Non-fiction: две книги об актерах

Sep 08, 2016 14:17

Эти две биографические книги об известных советских актерах-комиках со сложными судьбами написаны близкими людьми Сергея Филиппова и Савелия Крамарова - соответственно сыном Юрием Филипповым и другом Варленом Стронгиным. Если судить по этим книгам, то такой подход, когда об известной персоне пишет близкий человек, а не профессиональный писатель-биограф, негативно отражается на качестве материала и служит неким предостережением: данное издание лучше обойти стороной. Именно этой проблеме в большей степени посвящен пост.




Мне интересны Филиппов и Крамаров как нетипичные актеры-комики, не сумевшие раскрыть свой талант в полной мере в советском кинематографе. Мне интереснее эти "темные лошадки", нежели суперзвезды Никулин или Миронов. В биографии каждого есть не только славные события, но и "темные пятна" и разные неприглядные моменты, поэтому ожидал от книг беспристрастного и насыщенного драматическими подробностями рассказа. Но если историю жизни пишет близкий человек, он неизбежно скатывается в пристрастность, аккуратно обходя стороной некоторые недостатки и выпячивая достоинства героя, вываливая на читателя чрезмерный поток восхвалений и причитаний о том, как великую гениальность актера не признали в свое время. Книга таким образом из биографии превращается в "житие святого".

Варлен Стронгин. Савелий Крамаров: сын врага народа (2008)

После прочтения я с удивлением обнаружил, что В.Стронгин - как раз профессиональный биограф (автор книг о Булгакове, Мессинге и др.), но в этом издании он позиционирует себя как один из самых близких друзей Савелия, что дает ему право претендовать на знание самых интимных моментов из жизни актера. Мне кажется, это роковая ошибка автора: выбрав роль "приближенного к телу" вместо роли отстраненного исследователя, Стронгин отказался от объективности и беспристрастности. Вызывает недоумение обилие прямой речи Крамарова в разговорах с женами, друзьями, режиссерами и т.д., как будто каждый раз автор сидел рядышком с диктофоном. Может быть, сам герой книги с детства до самой смерти пересказывал другу интимные подробности своих взаимоотношений с разными людьми, делился своими мыслями, переживаниями? Откуда автор всё это взял - непонятно. Видимо, придумал. Отсюда и незаметная пометка в выходных данных: "литературно-художественное издание". То есть автор выдает вымысел за биографическое исследование. Хорошо, имеет право, только где здесь реальный Савелий Крамаров? Реального Крамарова нет - есть идеализированный образ актера-мученика.

Самое интересное и ценное в книге - это главы об репрессированном отце Савелия. Виктор Крамаров был адвокатом на судебных процессах над большевиками - "врагами народа". Защищая их не формально, а по-честному, по совести, Виктор Крамаров и сам пострадал. По логике В.Стронгина получается, что все трудности в жизни Савелия обусловлены меткой "враг народа" у отца, однако по мере повествования логика поворачивает в национально-религиозную сторону: Крамарова обижали из-за того, что он был еврей по происхождению и иудей по вероисповеданию. Цель писателя - найти как можно больше виноватых в бедах Крамарова и обвинить их в нереализованном актерском таланте. Доля правды в этом есть, но такой подход мне кажется ущербным с точки зрения раскрытия реальной биографии актера.

Оценка: 5/10

Юрий Филиппов. Есть ли жизнь на Марсе... Сергей Филиппов (2009)

Юрий Филиппов - известный художник-дизайнер, живущий в США. Все-таки видно, что не писатель - стилистика сильно хромает: диалоги чересчур литературные, им не хватает живой разговорной правдоподобности. Из-за этого опять же возникает ощущение, что читаешь вымысел, а не рассказ о реальных событиях. Но этот "минус" можно простить автору - главное, чтобы было интересно и беспристрастно. С этим у Ю.Филиппова лучше, чем у предыдущего автора: сын честно рассказывает достаточно неприглядные эпизоды из жизни отца, который пользовался успехом у женщин. Книга посвящена в большей степени личной жизни актера, которая сложилась в какой-то степени трагически. В книге замечательно показан противоречивый образ отца - но не личности. Разносторонний психологический портрет человека здесь не складывается. Как и в биографии Крамарова, здесь самое интересное - это давние семейные истории, в частности история происхождения рода Филипповых от немецких аристократов. Подробностей из киношной сферы совсем немного, поэтому книга воспринимается как семейный роман, основанный на реальных событиях.

Точнее, не вся книга, а половина. Потому что вторая половина - это epic fail. Она представляет собой сборник воспоминаний актеров, режиссеров, друзей Сергея Филиппова. Здесь на читателя выливается "сахарный" поток однообразных восхвалений, преклонений и т.п, из которых складывается еще один образ "святого". То есть половина книги абсолютно бессодержательна. Остальной же материал хоть и интересен, но исследователям советского кино особой пользы не принесет.

Оценка: 5,5/10

non-fiction

Previous post Next post
Up