововолновый бунт. Не уверен, что такое разделение красит фильм - все-таки лучше, когда произведение выдержано в одной интонации. С другой стороны, для молодого Десмонда Дэвиса (тогда ему еще не было 40) это был дебютный кинофильм, и новый киноманифест британских режиссеров-бунтарей давал ему возможность поэкспериментировать. "Девушка с зелеными глазами" в наши дни лучше рассматривать как интересный нововолновый эксперимент, нежели самодостаточный художественный фильм.



Начнем с первой, "французской" части. К 1964 году Жан-Люк Годар выпустил несколько культовых фильмов с Анной Кариной. У Десмонда Дэвиса главную роль играет молодая актриса Рита Ташингэм, ее образ в фильме излучает свежесть и раскованность эпохи 60-х. Риту можно легко поставить в ряд актрис - "икон" французской "новой волны". Насколько я понимаю, в Британии именно Рита Ташингэм и стала "иконой" местной "новой волны", снявшись ранее у Тони Ричардсона и позже в "Сноровке" Ричарда Лестера. Мне показалось, что Д.Дэвис слепил персонаж Кэтрин Брэйди на основе годаровских персонажей Анны Карины. Эпизод в кинотеатре - возможная отсылка на аналогичный эпизод из "Жить своей жизнью".





Еще в первой половине фильма много книг, которые так любил пихать почти в каждый кадр Годар.





Символично, что знакомство Кэтрин с писателем Юджином (тоже, кстати, типаж из французской новой волны) происходит не без участия книжек: героиня оценивает привлекательность мужчины (внешне, кстати, не красавца) по тому, как он элегантно обращается с книгами.





Первая половина фильма - легкая мелодрама в духе годаровской "Женщина есть женщина", история
легкомысленных отношений девушки и писателя, который старше ее лет на 20. Просто встречи-разговоры, ничего такого. Романтика...



Во время просмотра возникает некое недоумение: и где же бунт? Молодых вижу, рассерженных - не вижу. И тут всё меняется. Романтика откланивается, уступая место социальной проблематике. Характер отношений героев резко меняется - теперь речь идет о свадьбе, об обязательствах. У Юджина, оказывается, есть жена, с которой он хочет, но никак не может развестись. У Кэтрин пуританская родня против ее связи с разведенным мужчиной, да еще и намного старше невесты (в одной сцене тётка-хранительница морали заявляет: "Развод - это хуже чем убийство!").



Во второй половине мы видим все атрибуты британской новой волны: социальное дно, нападки на устаревшие моральные нормы (деревенская родня Кэтрин живет в разрухе, но соблюдает религиозно-моральные нормы, а отец вдобавок алкоголик, но тоже очень моральный), критика религии (присутствует персонаж-священник, утверждающий, что настоящий мужчина не может обойтись без алкоголя). Конечно, когда Десмонд Дэвис "сердится", это выглядит немного смешно и преувеличенно. То, что мы видим, не тянет на серьезную социальную драму - это ряд сцен, "рекламирующих" новую британскую киноидеологию. С точки зрения развития сюжета некоторые сцены лишние, но мы уже поняли, что сюжет тут выполняет служебную функцию.

Ближе к концу фильм заходит на территорию экзистенциальной драмы: Кэтрин переживает депрессивные состояния, выносит мозг себе и Юджину, размышляет о своем месте в мире и в итоге принимает единственно верное решение: свалить из города - а это между прочим Дублин, который в первой половине казался эдаким британским Парижем, новой молодежной столицей Британских островов, а во второй половине оказывается обителью серой и черствой пуританской морали. Уплывает Кэтрин в Лондон... Вот такой настоящий Дублин у Десмонда Дэвиса:



Экзистенциальная часть фильма самая красивая: режиссер вставляет интересные ракурсы, отражающий душевные переживания героини.







Мне пока сложно сравнивать, но полагаю, "Девушка с зелеными глазами" - не самый удачный и показательный фильм из британской "новой волны", но в нем есть отдельные интересные компоненты: актриса, годаровские отсылки, немного социальной сатиры, экзистенциальные мотивы. Цельности нет - это главный минус, который можно списать на желание молодого режиссера поэкспериментировать с новыми принципами кинопроизводства, утвержденными лидерами британской "новой волны".

Оценка: 7/10
Previous post Next post
Up