В очередной кинобитве встречаются два самых обсуждаемых, противоречивых российских фильмов за последнее время. Понимаю, что оба они уже не такие уж и новые, но с тех пор в российском кинематографе ничего более резонансного не выходило. Все мы помним, какие холивары устраивались на просторах ЖЖ в прошлом году, и вот сейчас будет полезным взглянуть более спокойным, трезвым взглядом на эти фильмы, которые наверняка займут важное место в истории российского кино 21 века, и выяснить окончательно, что же круче: экзистенциальная драма Звягинцева или жесткий социальный манифест Быкова?
Напомню, что в кинобитве я сравниваю мнения лучших (из известных мне) киноблогеров, публиковавших в своих ЖЖ посты о соответствующих фильмах. Ссылки на эти посты собираются и систематизируются в общедоступном
кино-ЖЖ-каталоге.
Левиафан / реж. Андрей Звягинцев
Плюсы:
Главное художественное достоинство фильма - его многослойность: за верхним слоем антиклерикального и антигосударственного пафоса многие киноблогеры увидели слой экзистенциальный, в котором режиссер ставит вопросы об устройстве мироздания и о сущности человека. Эксперты подмечают библейские отсылки, но даже если вы далеки от религии, при желании вы сможете разглядеть в "Левиафане" интересные метафоры и другие приемы, явно указывающие на мастерство Звягинцева создавать сложную, но абсолютно логичную смысловую конструкцию в фильме. Так, в целом, воспринимают "Левиафан" зрители, любящие покопаться в кино в поиске неявных смыслов. Плюсы фильма обычно выделяются следующие:
- Высокий художественный уровень.
- Правда жизни.
- Замечательная игра актеров (особенно Серебрякова).
- Фильм дает пищу для размышлений.
- Актуальная проблематика.
- Глубокий смысл.
- Антиклерикализм.
- Динамичность действия (почти 2 с половиной часа смотрятся на одном дыхании).
Минусы:
Лексика тех, кто ругает фильм, кардинально отличается от тех, кто фильм принял. Основная парадигма ругальщиков - это политика. Здесь большинство авторов не удерживаются от соблазна примешать к работе Звягинцева политический подтекст. Может быть, они правы и режиссер действительно русофоб, который, стремясь угодить западным кинокритикам и жюри кинофестивалей, очернил Россию, преувеличил ее проблемы. Но, читая подобные отзывы, я замечаю, что у авторов как будто в хаос в голове и они сами толком не понимают, о чем пишут. Судя по всему, фильм задел их эмоционально, задел сильно, но объяснить свое неприятие аргументированно с художественной точки зрения почти никто не смог. Только общие фразы: тут плохо, здесь плохо и т.д. А почему плохо? ... Это если вынести за скобки политику. Поэтому итоговый рейтинг, который вы увидите ниже, расставляет всё по своим местам. А пока часто упоминаемые минусы фильма:
- Русофобия, очернение России.
- Спекуляция на стереотипах о русской жизни.
- Чернуха.
- Герои недостоверны.
- Герои слишком много пьют.
- Невнятная личная позиция режиссера.
- Жанровая неопределенность фильма.
- Схематичность.
- Попытка угодить Западу (ориентация на западные фестивали).
- Логические провалы в сценарии.
- Слишком мудреный замысел.
- Слишком много пейзажных съемок (как следствие, лишний хронометраж).
Соотношение оценок: ЗА - 9 авторов, ПРОТИВ - 5 авторов, нейтрально - 2.
Итоговый рейтинг: +4
Цитаты:
"Желая приблизится к реальности, режиссёр создал свою, не имеющую ничего общего ни с настоящей жизнью, ни с измерением искусства".
отсюда "Это действительно патриотическое кино. В нём России больше, чем в фильмах тех, кто называет себя патриотами и не взирает на завышенное ЧСВ".
отсюда "Друзья! Зачем искать в "Левиафане" (...) следы евролиберального сатанизма заговора? Это просто хороший фильм! Качественная работа группы талантливейших людей".
отсюда "Быдла в фильме много - ничего, кроме быдла, размазанного по всем слоям русской провинции".
отсюда "В общем, если что, мне просто понравилась Лядова без трусов, а всё остальное в фильме извращает действительность".
отсюда все отзывы и рецензии Дурак / реж. Юрий Быков
Плюсы:
То, что мы видим в этом фильме, действительно оказывает шокирующий эффект - и это несомненный плюс "Дурака". Так или иначе, режиссер справился с этой задачей, причем не столько художественными, столько эмоциональными средствами. Те, кто принял фильм, допускают, что работа Быкова несовершенна в плане сценария, актерской игры, но реалистичность и актуальность происходящего значительно перевешивают все эти шероховатости. "Дурак" - это неприлизанный, местами совсем неэстетичный, грубый, зато "живой" фильм. По сути это социальный манифест, жестко и бескомпромиссно разоблачающий не только пороки наших чиновников, но и слабости простых людей, не желающих что-то менять в своей жизни. В связи с этим плюсы следующие:
- Правда жизни.
- Честность.
- Актуальная тематика.
- Отличный сценарий.
- Хорошая игра отдельных актеров.
Минусы:
Критика "Дурака" преимущественно основана на спорном художественном уровне фильма. Да, в нем несложно увидеть массу недочетов, чем и пользуются авторы, которым "Дурак" не понравился. Чаще всего претензии - к сценарию (но не к реалистичности!). Кому-то мотивация главного героя кажется нелогичной - якобы ему можно было бы поступить по-другому, чтобы в итоге спасти людей в общаге. Кто-то предлагает конкретную инструкцию для героя, но тот, вместо того, чтобы всё просчитать, ведет себя как "дурак". Немного удивительно, что редко встречается обвинение фильма в чрезмерной чернушности - видимо, мы уже привыкли к подобной стилистике в русском кино. Посмотрим, за что чаще всего ругают "Дурака":
- Плохой сценарий.
- "Плоские" персонажи.
- Много штампов.
- Плохая актерская игра.
- Плохие диалоги.
- Слишком много чернухи.
Соотношение оценок: ЗА - 8 авторов, ПРОТИВ - 2 авторов, нейтрально - 2.
Итоговый рейтинг: +6
Цитаты:
"Говорящие ртом герои ходят от шаблона к шаблону. Весь фильм - это, по большей части, набор штампов, "притянутостей" за уши или просто странных ситуаций".
отсюда "Дурак" - это не манифест, "Дурак" - это плач в старорусском значении это слова, плач по эпохе безразличия и низких моральных ценностей".
отсюда "Это просто серенькое кино, берущее вечной темой "как хреново жить в России".
отсюда "Сценарий "Дурака" достоин каннской пальмы. Меткие диалоги, где надо изящные, или лаконичные, или афористичные. Учиться надо на этом сценарии!"
отсюда "Это режиссёр Юрий Быков, аналитик больного общества, сдирающий схватившуюся цементом корку с наших душ, остервенело трезвонящий в колокола, не поддающийся позорному благоразумию «дурак»".
отсюда все отзывы и рецензии Сравним итоговые рейтинги:
+4 Левиафан
+6 Дурак
Лично для меня стала неожиданной победа "Дурака"!
Все выпуски.